Фрагмент для ознакомления
2
Теории развития в современной психологии
Данная научно-исследовательская работа посвящена исследованию наиболее сложного и комплексного феномена, как развитие индивида. Теорию развития индивида мы будем рассматривать с позиции современной психологии.
Надо сказать, что отдельно в психологии выделяются теории развития, которые присутствуют в современной психологической науке. В науке выделены специфические характеристики каждой из имеющихся современных теорий, определены их важные потенциалы, а так же определенные возможности влияния на личностные структуры индивида.
Итак, дадим дефиницию развития. В целом под психическим развитием понимается некий процесс определенных необратимых и четко направленных закономерных видоизменений, который в конечном итоге будет приводить к появлению количественных, качественных и структурных реорганизаций и деформации психики, поведение личности современными психологами называются наследственность, а также и вырожденность.
При всем при этом психическое развитие может насчитать большое количество разных количественных, а также качественных характеристик. Психическое развитие неизменно следует всем этапам жизнедеятельности личности, охватывает все области его жизнедеятельности, а также обрамляет жизнь и делает эту жизнь насыщенной, наполненной большим смыслом и стимулирует личность к осуществлению какой-то деятельности.
Следует отметить, что само психическое развитие непосредственно базируется на личностном внутреннем стремлении индивида к самосовершенствованию, а также к самореализации, а сама психика будет подстраиваться под эти внутренние мотивационные структуры, развивается на основании полученных каких-то теоретических и практических знаний, формирования практичных умений, в ходе осуществления индивидом аналитической и практической деятельности так называемого профессионального порядка.
Следует отметить, что кроме вышесказанного, активное воздействие на данное развитие будет оказывать творческая деятельность человека, которая связана с его стремлением реорганизовать окружающую действительность, сделать эту действительность еде лучше, постоянно формировать спектр новейших явлений, феноменов, а также возможностей, согласно которым сам человек становиться творцом в широком понимании этого слова и изобретателем, а также исследователем.
Следует обратить внимание на то, что важно не просто понимать сущность и природу развития человека, но и вовремя осознавать само значение для всего социума и для каждого в отдельности человека, так как скорое развитие может в конечном результате привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям для этих структур.
В современном глобализирующемся мире психологическая наука насчитывает большой перечень имеющихся теорий психического развития личности. Мы рассмотрим в настоящей научной работе только некоторые из этих теорий, так как изучить весь имеющийся объем в рамках достаточно короткой научно-исследовательской работе нам представляется невозможным.
Одной из наиболее распространенных теорий, теория З. Фрейда. З. Фрейд все психические процессы развития человека подразделяет на три ключевых уровня, которые находятся в непосредственном взаимном действии:
− сознательное развитие;
− предсознательное развитие;
− бессознательное развитие.
Теория З. Фрейда имела большое распространение, как в отечественной, так в и зарубежной педагогической мысли, а также завладела особой нишей и повлияла на развитие многих других современных теорий психического развития.
Кроме теории З. Фрейда, существует теория Э. Эриксона, который стал идейным, а также научным последователем предшественника З. Фрейда [5].
Э. Эриксон считал, что основным ключевым моментом психического развития личности будет процесс социализации, так сказать включения индивида в социум, его отдельные структуры и общности.
При этом особое внимание следует уделять, тому, что социализация является активным, а также и значимым элементом становления личности, так как социализация может формировать весь спектр навыков, а также умений социально-ориентированного и коммуникативного характера [4].
Также в научных кругах большой интерес вызывает гуманистическая теория развития психики человека К. Роджерса
К. Роджерс выделил в своей теории некоторый ряд идей, так сказать, специфических особенностей, среди которых:
− поведение и поведенческие характеристики, которые будут присущи определенной личности;
− человек обладает рядом способностей к определению своей собственной судьбы и дальнейшего жизненного пути, несет полнейшую личностную ответственность за свою жизнь и за все личные действия, осуществляемые в ходе всей своей жизнедеятельности;
− человек по своей сущности добрый, ему присуще стремление к само совершенству, достижению идеалов (как социальных, так и индивидуальных, творческих, учебных и других идеалов).
Гуманистическая теория, рассматриваемая нами в настоящем исследовании, являет собой пример личностной ориентации личности вглубь своего поведенческого механизма.
Личность развивается в процессе саморазвития и стремления к актуализации собственной деятельности в условиях быстроменяющегося социокультурного пространства.
Примерно такой же позиции придерживается А. Маслоу, широко прославившийся в психологической науке как основатель гуманистической пирамидальной теории, в соответствии с которой важнейшей миссией личности является мотивированный поиск индивидуальных целей, что делает процесс жизнедеятельности осмысленным, наполненным и глубоким. Он утверждал, что все потребности и желания личности являются врожденными и имеют особую структуру организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, В.В. Метод проектов как основа развития творческой личности будущих педагогов /В.В. Абрамова //Педагогическое образвоание и наука. 2024. С.116.
2. Амонова Хикоят Иноятовна Особенности активных методов обучения // Наука, техника и образование. 2020. №6 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-aktivnyh-metodov-obucheniya (дата обращения: 01.03.2025).
3. Баттерворт, Д., Харрис, М. Принципы психологии развития / Д. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2003.
4. Бурменская, Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби / Г.В. Бурменская. – М., 2003.
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя – Ростов н/Д: Феникс, 2015. 157 с.
6. Мартын, И.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / И.А. Мартын // Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 6 (19). – С. 316-319. – Текст: непосредственный.
7. Минькина, Е. Н. Теория развивающего обучения [Текст] / Е. Н. Минькина, А. Г. Копий / Молодой ученый. – 2015. – № 9 (89). – С. 1138-1140.
8. Орлов, А. Б., Орлова, Л. В., Орлова, Н. А. Возрастная и педагогическая психология. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов // Вопросы психологии. 2011. С. 5–20.
9. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин – М., 1989. 228 с.
10. Яшкова, А.Н. Психическое развитие личности обучающегося: Современные аспекты исследования. Монография /А.Н. Ящкова [и др.].-2024. – 99 с.