Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проекта. В настоящее время наметилась тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи. Проблема развития физической активности школьников в настоящее время вызывает особый интерес в связи со значительными изменениями экологических (неблагоприятная ситуация), экономических (снижение уровня жизни населения) и социальных условий общества
Целью физического воспитания в школе является развитие навыков и умений детей, поддержание здорового образа жизни, развитие физических качеств, обучение использованию двигательного опыта, обеспечение быстрого освоения новых движений, развитие силы и выносливости.
Физическое воспитание считается одним из приоритетных направлений образовательного процесса, так как от физического состояния ребёнка зависит его здоровье, познавательный интерес и учебные достижения. Именно поэтому педагоги не перестают исследовать особенности физического воспитания детей.
Основным направлением физкультурной работы со школьниками является формирование самостоятельных потребностей и привычек регулярных занятий физкультурой. Занятия по физическому воспитанию призваны научить ребенка движениям, которые он будет использовать на протяжении всей своей жизни.
Исследования авторов (Э.Й. Адашкявичене, JI.H. Волошиной, Г. Домана, А.Н. Ноткиной), что занятия физической культуры направлены на развитие всех двигательных качеств детей. От уровня развития физической активности обучающихся подросткового возраста зависит состояние организма и, как следствие, здоровье подростков.
Объект исследования – физическая активность подростков.
Предмет исследования – особенности влияния физической активности на здоровье подростков.
Цель исследования – исследовать особенности влияния физической активности на здоровье подростков.
Гипотеза исследования: если подросток физически активен, то у него не отмечаются признаки ожирения, и он способен выполнить нормативы по физической культуре на требуемом уровне.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Провести экспериментальное исследование о влиянии физической активности на здоровье подростков.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической и периодической литературы.
- эмпирические – диагностика, тестирование, качественная и количественная оценка результатов.
База исследования:
Назначение проекта: выявление уровня физической подготовленности подростков позволил более грамотно подойти к организации физического воспитания обучающихся.
Глава I. Обзор литературы
Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает физическое развитие.
Физическое воспитание – образовательный процесс, характеризующийся всеми общими чертами, свойственными педагогическому процессу: главная роль педагога-специалиста, основное направление работы педагога и детей – выполнение учебных задач, система занятий, основанная на дидактических и общепедагогических принципах [1].
Физическое воспитание – это вид обучения, содержанием которого является двигательная тренировка, развитие физических качеств, приобретение специальных знаний в области физического воспитания и формирование осознанной потребности в физическом воспитании [1].
В то же время физическое воспитание имеет особенности, отличающие его от других видов деятельности. Прежде всего, оно формируется на основе закономерностей процессов, обеспечивающих упорядоченное формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, а также оптимизацию физических качеств человека, определяющих его общие физические возможности.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [2].
Важное значение в физическом воспитании отводится методам оценки и развития физической подготовленности и физической активности. Физическая подготовленность дошкольников – это соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы. Для оценки уровня развития физической подготовленности используются различные двигательные тесты. Физическая активность - это любые движения тела при помощи мышечной силы, сопровождающиеся расходом энергии [11].
Регулярные физические нагрузки помогают снижать общий уровень стресса и улучшают настроение. Данный механизм легко объясняется с научной точки зрения. Так, в результате научного эксперимента, проведенного в 1987 году, ученые доказали, что уровень физической активности имеет прямую взаимосвязь с психическим здоровьем и самочувствием человека. Он влияет на снижение общего уровня тревожности и помогает бороться с фобиями. Также в результате данного эксперимента было установлена польза физических нагрузок как вспомогательного средства лечения депрессии. В результате исследования был сделан вывод о том, что умеренные физические нагрузки способствуют снижению целого ряда показателей стресса, таких как нервно-мышечное напряжение, повышенная частота сердечных сокращений в покое, а также концентрация некоторых гормонов в крови. По мнению современных специалистов, занятия спортом оказывают благотворное влияние на эмоциональный фон людей любого пола и возраста [4].
Задачи развитию физической активности:
- укрепление здоровья и возвращение к нормальной жизни к физическому развитию;
- способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростной силы, выносливости и подвижности в суставах;
- укрепление навыка правильной осанки на ходу и в статических позах;
- рациональный и сложный жизненно-практичный, но и для формирования видов движения в спортивной игровой и соревновательной среде;
- изучение основ индивидуальной техники выступления гимнастические упражнения, легкая атлетика, плавание, спортивные игры баскетбол, волейбол [3].
Отличительной чертой подросткового возраста является то, что в это время в организме начинается половое созревание. В период полового созревания скорость роста скелета значительно увеличивается до 7-10 см, масса тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают от девочек по темпам увеличения массы тела и длины тела на 1-2 года. Процесс окостенения еще не закончен. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища, мышечные волокна не успевают развиться, длина трубчатых костей увеличивается. Состояние мышечного напряжения и пропорции тела меняются. У мальчиков в возрасте 13-14 лет мышечная масса увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам строение мышечных волокон приближается к морфологической зрелости. Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему повышенные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается артериальное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро появляется усталость. Кровоток затруднен, часто возникает одышка, возникает ощущение стеснения в области сердца [8].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Абрамишвили, Г. А. Современный взгляд на проблемы физического воспитания учащихся младшего подросткового возраста / Г.А, Абрамишвили, В. Ю. Карпов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2019. – №. 11 (117).- С.7-12.
2.Акимова, Л. А. Предпосылки перехода к реализации модели смешанного обучения в методике преподаваний физической культуры в общеобразовательных организациях / Л. А. Акимова, П. П. Тиссен, Р. Р. Калимуллин // Теории практика физической культуры. – 2022. – № 6. – С. 109-110.
3.Акрамова, Г.М. Как физическая культура в школах приносит пользу учащимся // Academy. - № 10 (61). - 2020. - С. 41-44.
4.Акрамова, Г.М. Теоретические основы использования современных технологий в физическом воспитании / Г.М. Акрамова, Г.М. Салимов // Проблемы науки. 2021. №2 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-ispolzovaniya-sovremennyh-tehnologiy-v-fizicheskom-vospitanii (дата обращения: 30.01.2025).
5.Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. -Москва . : Академия, 2020. - 416 с.
6.Бурханова, И. Ю. Игротехнологии в физкультурном образовании школьников / И. Ю. Бурханова, В. Л. Скитневский // Физическая культура в школе. – 2022. – № 3. – С. 2-5.
7.Взаимосвязь показателей двигательной активности и физической работоспособности учащихся / Л. А. Кадуцкая, Е. С. Николаева, М. Н. Визирякин, Е. Г. Соловейченко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 61-62.
8.Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: учебник для вузов / Г.В. Гуровец, В.И. Селиверстов . – Москва: ВЛАДОС, 2019. - 433 с.
9.Ефремова, Л.Б. Игра в физическом и психическом развитии ребенка / Л.Б Ефремова // Инструктор по физической культуре. – 2021. - № 8. – С. 35- 39.
10.Завалишина, С. Ю. Функциональная оптимизация молодого организма средствами физического воспитания / С. Ю. Завалишина, А. С. Махов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 1. – С. 58.
11.Тхорев, В.И Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста / В.И. Тхорев, С.П. Аршинник // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sensitivnye-periody-razvitiya-dvigatelnyh-sposobnostey-uchaschihsya-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 30.01.2025).
12.Фроленков, В.Н. Физическая активность – важнейшая составляющая здоровья человека / В.Н. Фроленков // Наука-2020. 2022. №5 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-vazhneyshaya-sostavlyayuschaya-zdorovya-cheloveka (дата обращения: 25.03.2025).