Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роль иностранного языка в развитии современного общества неоспорима. Владение им способствует пониманию мировой культуры и приобщению к ней, свободному использованию возможностей Интернет-ресурсов, работе с различными технологиями.
Перед преподавателем иностранного языка в школе стоит ряд серьезных задач. Одной из приоритетных задач является развитие ответственного и инициативного ребенка, его подготовка к качественному взаимодействию с окружающим миром: ребенка нужно адаптировать к стремительно меняющимся условиям, научить умению осуществлять множественный выбор, способствовать его самообразованию и саморазвитию. Кроме того, учителю необходимо формировать у детей способности к деятельности, включающей в себя готовность к целеполаганию, оценке, действию, рефлексии.
Идеальным считается занятие, которое, во-первых, обеспечивает активное участие в уроке каждого ребенка, во-вторых, повышает авторитет знаний, в-третьих, обеспечивает личную ответственность ребенка за результаты учебной деятельности. В этой связи особенно эффективной, а, следовательно, чрезвычайно популярной среди педагогов является технология игровых форм обучения, обеспечивающая успешное решение названных задач.
Использование игр в процессе обучения иностранному языку объясняется не только стремлением педагогов разнообразить учебный процесс, заинтересовать школьников, но и тем, что игровые технологии сегодня признаются одними из инновационных, а значит, отвечающими современным процессам информатизации общества. Между тем необходимо отметить, что многие методисты описывают технологию игры слишком обобщенно и упрощенно. Очень мало методических публикаций посвящено выявлению специфических особенностей деятельности преподавателя и обучаемых в той или иной фазе игры, а также описанию рекомендаций по ее подготовке. В этой связи проблема внедрения в обучение иностранным языкам игровых технологий является недостаточно разработанной и требует специального рассмотрения.
Таким образом, актуальность темы «Игра как форма взаимодействия и средства развития иноязычных умений учеников средних классов» заключается в необходимости интеграции игровых технологий в процессе обучения иностранным языкам для достижения высоких результатов в соответствии с требованиями ФГОС и современными образовательными стандартами.
Цель – раскрыть особенности использования игры как формы взаимодействия и средства развития иноязычных умений учеников средних классов.
Задачи:
1.Рассмотреть психолого-педагогические особенности игровой деятельности;
2.Описать роль игры в процессе обучения;
3.Рассмотреть виды игр на уроках английского языка;
4.Раскрыть методику использования игр в процессе иноязычного обучения в средних классах;
5.Разработать авторскую методику использования игр в иноязычном обучении;
6.Оценить эффективность использования игр как формы взаимодействия и средства развития иноязычных умений учеников средних классов.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение учебно-методической, периодической, психолого-педагогической литературы, тестирование, педагогическое проектирование.
Глава 1. Теоретические основы игры как средства развития иноязычных умений учеников средних классов
1.1Психолого-педагогические аспекты игровой деятельности
В последние десятилетия игровые технологии становятся все более популярными в образовательной практике, особенно в преподавании иностранных языков. Использование игровой деятельности в качестве основной формы активного обучения позволяет расширить возможности традиционного урока и повысить мотивацию учащихся. Психологи и педагоги отмечают, что включение игровых элементов в образовательный процесс способствует активной вовлеченности всех участников и делает изучение языка более интересным и менее напряженным. Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина и В.И. Кувшинова, игра является эффективным инструментом, который позволяет учащимся воссоздавать социальные взаимодействия в неформальной обстановке [Эльконин, 1978]. Это способствует более глубокому усвоению учебного материала. В процессе выполнения игровых заданий ученики сталкиваются с необходимостью применять грамматические конструкции в различных ситуациях, что помогает не только сформировать практические навыки, но и развивает их критическое мышление.
Игра считается особым видом деятельности, который отличает развлекательно-досуговый характер. В разных научных традициях игра может определяться следующим образом:
Таблица 1
Определения понятия «игра» с позиций различных исследователей
Исследователи Определение понятия «игра»
К.Д. Ушинский - рассматривал игру как метод обучения, который способствует развитию мышления и творчества у детей.
А.К. Бондаренко - это и игровой метод детей, и форма обучения и самостоятельная игровая деятельность и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
А.С. Макаренко - рассматривал игру как способ формирования личности и взаимодействия с окружающим миром.
Жан Пиаже - игра как средство развития когнитивных функций, подчеркивая важность игровой активности для усвоения знаний.
Мы согласны с мнением исследователей А.К. Бондаренко и К.Д. Ушинского, согласно которому игра понимается как не только метод и форма обучения, но и как самостоятельная игровая деятельность. Она также рассматривается как инструмент для всестороннего развития личности ребенка, который служит дополнением к методическим приемам педагога [Белоусова, 2022].
С психолого-педагогической точки зрения, в основе игровых методов обучения лежит игровая деятельность. Далее перейдем к определению понятия об игровой деятельности.
Таблица 2
Определения понятия «игровая деятельность» с позиций различных исследователей
Исследователи Определение понятия «Игровая деятельность»
Д.Б. Эльконин Такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
А.В. Конышева Одна из трех основных видов человеческой деятельности, которые выделяет психологическая теория деятельности в рамках воззрений А.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.
А.Н. Леонтьев Определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) – с другой. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре».
В.И. Кувшинов Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Е.И. Пассов Символико-моделирующий тип деятельности, возникающий у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста.
В настоящей работе за рабочее определение «игровой деятельности» нами будет принята позиция Д.Б. Эльконина, при которой игровую деятельность следует рассматривать как воспроизведение социальных взаимодействий вне утилитарных целей. В игре дети осваивают общественный опыт и развивают навыки саморегуляции поведения [Эльконин, 1978].
Психологический механизм игры, по мнению ряда ученых, кроется в мотивации деятельности. Перечислим основные способы мотивации школьников в ходе игр:
- мотивы общения: решая игровые задачи, ребята взаимодействуют друг с другом и укрепляют взаимоотношения между собой;
- мотивы морали: в процессе игры дети стремятся отстаивать свою точку зрения;
- мотивы к победе (достижению цели): в игре учащийся стремится к победе и осознает пути достижения цели;
- мотивы ответственности: несмотря на принцип равенства в игре, результат зависит от каждого игрока индивидуально и от его личностных качеств;
- мотивы личностной значимости: обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость;
- познавательные мотивы: ситуация успеха стимулирует учащихся к познавательной деятельности, кроме того в игре присутствует нечто, неопознанное учениками, что активизирует их мыслительную деятельность, толкает на поиск ответа [Аристова, 2021].
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и А.Н. Леонтьев видят неопровержимую связь игры с трудовой и учебной деятельностью. Исследователи видят основное назначение игры в развитии и самореализации учащихся [Будакова, 2012].
Что касается игры в процессе обучения (в том числе обучения языку), то в ней действует принцип равенства. Она посильна практически каждому ученику, вне зависимости наличия у него достаточно прочных знаний в языке. Более того, в игре может произойти такое, что самый слабый в языковой подготовке ученик может стать первым: иногда находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем способность ориентироваться в предмете.
Страх сделать ошибку, препятствующий свободному употреблению в речи лексики и грамматики чужого языка, значительно снижается в ходе игры, поскольку в ней отсутствует ощущение непреодолимости заданий. Играя, учащийся неосознанно усваивает языковой материал, что вызывает у него чувство удовлетворения, и он уже может говорить наравне со всеми.
Игры, лежащие в основе игровых методов обучения, выступают средством обучения, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью.
В играх учащиеся достигают целей различных уровней:
1) Цель получить удовлетворение от самого процесса игры: здесь отражается готовность учащегося к любой активности, приносящей положительные эмоции.
2) Функциональная цель: соблюдение правил, разыгрывание сюжетов, ролей.
3) Педагогическая цель, решение игровых задач: усвоение новой лексики иностранного языка, использование ее в речи [Зятькевич, 2021].
Игровая деятельность формирует психические процессы ребенка:
- переход от наглядно-действенного к образному мышлению;
- способность к абстрагированию и обобщению;
- произвольное запоминание [Вайсбург, 2021].
Исследователи справедливо замечает, что учащимся интересна только та информация, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личную значимость. Такую информацию они легко запоминают. Учитель должен организовать учебную деятельность таким образом, чтобы познавательные процессы учащихся были активизированы, поскольку познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении [Сальникова, 2023].
Психологи и методисты утверждают, что успешное постижение иностранного языка зависит не только от когнитивных процессов, но и 20 эмоциональной сферы личности. Человек – это эмоциональное существо, а среди качеств личности, необходимых для изучения иностранного языка, он обладает мотивацией, уровнем тревожности и самооценки, скованностью (раскованностью) и склонностью к риску. Мотивация в любой деятельности является пусковым механизмом. Успехи в деятельности приумножают мотивацию. Низкая самооценка зачастую приводит к скованности, закомплексованности и связана со страхом совершить ошибку, что негативно влияет на овладение языком. В тесной взаимосвязи с самооценкой, скованностью, готовностью к риску находится уровень тревожности при усвоении иностранного языка. При этом различают личностную и ситуативную тревожность. Если первая изнуряет организм, являясь помехой в обучении, то ситуативная тревожность создает интеллектуальное напряжение, азарт в обучении [Шебанова, 2023].
Таким образом, очевидно, что игра положительно влияет на эмоциональное состояние человека, раскрепощает и стимулирует его к изучению иностранных языков. Но игровое обучение не может быть единственным образовательным методом в работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, а только развивает познавательную активность школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Английский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Е. Ваулина, Дж. Джули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2008. – 136 с.
2.Английский язык : 6-й класс : : учеб. для общеобразоват. учреждений с углубл. изучением англ. языка / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др. – Москва : Просвещение, 2023. – 184 с.
3.Аристова, М. В. Психолого-педагогические условия развития говорения у учащихся средствами сюжетно-ролевой игры на уроках иностранного языка на уроне основного общего образования // Экономика и социум. – 2021. – №5-2 (84). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-govoreniya-u-uchaschihsya-sredstvami-syuzhetno-rolevoy-igry-na-urokah-inostrannogo (дата обращения: 01.03.2025).
4.Белоусова, Т. Ф. Языковые игры на уроках английского языка / Т.Ф. Белоусова, А.А. Третьяков / / Таврический научный обозреватель. – 2022. – №5-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-igry-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 01.03.2025).
5.Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 85-91.
6.Вайсбурд, М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / М.Л. Вайсбурд. – Москва : Просвещение, 2021. – 278 с.
7.Зятькевич, А. С. Игра как форма взаимодействия и средство развития иноязычных умений в средней школе / А.С. Зятькевич / Студенческий вестник. – 2021. – № 41-1 (186). – С. 27-29.
8.Касьянова, С. П. Использование ролевой игры как разновидности игрового метода на уроках английского языка в средней школе / С.П. Касьянова // Символ науки. – 2021. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rolevoy-igry-kak-raznovidnosti-igrovogo-metoda-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-sredney-shkole (дата обращения: 01.03.2025).
9.Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2022. - 192 с.
10.Мильруд, Р. П. Теория обучения иностранным языкам. Английский язык : учебник для вузов / Р. П. Мильруд. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 406 с.
11.Рунова, Т.А. Повышение эффективности образовательного процесса в современной школе средствами технологии «коллективный способ обучения» / Т. А. Рунова, Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова // Школьные технологии. – 2022. – № 2. – С. 81-89.
12.Сальникова, С.А. Игра как метод обучения иностранному языку / С.А. Сальникова // Ростовский научный журнал. – 2023. – № 8. – С. 22-29.
13.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. - Москва : Просвещение, 2016. – 239 с.
14.Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. – 2004. – С. 101-106.
15.Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – Москва: Просвещение, 1978. – С. 147-150.
16.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г №287 // Реестр примерных основных общеобразовательных программ : сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения 01.03.2025).
17.Шебанова, Д.Р. Теоретические аспекты изучения игры как формы взаимодействия и средства развития иноязычных умений / Д.Р. Шебанова, И.А. Гребенникова // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. – 2023. – №3 (52). –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-igry-kak-formy-vzaimodeystviya-i-sredstva-razvitiya-inoyazychnyh-umeniy (дата обращения: 01.03.2025).
18.Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – Москва: Просвещение, 2006. – 289с.
19.Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 1978. – С. 100-105.
20.Odai A.N.Using of game methods in teaching English Phonetics for younger pupils // Электронная библиотека из полезных документов. – 2015. – URL: http://megadocs.ru/958/html (дата обращения: 28.02.2025).