Фрагмент для ознакомления
2
Термин «э-инклюзия», который подразумевает применение цифровых технологий в формировании современного инклюзивного образования.
Барьеры, которые могут возникнуть при внедрении цифровых технологий в инклюзивное образование: когнитивные (при восприятии учебного материала посредством цифровых технологий), контент-барьеры (язык рабочего устройства или программного обеспечения не совпадает с родным языком учащегося), дидактические (учащиеся не готовы обучаться с использованием цифровых технологий, а у преподавателя отсутствуют навыки фасилитации в инклюзивном образовании). В заключении статьи автор делает вывод, что цифровой трансформации нужно отводить роль помощи, а не глобальной замены всего классического образования.
4. В статье Г.А. Хакимова, Н. Л. Харченко, О. В. Елисеева «Актуальное состояние цифровой трансформации отечественного института инклюзивного образования» рассматривается текущее состояние цифровой трансформации отечественного института инклюзивного образования и приводится анализ использования образовательных технологий в инклюзивном образовании в России, выявляются проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются учреждения данного типа, а также предлагаются стратегии по оптимизации процессов цифровой трансформации в сфере инклюзивного образования. В статье также обсуждаются перспективы развития данной области и возможные направления совершенствования работы отечественного института инклюзивного образования как сферы деятельности, охватывающей вопросы инклюзивного образования в контексте цифровой трансформации образовательного процесса.
5. Статья Борисова Е.Ю. «Влияние цифровой трансформации на качество образовательного процесса» исследует актуальную тему цифровизации образования. Автор отмечает, что традиционный, инерционный подход к образованию претерпел существенные изменения под воздействием стремительного прогресса в области цифровых технологий и вычислительной техники. Эти изменения, по мнению исследовательницы, привели к обострению проблем в сфере образования, для решения которых необходима цифровая трансформация. Статья фокусируется на психологических характеристиках молодежи, относящейся к поколению Z, и исследует, как цифровые технологии могут быть использованы для создания образовательных методик, соответствующих их уникальным потребностям.
Особое внимание в данном контексте сосредоточено на интеллектуальных образовательных платформах, использующих искусственный интеллект. Внедрение таких систем, например, с помощью интеллектуальных чат-ботов, способно существенно повысить качество обучения, а для инклюзивного образования это станет настоящим прорывом, открыв новые горизонты и привлекая большую аудиторию студентов с ограниченными возможностями. Интеграция интеллектуальных систем, информационных ресурсов и LMS-платформ открывает возможности для реализации смешанного обучения, представляющего собой новую модель образовательного процесса. Такой подход, объединяющий традиционные и дистанционные методы обучения, способствует повышению качества образовательной программы и созданию индивидуальных траекторий развития для каждого обучающегося, учитывающих его уникальные потребности.
6. Статья Зуевой Н.В. «Цифровая трансформация высшего образования: нормативно-правовая база, терминология, проблемы» посвящена вопросам цифровой трансформации высшего образования в период пандемии и перехода на цифровое дистанционное и смешанные формы обучения. Рассмотрена нормативно-правовая база обучения в таких форматах, приведена терминология. Практическая часть статьи содержит результаты опроса группы экспертов по вопросу возникших у преподавателей проблем при переходе на данные формы обучения.
7. Основная цель статьи Мальцевой Н.Н. «Социокультурные функции современного образования» состоит в том, чтобы выявить социокультурные функции современного образования.
Россия сегодня переживает масштабные преобразования, охватывающие все сферы жизни, в том числе и сферу образования. Изучение истории показывает, что во все времена, независимо от политической системы, главная цель образования оставалась неизменной: воспитание личности, отвечающей потребностям конкретного исторического периода. Наша современность же отличается сложностью и динамизмом как в нравственном, так и в социальном плане.
Цифровая трансформация оказывает существенное влияние на современное общество, определяя актуальность ряда образовательных функций. Среди них особо выделяются воспитательная, ориентированная на формирование мировоззрения и развитие личности, просветительская, направленная на повышение уровня знаний, функция финансовой грамотности и правовая, обеспечивающая усвоение правовых норм. Главная задача воспитательной деятельности - воспитание нравственных качеств личности современного гражданина. Важно также сформировать у обучающихся научное мировоззрение и способность критически оценивать ненаучные течения в культуре. Развивающая функция образования направлена на формирование гармонично развитой личности, способной к нестандартному мышлению. Просветительская функция предполагает знакомство с современными технологиями, применяемыми в повседневной жизни и дистанционном обучении, для успешной адаптации к цифровой и информационной среде. Не менее важной является функция формирования финансовой грамотности, которая обучает правильной распоряжению средствами. Наконец, правовая функция образования направлена на усвоение правил поведения в сетевом общении, как в дружеской, так и в безопасной среде.
8. Цифровая трансформация подвергла значительным изменениям все сферы современного общества, включая сферу образования. В данной статье Разбегаева П.В. «Образовательная среда как элемент цифровой трансформации высшего образования России» представлены результаты исследования, целью которого стало выявление особенностей образовательной среды как элемента процесса цифровой трансформации высшего образования. Для достижения поставленной цели автором были применены общенаучные и специализированные методы сбора и обработки данных, а также общелогические приемы, такие как анализ и синтез. В ходе исследования автор провел глубокий анализ и раскрыл сущность ключевых понятий, таких как «информационная технология», «цифровая трансформация», «цифровая трансформация в сфере образования», «дистанционное обучение» и «электронное обучение».
Исследование посвящено разбору составляющих электронного обучения, классификации его форм и обоснованию необходимости цифровой модернизации образования. В нем также проанализирована нормативно-правовая основа в сфере исследуемой темы. Автором раскрывается понятие «цифровой образовательной среды», ее функциональные возможности и основные принципы. В работе также представлены пути реализации цифровой трансформации в образовательном процессе, а также подчеркивается ключевое значение цифровой образовательной среды. Исследование, проведенное автором в Волгоградской академии МВД России, фокусируется на анализе цифровых инструментов, применяемых в образовательном процессе, и выявляет их влияние на эффективность цифровой трансформации академической среды. Результаты исследования убедительно демонстрируют необходимость развития цифровой образовательной среды в высших учебных заведениях России. Статья утверждает, что цифровая образовательная среда выходит за рамки функции простого коммуникационного инструмента, активизирующего участников обучения. Она выступает в качестве фундаментальной информационной платформы, которая является ключевым компонентом создания информационно-аналитических систем, способствующих повышению качества образования.
9. В статье Абдусаламова Р.А. «Некоторые проблемы совершенствования юридического образования в условиях цифровизации» анализируются вызовы и возможности внедрения цифровых инструментов в юридическую сферу обучения и подготовки будущих юристов, с акцентом на формирование у них профессиональных, коммуникативных и цифровых компетенций.
В сфере юридического образования рассматриваются инновационные подходы, основанные на внедрении цифровых инструментов. Среди них особое внимание уделяется концепциям непрерывного обучения, обучения посредством практического опыта, адаптивного обучения, коллаборации и перевернутого обучения. Применение группового проектного обучения в изучении актуальных вопросов правового регулирования информационной среды позволило разработать цифровой образовательный ресурс, состоящий из теоретических материалов, анимационных видеороликов, интерактивных ментальных карт и тематического тезауруса, а также тренинговых тестовых систем.
10.В статье Абдусаламова Р.А. «Основные направления правового регулирования использования искусственного интеллекта в сфере высшего образования» подчеркивается актуальность цифровизации всех сфер общественной жизни, которая провозглашена в качестве ключевого вектора государственной политики. Среди цифровых технологий особое значение приобретает искусственный интеллект, обладающий потенциалом для оптимизации технологических и управленческих процессов. До недавнего времени образовательный процесс оставался относительно стабильным, но пандемия коронавируса внесла существенные коррективы, заставив высшее образование перейти на дистанционную модель и активно внедрять новые информационно-телекоммуникационные технологии, ранее не применявшиеся в этой сфере.
Использование искусственного интеллекта, лежащего в основе множества современных образовательных платформ и "помощников" для студентов и учителей, ставит перед нами новые вызовы. Данное исследование фокусируется на особенностях и трудностях внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс. В данной научной работе анализируется актуальность совершенствования правового поля, касающегося внедрения искусственного интеллекта в образовательную сферу. В исследовании рассматриваются ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие применение ИИ, определяются основные области его использования в образовании и выявляются проблемы, связанные с таким внедрением. На основе проведенного исследования предложены рекомендации по совершенствованию правовой базы в области искусственного интеллекта, которые могут быть интегрированы в существующее законодательство. Данные выводы представляют значительный интерес для научного сообщества, правоприменительных органов и законодателей.
11. Актуальность статьи А.Э. Памирского, Е.Н. Масловой, Е.А. Жирова «Виртуальные технологии в образовании: проблемы нормативно-правового регулирования» поднимает вопрос о недостаточно развитой правовой базе для использования виртуальных технологий в сфере образования. В частности, авторы отмечают отсутствие четких правовых норм, определяющих условия внедрения иммерсивных технологий в учебный процесс. Несмотря на стремительный прогресс в области цифровых технологий, включая виртуальную и дополненную реальность, российская система образования пока не имеет достаточного набора законов и правил, которые бы четко определять использование VR и AR технологий в учебном процессе. Проблема актуальна и требует решения. Необходимо проанализировать научные работы в области права и педагогики, посвященные правовому регулированию технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. В рамках исследования будет изучена нормативно-правовая база российского законодательства, касающаяся использования VR и AR в образовании, а также выявлены общие правовые проблемы, актуальные для образовательных учреждений всех уровней. Данное исследование основано на анализе литературных и правовых источников, посвященных нормативно-правовому регулированию использования виртуальных технологий в сфере образования. В ходе работы был проведен структурный анализ локальных нормативно-правовых актов, а также выявлены и систематизированы результаты уже проделанных исследований.
Фрагмент для ознакомления
3
Абдусаламов, Р. А. Некоторые проблемы совершенствования юридического образования в условиях цифровизации / Р. А. Абдусаламов, Л. В. Магдилова, Д. А. Рагимханова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2019. – Т. 31, № 3. – С. 7-10. – DOI 10.21779/2224-0241-2019-31-3-7-10. – EDN QRMUSX.
Абдусаламов, Р. А. Основные направления правового регулирования использования искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Р. А. Абдусаламов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2024. – Т. 52, № 4. – С. 135-143. – DOI 10.21779/2224-0241-2024-52-4-135-143. – EDN FOTQUA.
Абдулмукминова, Ф. М. Цифровизация образовательного процесса / Ф. М. Абдулмукминова, Э. М. Абдулмукминова, З. И. Исаева // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 108-12. – С. 8-10. – DOI 10.18411/trnio-04-2024-635. – EDN UCAZWK.
Актуальное состояние цифровой трансформации отечественного института инклюзивного образования / Г. А. Хакимова, Н. Л. Харченко, О. В. Елисеева [и др.] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – № 7. – С. 135-139. – DOI 10.37882/2223-2982.2024.07.42. – EDN BQCWVC.
Аллахвердиева, Л.М. Особенности применения новых цифровых технологий в системе инклюзивного образования / Л. М. Аллахвердиева, А. Т. Гаспаришвили. Текст : непосредственный. Социально-гуманитарные знания : научно-образовательное издание. Москва. – 2022. - №3. -С.272-280.
Анисимов, А. П. О некоторых тенденциях и перспективах использования нейросетей в юридической науке / А. П. Анисимов, С. В. Рыбак // Правовой порядок и правовые ценности. – 2024. – Т. 2, № 4. – С. 9-16. – DOI 10.23947/2949-1843-2024-2-4-9-16. – EDN VPMZEC.
Балашов, А. Е. Правовые барьеры в системе вузовского инклюзивного образования / А. Е. Балашов, Е. А. Краснова, Л. В. Христофорова // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 1. – С. 59-83. – DOI 10.17853/1994-5639-2020-1-59-83. – EDN NYQMTU.
Барабанова, С. В. Государственная цифровая политика и цифровые образовательные технологии в современном университете: от общего к частному / С. В. Барабанова, Н. Н. Газизова, Н. В. Никонова // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2023. – № 3(70). – С. 30-39. – EDN WNTSAA.
Беликова, К. М. Проблема правовой оценки содержания научных и образовательных текстов с позиции роли и места автора в генеративном контенте нейросетей / К. М. Беликова // Право и политика. – 2024. – № 1. – С. 1-22. – DOI 10.7256/2454-0706.2024.1.69692. – EDN LRKPFL.
Бектуров, Т. М. Роль цифровых технологий в современном образовании / Т. М. Бектуров, М. А. Кожогелдиева // Эпоха науки. – 2024. – № 37. – С. 206-212. – EDN BDEDMT.
Бихатова, Э. Т. Проблема формирование цифровых компетенций у студентов медицинских вузов / Э. Т. Бихатова, О. В. Иванчук // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 4(30). – С. 595-605. – DOI 10.15350/2409-7616.2021.4.55. – EDN RCATYH.
Борисова, Е. Ю. Влияние цифровой трансформации на качество образовательного процесса / Е. Ю. Борисова // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. – 2021. – № 1. – С. 20-30. – EDN TBXSYR.
Ван, Я. Эволюция системы внутреннего контроля и повышение качества образования в условиях трансформации цифрового интеллекта / Я. Ван // Педагогическое образование. – 2023. – Т. 4, № 12. – С. 75-78. – EDN TZURXR.
Гаврилов, Д. А. Проблема преодоления цифрового отчуждения в современном российском праве / Д. А. Гаврилов, Н. А. Калашникова // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 2, № 8(20). – С. 645-649. – EDN UAWZYG.
Гридасова, Е. А. Институциональные основы инклюзивного высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Гридасова // Colloquium-Journal. – 2020. – № 9-5(61). – С. 28-31. – EDN ELBTRC.
Виртуальные технологии в образовании: проблемы нормативно-правового регулирования / А. Э. Памирский, Е. Н. Маслова, Е. А. Жирова [и др.] // Профессиональное образование в современном мире. – 2023. – Т. 13, № 4. – С. 724-735. – DOI 10.20913/2618-7515-2023-4-14. – EDN UIYWGP.
Денисов, С. Б. Правовые и социальные аспекты доступности профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья / С. Б. Денисов, Е. Г. Панькова // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2021. – Т. 16, № 21. – С. 89-102. – EDN XSBSYC.
Зайцева Д. О. Цифровая трансформация инклюзивного образования: сборник трудов конференции. // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 дек. 2023 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 125-127. – ISBN 978-5-907688-97-1.
Зуева, Н. В. Цифровая трансформация высшего образования: нормативно-правовая база, терминология, проблемы / Н. В. Зуева, О. И. Москалева, И. В. Усикова // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 81-4. – С. 51-54. – DOI 10.18411/trnio-01-2022-138. – EDN CIUFYT.
Кантуганова, Л. Ф. Цифровые образовательные технологии как фактор конкурентоспособности высшего образования / Л. Ф. Кантуганова // Russian Journal of Management. – 2024. – Т. 12, № 4. – С. 473-479. – DOI 10.29039/2500-1469-2024-12-4-473-479. – EDN QZRXGU.
Кошечко, И. И. Нормативно-правовые аспекты обеспечения инклюзивного образования в РФ / И. И. Кошечко, Е. Г. Калецкий // Человек. Общество. Инклюзия. – 2021. – № 2(46). – С. 43-55. – EDN WTETYF.
Мальцева, Н. Н. социокультурные функции современного образования / Н. Н. Мальцева // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 3. – С. 86-90. – DOI 10.17513/snt.39562. – EDN KPYUJQ.
Мусханова И. В., Мамуев А. М., Усамов И. Р. Роль цифровизации в инклюзивном образовании: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 63–78. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231048.htm.
Нормативные механизмы обеспечения доступности, индивидуализации и инклюзии профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сельских территориях России / В. Новиков, Е. Гридасова, Ю. Куликова, С. Горохов // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. – 2020. – № 1(191). – С. 42-52. – EDN VKJPGM.
Особенности внедрения инклюзивного образования в систему высшего образования России в эпоху цифровой трансформации / Н. С. Сахарова, Г. А. Хакимова, Н. Л. Харченко [и др.] // Вестник педагогических наук. – 2024. – № 5. – С. 162-168. – DOI 10.62257/2687-1661-2024-5-162-168. – EDN DFEJGI.
Нурмагамбетов, Р. Г. Теоретические вопросы классификации пределов конституционного регулирования в условиях формирования в российской Федерации новой технологической цифровой среды / Р. Г. Нурмагамбетов // Наука. – 2020. – № 1(64). – С. 83-88. – EDN LQXKAH.
Пашнина, Т. В. Современные проблемы применения и регулирования технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Т. В. Пашнина, М. А. Винокурова // Образование и право. – 2024. – № 4. – С. 406-411. – DOI 10.24412/2076-1503-2024-4-406-411. – EDN AMVJXU.
Разбегаев, П. В. Образовательная среда как элемент цифровой трансформации высшего образования России / П. В. Разбегаев // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 6. – С. 80. – DOI 10.17513/spno.33842. – EDN RXGSEM.
Цифровая трансформация в науке и образовании: роль цифровой культуры / М. А. Черкасова, Е. Г. Хмельченко, А. О. Акимова, К. В. Черкасов // Муниципальная академия. – 2024. – № 4. – С. 211-219. – DOI 10.52176/2304831X_2024_04_211. – EDN TDMOIP.
Этические аспекты цифровой трансформации образования / С. С. Усов, Г. А. Хорохорина, Е. В. Ежова [и др.] // Вестник педагогических наук. – 2024. – № 8. – С. 239-245. – DOI 10.62257/2687-1661-2024-8-239-245. – EDN YSBIHG.
Литература:
1. Алехина, С. В. Философские и методологические основы инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / С. В. Алехина, А. Ю. Шеманов. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 268 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17778-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/545058 (дата обращения: 06.03.2025).
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для вузов / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 274 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06713-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/539879 (дата обращения: 06.03.2025).
3. Баринова, Е. Б. Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 116 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13887-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544054 (дата обращения: 06.03.2025).
4. Вишнякова, Ю. А. Инклюзивное искусство : учебное пособие для вузов / Ю. А. Вишнякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 138 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13762-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544011 (дата обращения: 06.03.2025).
5. Горелов, Н. А. Основы цифровой трансформации общества : учебник для вузов / Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 337 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18432-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/535000 (дата обращения: 06.03.2025).
6. Гумерова, Г. И. Управление интеллектуальной собственностью : учебное пособие для вузов / Г. И. Гумерова, Э. Ш. Шаймиева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 257 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17666-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/533503 (дата обращения: 06.03.2025).
7. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа : учебник для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 308 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14186-3. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544179 (дата обращения: 06.03.2025).
8. Информационные технологии в юридической деятельности : учебник для вузов / П. У. Кузнецов [и др.] ; под общей редакцией П. У. Кузнецова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 436 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18199-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/534519 (дата обращения: 06.03.2025).
9. Использование деятельностного подхода в проектах цифровой трансформации в образовании : учебное пособие для вузов / Л. О. Смирнова [и др.] ; под редакцией Л. О. Смирновой. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 170 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-15409-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544634 (дата обращения: 06.03.2025).
10. Камолов, С. Г. Цифровое государственное управление : учебник для вузов / С. Г. Камолов. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 336 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14992-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544286 (дата обращения: 06.03.2025).
11. Козырева, О. А. Ассистивные технологии в инклюзивном образовании : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 118 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14959-3. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544330 (дата обращения: 06.03.2025).
12. Козырева, О. А. Проблемы инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 179 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14411-6. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544327 (дата обращения: 06.03.2025).
13. Козырева, О. А. Современные проблемы науки и специального (дефектологического) образования : учебник для вузов / О. А. Козырева. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 211 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14960-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544329 (дата обращения: 06.03.2025).
14. Козырь, Н. С. Гуманитарные аспекты информационной безопасности : учебное пособие для вузов / Н. С. Козырь, Н. В. Седых. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 170 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17153-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544965 (дата обращения: 06.03.2025).
15. Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Михальчи. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 172 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-16837-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/539870 (дата обращения: 06.03.2025).
16. Обеспечение законности в сфере цифровой экономики : учебное пособие для вузов / А. О. Баукин [и др.] ; под редакцией Н. Д. Бут, Ю. А. Тихомирова. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 250 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13931-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544010 (дата обращения: 06.03.2025).
17. Рассолов, И. М. Информационное право : учебник и практикум для вузов / И. М. Рассолов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 427 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18043-5. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/535625 (дата обращения: 06.03.2025).
18. Фуряева, Т. В. Модели инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 176 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-10939-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/540074 (дата обращения: 06.03.2025).
19. Цифровая криминалистика : учебник для вузов / В. Б. Вехов [и др.] ; под редакцией В. Б. Вехова, С. В. Зуева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 490 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17464-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/533155 (дата обращения: 06.03.2025).
20. Чекмарев, А. В. Управление цифровыми проектами и процессами : учебное пособие для академического бакалавриата / А. В. Чекмарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 424 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18522-5. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/535238 (дата обращения: 06.03.2025).