Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современное образование в Российской Федерации ориентировано на формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных результатов, которые позволяют им успешно осваивать учебные программы, применять полученные знания и умения в различных ситуациях, а также эффективно решать жизненные задачи. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) метапредметные результаты определяются как «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [1-4]. Таким образом, формирование метапредметных результатов является одной из ключевых задач современного общего образования.
Особую значимость приобретает проблема формирования метапредметных результатов на уроках математики, так как данная дисциплина обладает высоким потенциалом для развития универсальных учебных действий, таких как умение работать с информацией, осуществлять логические операции, применять знания в нестандартных ситуациях, проводить исследования и представлять их результаты. Одним из эффективных способов формирования метапредметных результатов на уроках математики является использование элективных курсов, которые позволяют углубить и расширить знания обучающихся, а также стимулировать их познавательную активность и самостоятельность.
В этой связи особый научный и практический интерес представляет исследование, направленное на изучение особенностей формирования метапредметных результатов учащихся 9 класса на элективном курсе «Функции и их графики».
Цель исследования: выявить особенности формирования метапредметных результатов учащихся 9 класса на элективном курсе «Функции и их графики».
Задачи исследования:
1. Разработать программу элективного курса «Функции и их графики», направленную на формирование метапредметных результатов учащихся 9 класса.
2. Организовать и провести экспериментальное обучение с использованием разработанной программы элективного курса.
3. Провести мониторинг формирования метапредметных результатов учащихся 9 класса в ходе реализации элективного курса.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты, сформулировать выводы и разработать практические рекомендации по формированию метапредметных результатов на уроках математики.
1. Эксперимент. Логика доказательства
В рамках научно-исследовательской работы, посвященной формированию метапредметных результатов учащихся 9 класса на элективном курсе «Функции и их графики», педагогический эксперимент выступает ключевым инструментом для подтверждения гипотезы исследования. Гипотеза исследования формулируется следующим образом: если в процессе обучения на элективном курсе «Функции и их графики» использовать методику, основанную на активных и интерактивных формах обучения, таких как проектная деятельность, групповая работа и анализ графиков функций, то уровень сформированности метапредметных результатов учащихся 9 класса, включающих познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), значительно повысится. Для подтверждения данной гипотезы необходимо разработать и реализовать схему педагогического эксперимента, которая обеспечит установление причинно-следственных связей между применяемой методикой и изменениями в уровне сформированности метапредметных результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2025).
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751) [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/182563/ (дата обращения: 10.03.2025).
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
4. Метапредметные результаты: планирование, диагностика, развитие (5-9 классы) / под ред. М.Ю. Демидовой, С.В. Ивановой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – 208 с.