Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы правоохранительной деятельность таможенных органов 5
1.1 Контрабанда и незаконный оборот товаров в деятельности таможенных органов 5
1.2 Особенности оперативно-розыскная деятельность таможенных органов 8
2 Анализ финансовой деятельности таможенных органов 12
2.1 Таможенные платежи 12
2.2 Организация сбора таможенных платежей 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления
2
В Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года (далее – Стратегия-2030) определены основные направления развития таможенной службы : цифровизация и автоматизация, содействие в развитии экспорт-но-ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение про-зрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников ВЭД.
Признаками такой среды деятельности являются автоматизация биз-нес-процессов таможенного администрирования, взаимодействие таможен-ных органов с бизнесом преимущественно в электронном виде, сокраще-ние времени и финансовых издержек для участников ВЭД и повышение эффективности таможенного контроля, основанного на транспарентности, предсказуемости, законности и обоснованности.
Дальнейшее развитие таможенной службы РФ связано с новыми цифровыми технологиями, в том числе разрабатываемыми в рамках наци-ональной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (да-лее – Программа), и результатами развития Национальной технологиче-ской инициативы (далее – НТИ) .
Стратегическим ориентиром развития таможенной службы РФ на период до 2030 года можно считать переход от электронной к интеллекту-альной таможне .
Подтверждением этому является главная цель реализации Стратегии-2030 – формирование качественно новой, насыщенной «искусственным ин-теллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, неза-метной для законопослушного бизнеса и результативной для государства .
Заявленная цель реализации Стратегии-2030 отражает роль ФТС России в экономике Российской Федерации, а именно регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и обеспечение экономической безопасности государства.
В этом смысле ФТС России реализует свой функционал на первом уровне цифровой экономики России – «Сфера деятельности», охватываю-щем отношения между поставщиками и потребителями товаров в различ-ных отраслях экономики.
2 Анализ финансовой деятельности таможенных органов
2.1 Таможенные платежи
Организация процесса пересечения товарами таможенной границы предполагает прохождение определенных этапов, одним из которых явля-ется расчет и уплата таможенных пошлин.
За счет сумм, уплачиваемых участниками внешнеэкономической дея-тельности, выполняются функции, имеющие значительную роль для госу-дарства.
Если обратиться к истории, то еще в Древней Руси в торговых отно-шениях с другими государствами взимались таможенные сборы. Несмотря на это, в настоящее время на законодательном уровне не существует за-крепленного понятия «таможенные платежи».
При изучении данного термина стоит отметить, что он является со-бирательным и включает в себя различные виды платежей: пошлины, налоговые платежи и сборы.
Все эти элементы имеют разную правовую природу, но связаны об-щей целью и схожими функциями.
Согласно статье 46 Таможенного кодекса Евразийского экономиче-ского союза термин «таможенные платежи» включает в себя ввозные и вы-возные пошлины, акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, тамо-женную пошлину» .
Ввозные пошлины подлежат уплате по внешнеторговым операциям, связанным с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского пространства ставки устанавливаются Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Этот документ является наднациональным, то есть применяется всеми государствами-членами ЕАЭС: Арменией, Белоруссией, Казахста-ном, Кыргызстаном и Россией.
Это единственный вид таможенных платежей, поступления от кото-рых распределяются между странами-участницами в размере, установлен-ном Договором о ЕАЭС.
Таким образом, согласно представленным нормам, на счет ЕАЭС за-числяется 1,220%. Республика Армения, Республика Беларусь получает 4,860%, Республика Казахстан – 6,955%, Кыргызская Республика – 1900%, Российская Федерация – 85,065%.
Экспортную пошлину необходимо уплатить при перемещении про-дукции в экспортном направлении с использованием ставки, установлен-ные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 2068 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразий-ского экономического союза».
Суммы доходов от вывозных таможенных пошлин зачисляются в федеральный бюджет Российской Федерации. Чаще всего при изучении теоретических аспектов таможенных платежей выделяют таможенные по-шлины.
Одним из нормативных правовых актов, принятых в 1993 году и действующих до сих пор, является Закон Российской Федерации «О тамо-женном тарифе».
В котором дано следующее определение: «таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Евразий-ского экономического союза и в иных случаях, предусмотренных между-народными договорами государств-членов ЕАЭС и законодательством. Российской Федерации».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федера-ции до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р: по состоянию на 25.05.2020 URL: СПС «Консуль-тантПлюс» (Дата обращения 14.03.2025).
2. Актуальные аспекты правоохранительной деятельности тамо-женных органов Российской Федерации на современном этапе / Глушкин А.Е., Лебедкин С.А., Руднев Д.Р. // В сборнике: Молодой учёный года 2025. сборник статей XV Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2025. С. 60-64.
3. Барчуков В.К. Формирование организационно-правовых основ информационного обеспечения и применения искусственного интеллекта в деятельности федеральной таможенной службы Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2020. № 7 (146). С. 177-179.
4. Бодак В.Р., Володина Е.В. Деятельность таможенных органов, направленная на пресечение перемещения контрафактной продукции через таможенную границу ЕАЭС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 12-1 (87). С. 139-142.
5. Бычик Ю.А. Значение ведомственного контроля в обеспечении законности правоприменительной деятельности таможенных органов // Юридическая наука. 2024. № 2. С. 30-33.
6. Демина Л.Н. Роль кинологической службы ФТС России в борьбе с незаконным перемещением запрещенных товаров на территорию РФ // В сборнике: Региональные рынки потребительских товаров: каче-ство, экологичность, ответственность бизнеса. Материалы III Всероссий-ской научно-практической конференции с международным участием. Отв. за выпуск Ю.Ю. Суслова. Красноярск, 2021. С. 134-140.
7. Деятельность таможенных органов: правовое обеспечение; ос-новные направления; перспективы развития в условиях цифровизации эко-номики / Агамагомедова С.А., Бакаева О.Ю., Власова Е.Л., Дураев Т.А., Кондращенко Д.А., Кондукторов А.С., Малышева Т.А., Марков Д.В., Матвиенко Г.В., Мильшина И.В., Мошкина Н.А., Семенов К.О., Устинова А.В., Шамионов А.Р., Шапова А.А., Ягофарова И.А. / Москва, 2021.
8. К вопросу о правоохранительной деятельности Калужской та-можни / Гатцукова Т.Ю., Кондрашова И.В., Петрушина О.М. // Вестник Калужского университета. 2020. № 1 (46). С. 7-9.
9. Калымбетова Д.А. Проблемы привлечение к уголовной ответ-ственности за правонарушения в области таможенного дела // Междуна-родный журнал гуманитарных и естественных наук. 2025. № 1-1 (100). С. 221-226.
10. Кокин Е.И. Исследование правоохранительной деятельности Калужской таможни по линии административного производства // В сбор-нике: Актуальные вопросы развития таможенного дела. Материалы Регио-нальной научно-практической конференции студентов Калужского филиа-ла РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, обучающихся по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». Ред. совет: П.В. Самылов (председ.) [и др.]. 2020. С. 199-211.
11. Краснощекова А.А., Степаненко С.М. Применение информаци-онных технологий в деятельности таможенных органов Российской Феде-рации // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяй-ственной академии. 2021. № 9 (26). С. 25-34.
12. Лузгина Ю.В. Перспективы развития деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере валютного контроля // Таможен-ное регулирование. Таможенный контроль. 2022. № 3. С. 58-65.
13. Мимрак Я.А. Анализ правоприменительной деятельности та-моженных органов российской федерации по рассмотрению дел об адми-нистративных правонарушениях // В сборнике: Развитие таможенного дела Российской Федерации: дальневосточный вектор. сборник научных тру-дов. 2021. С. 158-163.
14. Моисеева А.В. Оценка деятельности таможенных органов в ча-сти контроля корректности определения страны происхождения товаров // В сборнике: Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, куль-тура и вызовы современности. Материалы VIII Международной научной конференции. Донецк, 2023. С. 252-254.
15. Немченко О.А. Использование информационных технологий в целях повышения результативности деятельности таможенных органов // В сборнике: экономико-управленческий конгресс. Сборник статей по мате-риалам Международного научно-практического мероприятия НИУ «Бел-ГУ». Белгород, 2021. С. 70-76.
16. Особенности правоохранительной деятельности таможенных органов по защите прав на товарный знак (на примере деятельности Ир-кутской таможни) / Тюкавкин-Плотников А.А., Пренлеева А.С. // Культу-ра. Наука. Образование. 2020. № 2 (55). С. 119-130.
17. Оценка деятельности таможенных органов с помощью инстру-ментов аналитической деятельности / Кораблев И.Ю., Матвеенков Д.А., Кнышов А.В. // В сборнике: Актуальные проблемы таможенного дела в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Сбор-ник материалов Международной научно-практической конференции 17 ноября 2021 г.. Сер. «30 лет ФТС России. 1991-2021» Российская тамо-женная академия, Факультет таможенного дела. 2021. С. 142-149.
18. Разумовская А.М. Экономический анализ деятельности тамо-женных органов в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей // В сборнике: Современные аспекты развития экономики, управления, права и финансов. Сборник научных трудов по материалам Международной за-очной научно-практической конференции. Ставрополь, 2023. С. 78-81.
19. Регулирование таможенного дела в Российской Федерации / Редкоус В.М., Фетищев Д.В., Галузо В.Н., Дуванов Н.Ю., Канафин Н.А. / учебник / Москва, 2025.
20. Сальникова А.В., Куренкова Е.И. Доменное имя как объект гражданских прав: проблемы правовой охраны // Интеллектуальная соб-ственность. Промышленная собственность. 2025. № 1. С. 77-84.
21. Селезнева Н.С. Повышение эффективности деятельности тамо-женных органов на основе применения информационных технологий // В сборнике: экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и со-временные аспекты. сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 99-103.
22. Сотников Н.А. Особенности деятельности таможенных органов в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности // Сту-денческий. 2023. № 16-5 (228). С. 33-34.
23. Субботин Ю.Б. Эффективность деятельности таможенного ор-гана с позиции выполнения поставленных задач по направлениям тамо-женного контроля // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 3 (75). С. 91-100.
24. Суюнова К.Р. Правоохранительная деятельность Калужской таможни на современном этапе // В сборнике: Актуальные вопросы разви-тия таможенного дела. Материалы Региональной научно-практической конференции студентов Калужского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, обучающихся по специальности 38.05.02 «Тамо-женное дело». Ред. совет: П.В. Самылов (председ.) [и др.]. 2020. С. 181-188.
25. Трофименко А.В., Кулешова А.С. Проблемы борьбы с контра-бандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих ве-ществ (на примере Саратовской таможни) // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 2 (36). С. 336-338.
26. Федоренко К.П., Денисов М.С. Реализация концепции «элек-тронная таможня» в России // Вопросы новой экономики. 2020. № 1 (53). С. 63-68.
27. Хруставчук Н.С. Искусственный интеллект в деятельности та-моженных органов России и опыт зарубежных стран // Вестник науки. 2023. Т. 4. № 11 (68). С. 679-686.
28. Цифровая таможня в активизации международных мер проти-водействия незаконному производству наркотиков и их обороту и связан-ными с ними преступлениями / Непарко М.В., Калинич Ф.Ю., Колябин К.В., Сейдаметова Т.З. // Финансовая экономика. 2020. № 10. С. 370-375.
29. Чистякова В.А. Повышение эффективности деятельности тамо-женных органов за счёт выявления и пресечения коррупции // Студенче-ский вестник. 2022. № 43-7 (235). С. 65-66.
30. Шаповалова М.А. Влияние деятельности таможенных органов и других участников на терминальную логистику // Транспортное дело России. 2022. № 5. С. 178-181.
31. Шушкевич А.Г., Азовская Н.О. Деятельность таможенных ор-ганов на различных стадиях административного процесса // Вестник Грод-ненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2023. Т. 13. № 1. С. 54-67.
32. Экономический аспект деятельности таможенных органов: ре-гиональный аспект / Матвеева О.П., Мешечкина Р.П., Ледовской Е.Е. // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 4 (89). С. 23-37.