Фрагмент для ознакомления
2
В обоснование требований прокурором указано, что в ходе проверки исполнения законодательства об образовании в МОАУ СОШ N г. Свободного установлено недостаточное количество педагогов-психологов, учителей-дефектологов и логопедов, что нарушает права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования. Прокуратурой в адрес Управления образования администрации г. Свободного вынесено представление. Управлением образования администрации г. Свободного в Министерство образования Амурской области направлена информация о потребности в узких специалистах для обучающихся по адаптированным образовательным программам. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изменения в штанное расписание на 2022-2023 учебный год в части введения дополнительных единиц педагога-психолога, педагога-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора, ассистента (помощника) не внесены.
К участию в деле привлечено в качестве третьего лица Правительство Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 27 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Амурской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
6. Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 N 88а-5435/2024 (УИД 25RS0005-01-2023-002963-35)
Требования: о признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: органом местного самоуправления в образовательном учреждении не обеспечена доступность входа для маломобильных групп населения (отсутствует пандус либо иные технологические решения, обеспечивающие доступность входа). Это влечёт нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Решение: дело передано на новое рассмотрение.
В рамках рассмотрения кассационная жалоба администрации города Владивостока и управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока на решение Первомайского районного суда города Владивостока от 11 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 февраля 2024 года.
7.Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2023 N 88а-36355/2023 (УИД 46RS0030-01-2022-010761-92)
Дело относится к категории споров с органами власти в сфере образования и культуры, а также содержит требования о признании действий незаконными.
Обстоятельства дела: истица ссылалась на то, что её сын принимал участие в государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по физике, ему были выставлены неудовлетворительные оценки. В связи с этим она обратилась к ответчику для получения доступа и ознакомления с экзаменационной работой и черновиками ОГЭ по физике, в чём ей было отказано.
Решение: в удовлетворении требований отказано. Суд указал, что иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
8. Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2023 N 301-ЭС22-29494 по делу N А43-3822/2022
Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2023 №301-ЭС22-29494 по делу №А43-3822/2022 касается кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Дневник.ру» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2022, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.12.2022.
Судья Верховного Суда РФ Антонова М.К. установила, что доводы кассационной жалобы не подтверждают наличие оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Она объяснила это тем, что доводы не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.
Далее судья пришла к выводу, что несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, направленная на их повторное исследование, не являются основанием для пересмотра судебных актов Судебной коллегией Верховного Суда РФ.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судья определила отказать обществу «Дневник.ру» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
9. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2024 N 88-16346/2024 (УИД 54RS0009-01-2023-003213-94) относится к категории споров о защите авторских прав, в частности о признании исключительного права на произведение.
Суть дела: истец требовал признать исключительное право на электронный курс «Химия твёрдого тела», который, по его мнению, ответчик использует в нарушение авторских прав.
Выводы суда:
Истцом не представлено доказательств, что он является составителем электронного курса и что его использует ответчик.
Истцом не представлено доказательств использования ответчиком тестов по химии.
Ответчик прав истца не нарушал.
Опубликование тестов и электронного курса на образовательной платформе в свободном доступе не свидетельствует об их использовании ответчиком.
Решение: в иске отказано. Суд руководствовался статьями 1251, 1257, 1260, 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации.
10. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2025 N 88-2829/2025 (УИД 54MS0058-01-2022-000180-58)
Ш. (далее - Ш., истец) обратилась к мировому судье с иском к индивидуальному предпринимателю М.Я.А. (далее - ИП М.Я.А., ответчик) о защите прав потребителей.
В обоснование требований Ш. указала, что 31 марта 2020 г. на сайте <данные изъяты> она оформила заказ N на "<данные изъяты> Впоследствии, 15 апреля 2020 г. она была переведена на "<данные изъяты>". Общая стоимость курса составила 16 050 руб., которую истец оплатила. 1 октября 2020 г. с целью получения сертификата <данные изъяты> истец перевелась на <данные изъяты>". Стоимость доплаты составила 15 350 руб., которую истец оплатила в полном объеме.
Впоследствии из-за многочисленных затягиваний и переносов сроков по вине исполнителя обучение на блоке "<данные изъяты>" оказалось наложено на окончание курса по <данные изъяты>, из-за чего блок "<данные изъяты>" истец не смогла изучить и денежные средства в размере 5150 руб. были возвращены истцу. Общая стоимость оплаченных услуг составила 26 250 руб.
Поскольку у ответчика отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности, истец полагает, что оказываемые ответчиком услуги имеют существенные недостатки, в связи с чем, просит взыскать оплаченные по договору денежные средства. Считает, что ответчик не оказал заявленные в договоре услуги, ввел истца в заблуждение относительно возможности получения документа об образовании, позволяющего заниматься народной медициной, нарушал сроки обучения путем переноса занятий, препятствовал сдаче аттестационной работы, поскольку возникшие к ее работе замечания носили ненаучный подход, основаны на неверном толковании цитат некоторых деятелей в сфере фито оздоровления.
Ш. просила суд взыскать денежные средства, уплаченные по договору оказания услуг в сумме 26 250 руб., неустойку в размере 26 250 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., судебные расходы в размере 363,60 руб., штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя.
Согласно п. 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Взыскивая с ответчика в пользу истца штраф в размере 57 500 руб., судом апелляционной инстанции неверно произведен его расчет, в связи с чем, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает подлежащим изменению апелляционное определение Советского районного суда г. Новосибирска от 19 сентября 2024 г. в указанной части, поскольку сумма штрафа, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца по п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" составит сумму 28750 рублей (26250+26250+ 5000 рублей)/2. Соответственно, апелляционное определение Советского районного суда г. Новосибирска от 19 сентября 2024 года подлежит изменению в части размера подлежащего взысканию штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя, с оставлением в остальной части кассационной жалобы заявителя без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной кассатором при обращении с настоящей кассационной жалобой в суд кассационной инстанции, относятся на кассатора в силу положений статьи 98 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Советского районного суда г. Новосибирска от 19 сентября 2024 г. изменить в части взыскания с индивидуального предпринимателя М.Я.Е. в пользу Ш. суммы штрафа за несоблюдение требований потребителя, установленных законом от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", изложив резолютивную часть апелляционного определения Советского районного суда г. Новосибирска от 19 сентября 2024 года в следующей редакции;
"Решение мирового судьи 1-го судебного участка Советского района г. Новосибирска от 6 марта 2023 г. отменить, постановить новое, которым исковые требования удовлетворить частично; взыскать с индивидуального предпринимателя М.Я.Е. в пользу Ш. денежные средства, уплаченные по договору оказания услуг в размере 26 250 рублей, неустойку в размере 26 250 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы в размере 363,50 рублей, а также штраф в размере 28 750 рублей.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя М.Я.Е. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 090 рублей".
11. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.05.2023 по делу N 8Г-6666/2023, 88-11951/2023 (УИД 77OS0000-02-2021-012788-23)
Категория спора: защита авторских прав.
Требования автора: 1) о взыскании компенсации за нарушение авторского права; 2) об обязании прекратить незаконное использование произведения.
Обстоятельства: ответчиком были представлены доказательства, подтверждающие факт принадлежности ему исключительных прав на спорные аудиовизуальные произведения.
Решение: в удовлетворении требований автора было отказано: 1) в первом случае - отказано, 2) во втором - также отказано.
З.В. обратилась в Московский городской суд с исковым заявлением к ООО "Пэрис нэйл" о защите исключительных прав на аудиовизуальные произведения "Пакет вебинаров "АП Inclusive", "Вебинар "Сложные случаи в покрытии ногтей базой", "Вебинар "Опил форм", "Пакет вебинаров "Опил форм, ремонт и укрепление", "Пакет вебинаров "Классический маникюр + покрытие гель-лаком + Мужской маникюр + Ремонт ногтей и экспресс укрепление", "Вебинар "Ремонт ногтей и экспресс укрепление", "Пакет вебинаров "Идеальный комби + Идеальный срез", "Вебинар "Идеальный срез кутикулы", "Вебинар "Комбинированный маникюр", "Вебинар "Идеальный комбинированный маникюр", "Вебинар "Все секреты покрытия", "Вебинар "Мужской маникюр", "Вебинар "Классический маникюр + покрытие гель-лаком", размещенные без разрешения правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице сайта <данные изъяты>/, взыскании денежной компенсации за нарушение исключительных прав, судебных расходов.
Фрагмент для ознакомления
3
Абдусаламов, Р. А. Некоторые проблемы совершенствования юридического образования в условиях цифровизации / Р. А. Абдусаламов, Л. В. Магдилова, Д. А. Рагимханова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2019. – Т. 31, № 3. – С. 7-10. – DOI 10.21779/2224-0241-2019-31-3-7-10. – EDN QRMUSX.
Абдусаламов, Р. А. Основные направления правового регулирования использования искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Р. А. Абдусаламов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2024. – Т. 52, № 4. – С. 135-143. – DOI 10.21779/2224-0241-2024-52-4-135-143. – EDN FOTQUA.
Абдулмукминова, Ф. М. Цифровизация образовательного процесса / Ф. М. Абдулмукминова, Э. М. Абдулмукминова, З. И. Исаева // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 108-12. – С. 8-10. – DOI 10.18411/trnio-04-2024-635. – EDN UCAZWK.
Актуальное состояние цифровой трансформации отечественного института инклюзивного образования / Г. А. Хакимова, Н. Л. Харченко, О. В. Елисеева [и др.] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – № 7. – С. 135-139. – DOI 10.37882/2223-2982.2024.07.42. – EDN BQCWVC.
Аллахвердиева, Л.М. Особенности применения новых цифровых технологий в системе инклюзивного образования / Л. М. Аллахвердиева, А. Т. Гаспаришвили. Текст : непосредственный. Социально-гуманитарные знания : научно-образовательное издание. Москва. – 2022. - №3. -С.272-280.
Анисимов, А. П. О некоторых тенденциях и перспективах использования нейросетей в юридической науке / А. П. Анисимов, С. В. Рыбак // Правовой порядок и правовые ценности. – 2024. – Т. 2, № 4. – С. 9-16. – DOI 10.23947/2949-1843-2024-2-4-9-16. – EDN VPMZEC.
Балашов, А. Е. Правовые барьеры в системе вузовского инклюзивного образования / А. Е. Балашов, Е. А. Краснова, Л. В. Христофорова // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 1. – С. 59-83. – DOI 10.17853/1994-5639-2020-1-59-83. – EDN NYQMTU.
Барабанова, С. В. Государственная цифровая политика и цифровые образовательные технологии в современном университете: от общего к частному / С. В. Барабанова, Н. Н. Газизова, Н. В. Никонова // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2023. – № 3(70). – С. 30-39. – EDN WNTSAA.
Беликова, К. М. Проблема правовой оценки содержания научных и образовательных текстов с позиции роли и места автора в генеративном контенте нейросетей / К. М. Беликова // Право и политика. – 2024. – № 1. – С. 1-22. – DOI 10.7256/2454-0706.2024.1.69692. – EDN LRKPFL.
Бектуров, Т. М. Роль цифровых технологий в современном образовании / Т. М. Бектуров, М. А. Кожогелдиева // Эпоха науки. – 2024. – № 37. – С. 206-212. – EDN BDEDMT.
Бихатова, Э. Т. Проблема формирование цифровых компетенций у студентов медицинских вузов / Э. Т. Бихатова, О. В. Иванчук // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 4(30). – С. 595-605. – DOI 10.15350/2409-7616.2021.4.55. – EDN RCATYH.
Борисова, Е. Ю. Влияние цифровой трансформации на качество образовательного процесса / Е. Ю. Борисова // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. – 2021. – № 1. – С. 20-30. – EDN TBXSYR.
Ван, Я. Эволюция системы внутреннего контроля и повышение качества образования в условиях трансформации цифрового интеллекта / Я. Ван // Педагогическое образование. – 2023. – Т. 4, № 12. – С. 75-78. – EDN TZURXR.
Гаврилов, Д. А. Проблема преодоления цифрового отчуждения в современном российском праве / Д. А. Гаврилов, Н. А. Калашникова // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 2, № 8(20). – С. 645-649. – EDN UAWZYG.
Гридасова, Е. А. Институциональные основы инклюзивного высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Гридасова // Colloquium-Journal. – 2020. – № 9-5(61). – С. 28-31. – EDN ELBTRC.
Виртуальные технологии в образовании: проблемы нормативно-правового регулирования / А. Э. Памирский, Е. Н. Маслова, Е. А. Жирова [и др.] // Профессиональное образование в современном мире. – 2023. – Т. 13, № 4. – С. 724-735. – DOI 10.20913/2618-7515-2023-4-14. – EDN UIYWGP.
Денисов, С. Б. Правовые и социальные аспекты доступности профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья / С. Б. Денисов, Е. Г. Панькова // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2021. – Т. 16, № 21. – С. 89-102. – EDN XSBSYC.
Зайцева Д. О. Цифровая трансформация инклюзивного образования: сборник трудов конференции. // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 дек. 2023 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 125-127. – ISBN 978-5-907688-97-1.
Зуева, Н. В. Цифровая трансформация высшего образования: нормативно-правовая база, терминология, проблемы / Н. В. Зуева, О. И. Москалева, И. В. Усикова // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 81-4. – С. 51-54. – DOI 10.18411/trnio-01-2022-138. – EDN CIUFYT.
Кантуганова, Л. Ф. Цифровые образовательные технологии как фактор конкурентоспособности высшего образования / Л. Ф. Кантуганова // Russian Journal of Management. – 2024. – Т. 12, № 4. – С. 473-479. – DOI 10.29039/2500-1469-2024-12-4-473-479. – EDN QZRXGU.
Кошечко, И. И. Нормативно-правовые аспекты обеспечения инклюзивного образования в РФ / И. И. Кошечко, Е. Г. Калецкий // Человек. Общество. Инклюзия. – 2021. – № 2(46). – С. 43-55. – EDN WTETYF.
Мальцева, Н. Н. социокультурные функции современного образования / Н. Н. Мальцева // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 3. – С. 86-90. – DOI 10.17513/snt.39562. – EDN KPYUJQ.
Мусханова И. В., Мамуев А. М., Усамов И. Р. Роль цифровизации в инклюзивном образовании: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 63–78. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231048.htm.
Нормативные механизмы обеспечения доступности, индивидуализации и инклюзии профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сельских территориях России / В. Новиков, Е. Гридасова, Ю. Куликова, С. Горохов // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. – 2020. – № 1(191). – С. 42-52. – EDN VKJPGM.
Особенности внедрения инклюзивного образования в систему высшего образования России в эпоху цифровой трансформации / Н. С. Сахарова, Г. А. Хакимова, Н. Л. Харченко [и др.] // Вестник педагогических наук. – 2024. – № 5. – С. 162-168. – DOI 10.62257/2687-1661-2024-5-162-168. – EDN DFEJGI.
Нурмагамбетов, Р. Г. Теоретические вопросы классификации пределов конституционного регулирования в условиях формирования в российской Федерации новой технологической цифровой среды / Р. Г. Нурмагамбетов // Наука. – 2020. – № 1(64). – С. 83-88. – EDN LQXKAH.
Пашнина, Т. В. Современные проблемы применения и регулирования технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Т. В. Пашнина, М. А. Винокурова // Образование и право. – 2024. – № 4. – С. 406-411. – DOI 10.24412/2076-1503-2024-4-406-411. – EDN AMVJXU.
Разбегаев, П. В. Образовательная среда как элемент цифровой трансформации высшего образования России / П. В. Разбегаев // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 6. – С. 80. – DOI 10.17513/spno.33842. – EDN RXGSEM.
Цифровая трансформация в науке и образовании: роль цифровой культуры / М. А. Черкасова, Е. Г. Хмельченко, А. О. Акимова, К. В. Черкасов // Муниципальная академия. – 2024. – № 4. – С. 211-219. – DOI 10.52176/2304831X_2024_04_211. – EDN TDMOIP.
Этические аспекты цифровой трансформации образования / С. С. Усов, Г. А. Хорохорина, Е. В. Ежова [и др.] // Вестник педагогических наук. – 2024. – № 8. – С. 239-245. – DOI 10.62257/2687-1661-2024-8-239-245. – EDN YSBIHG.
Литература:
1. Алехина, С. В. Философские и методологические основы инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / С. В. Алехина, А. Ю. Шеманов. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 268 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17778-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/545058 (дата обращения: 06.03.2025).
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для вузов / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 274 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06713-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/539879 (дата обращения: 06.03.2025).
3. Баринова, Е. Б. Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 116 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13887-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544054 (дата обращения: 06.03.2025).
4. Вишнякова, Ю. А. Инклюзивное искусство : учебное пособие для вузов / Ю. А. Вишнякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 138 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13762-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544011 (дата обращения: 06.03.2025).
5. Горелов, Н. А. Основы цифровой трансформации общества : учебник для вузов / Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 337 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18432-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/535000 (дата обращения: 06.03.2025).
6. Гумерова, Г. И. Управление интеллектуальной собственностью : учебное пособие для вузов / Г. И. Гумерова, Э. Ш. Шаймиева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 257 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17666-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/533503 (дата обращения: 06.03.2025).
7. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа : учебник для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 308 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14186-3. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544179 (дата обращения: 06.03.2025).
8. Информационные технологии в юридической деятельности : учебник для вузов / П. У. Кузнецов [и др.] ; под общей редакцией П. У. Кузнецова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 436 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18199-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/534519 (дата обращения: 06.03.2025).
9. Использование деятельностного подхода в проектах цифровой трансформации в образовании : учебное пособие для вузов / Л. О. Смирнова [и др.] ; под редакцией Л. О. Смирновой. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 170 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-15409-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544634 (дата обращения: 06.03.2025).
10. Камолов, С. Г. Цифровое государственное управление : учебник для вузов / С. Г. Камолов. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 336 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14992-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544286 (дата обращения: 06.03.2025).
11. Козырева, О. А. Ассистивные технологии в инклюзивном образовании : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 118 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14959-3. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544330 (дата обращения: 06.03.2025).
12. Козырева, О. А. Проблемы инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 179 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14411-6. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544327 (дата обращения: 06.03.2025).
13. Козырева, О. А. Современные проблемы науки и специального (дефектологического) образования : учебник для вузов / О. А. Козырева. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 211 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14960-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544329 (дата обращения: 06.03.2025).
14. Козырь, Н. С. Гуманитарные аспекты информационной безопасности : учебное пособие для вузов / Н. С. Козырь, Н. В. Седых. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 170 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17153-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544965 (дата обращения: 06.03.2025).
15. Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Михальчи. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 172 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-16837-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/539870 (дата обращения: 06.03.2025).
16. Обеспечение законности в сфере цифровой экономики : учебное пособие для вузов / А. О. Баукин [и др.] ; под редакцией Н. Д. Бут, Ю. А. Тихомирова. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 250 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13931-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/544010 (дата обращения: 06.03.2025).
17. Рассолов, И. М. Информационное право : учебник и практикум для вузов / И. М. Рассолов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 427 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18043-5. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/535625 (дата обращения: 06.03.2025).
18. Фуряева, Т. В. Модели инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 176 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-10939-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/540074 (дата обращения: 06.03.2025).
19. Цифровая криминалистика : учебник для вузов / В. Б. Вехов [и др.] ; под редакцией В. Б. Вехова, С. В. Зуева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 490 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17464-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/533155 (дата обращения: 06.03.2025).
20. Чекмарев, А. В. Управление цифровыми проектами и процессами : учебное пособие для академического бакалавриата / А. В. Чекмарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 424 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-18522-5. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/535238 (дата обращения: 06.03.2025).