Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность научно-исследовательской работы по данному вопросу обусловлена рядом факторов, как внутренними, так и внешними.
Во-первых, система государственной службы представляет собой ключевой элемент в функционировании государственного аппарата. От ее эффективности зависит способность государства эффективно управлять ресурсами, проводить внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивать безопасность и социальную стабильность. Правовое регулирование этой сферы непосредственно влияет на эффективность работы государственных органов, их взаимодействие с обществом и реализацию прав граждан.
Во-вторых, значительное количество правовых актов, касающихся государственной службы, требует тщательного анализа, так как существует неопределенность в некоторых аспектах их применения. Нормы о государственной службе в России являются достаточно сложными, и на практике часто возникают ситуации, требующие дополнительной правовой интерпретации. Понимание юридической природы этих норм и выявление пробелов в законодательстве представляют собой актуальные задачи.
Кроме того, модернизация государственного управления, развитие информационных технологий и внедрение электронного правительства требуют новых подходов к правовому регулированию государственной службы. Существует необходимость разработки новых стандартов для кадровых практик, повышения качества обслуживания граждан и обеспечения прозрачности в принятии решений. В этих условиях правовое регулирование государственной службы должно быть гибким и соответствовать вызовам современности.
Наконец, глобальные изменения в правовых системах различных стран и стремление к интеграции России в международное правовое сообщество требуют учета мирового опыта и актуализации правового регулирования государственной службы в рамках международных стандартов. Это важный момент для повышения конкурентоспособности российского государственного аппарата.
Цель настоящего исследования заключается в анализе правового регулирования системы государственной службы в Российской Федерации с учетом современных вызовов и проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие и виды государственной службы Российской Федерации;
- рассмотреть правовые основы государственной службы в Российской Федерации;
- выявить особенности и проблемы формирования единой системы государственной службы Российской Федерации;
- предложить основные направления совершенствования системы государственной службы в Российской Федерации.
Объектом исследования является система государственной службы Российской Федерации, а именно, правовое регулирование отношений, возникающих в рамках этой системы.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих функционирование системы государственной службы в Российской Федерации.
Методы исследования: анализ и синтез, историко-правовой, сравнительно-правовой методы.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, поделенные на параграфы, заключения и списка использованных источников.
1 Основы функционирования системы государственной службы в Российской Федерации
1.1 Государственная служба Российской Федерации: понятие и виды
Известный российский ученый-административист Ю. Н. Овсянников считает, что «государственная служба – это организация безостановочной профессиональной деятельности служащих, которые должны выполнять полномочия государственных органов и институтов публичной власти», то есть, Ю. Н. Овсянников в своем понятии делает акцент именно на сам процесс организации деятельности государственной службы, отмечая, что в легальных определениях на этом не акцентируется внимание[ Овсянников, Ю. Н. Государственная служба Российской Федерации: учебник / Ю.Н. Овсянников. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 284 с.].
В правовой доктрине различных отраслей российского права понятие государственной службы рассматривается по-разному:
1. В отрасли конституционного российского права государственная служба рассматривается как публично-правовой институт, который обеспечивает осуществление деятельность профессионально подготовленными гражданами РФ.
2. В отрасли российского административного права понимание термина рассматривается в двух основных аспектах: первый аспект включает в себя выполнение функций государства служащими государственного аппарата; второй аспект включает непосредственную профессиональную обязанность служащих аппарата власти.
3. В отрасли российского трудового права государственная служба рассматривается как специфичная разновидность служебной трудовой деятельности, так как предметом исследования российского трудового права выступают проблемы правового регулирования общественного труда.
Таким образом, российские ученные-административисты до сих пор не могут прийти к единому мнению о содержании понятия «государственная служба», так как:
1) в различных отраслях российского права понятие «государственная служба», трактуется в тех аспектах, в которых употребляется сам термин (административное право, служебное право и т.д.);
2) различные подходы к понимаю данного понятия «государственная служба», (деятельностный подход, институциональный подход и т.д.);
3) развитие социума, приводящего к модернизации понятийных аппаратов, указанных в нормативно-правовых актах, а, следовательно, и в научных работах.
Но обратимся к существующему, на данный момент, легальному законодательному понятию «государственная служба», ФЗ от 27 мая 2003 г. определил понятие государственной службы как: «профессиональной служебной деятельности граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов РФ; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ»[ Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 12.03.2024) – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=466767 (дата обращения 12.03.2025)].
Сравнивая понятия, данные российскими учеными-правоведами, специалистами в области государственного и административного права и российским законодательством, можно сделать вывод, что российский законодатель руководствовался деятельностным подходом, но не включил особые аспекты деятельности данного вида публичной службы.
Для дальнейшей детализации, необходимо обращаться к иным нормативно-правовым законодательным актам и как отмечалось ранее, трактовка будет зависеть от отрасли права, в котором рассматривается данное понятие, в работе автор будет опираться на данное определение и рассмотрим такой ее вид как государственная гражданская служба.
Под государственной гражданской службой, согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 г. понимается «профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ»[ Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 19.08.2024) - Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=477544 (дата обращения 12.03.2025)].
Безусловно, в основе приведенного определения лежит подход российского законодателя, содержащийся в ФЗ «О системе государственной службы в РФ», выделение такой государственной службы обусловлено выполнением особой профессиональной деятельности, так как она основана на таких характерных понятиях как «государство» и «общество».
Соответственно, выполнение определенных полномочий, должно быть основано на ясно выраженных понятиях, в современной России нет отдельного федерального органа, деятельность которого была бы направлена на учет должностных лиц, занимающих (замещающих) должности государственной службы, данная функция поручена Администрации Президента России.
То есть, можно сделать вывод, что государственные должности учитываются тем государственным органом, где лица и занимают (замещают) данные должности, это один из недостатков недостаточно детальной разработки федерального законодательства в рассматриваемом нами вопросе.
Но вернемся к специфике данного вида службы, профессиональная служебная деятельность гражданских служащих, направлена на стабилизацию политической ситуации в стране, координацию интересов общества в государстве, также выступает неким «гарантом» в поддержании общественного порядка, выполняя при этом функции публичной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
3.Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 29.12.2022 г. № 645-ФЗ (дата подписания: 29.12.2022, опубликован: 10.01.2023, вступает в силу: 29.04.2023) // [Электронный ресурс] / URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_436210/ (дата обращения 12.03.2025).
4.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 19.08.2024) - Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=477544 (дата обращения 12.03.2025)
5.Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 12.03.2024) – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=466767 (дата обращения 12.03.2025)
6.Борщевский, Г. А Государственная служба: учебник для вузов / Г. А. Борщевский. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 288 с.
7.Василевич, С. Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С. Г. Василевич. — М.: Юнити, 2019. — 544 c.
8.Государственная служба: учебник для вузов/ под общей редакцией Е.В. Охотского— 3-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 327 с.
9.Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. — 2-е изд., пе-рераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 340 с.
10.Государство и право: научный журнал. – Москва: Наука, 2024. - № 11. – 220 с. – ISSN 1026-945. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2198224 (дата обращения: 13.03.2025)
11.Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: учебник для вузов / В. Д. Граждан. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 468 с.
12.Кабашов С. Ю. Государственная служба Российской Федерации : учебное пособие / С. Ю. Кабашов.. М.: ФЛИНТА. 2022. 305 с
13.Копытина, О.И. К вопросу о государственной службе иных видов /О.И. Копытина, О.А. Шабанова // Центральный научный вестник. - 2019. - № 1S (66). - С. 49-50.
14.Куликовский, А. О. Понятие и природа государственной службы в Российской Федерации / А. О. Куликовский, Г. А. Жолобова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 10- 7(66). – С. 45-48.
15.Липски С. А. Правовое обеспечение государственного управления и государственной службы: Учебник / С. А. Липски. – М.: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2022. 292 с
16.Овсянников, Ю. Н. Государственная служба Российской Федерации: учебник / Ю.Н. Овсянников. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 284 с.
17.Осинцев Д. В. Административное право: учебник для вузов / Д. В. Осинцев. – 3 – е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 574 с.
18.Чернышова, Л. А. Профессиональное развитие государственных служащих - основное направление развития государственной службы / Л. А. Чернышова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2021. – № 3(40). – С. 85-88