Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 4
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ВЫВОДЫ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Среди ученых распространено мнение, что у детей биологически обусловлена потребность познавать окружающий мир. Одними из важнейших черт поведения ребенка являются любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, самостоятельная поисковая активность. Именно эта особенность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации творческой деятельности.
Задача современной школы заключается в создании необходимых полноценных психолого-условий для социализации каждого ребёнка как творческой личности, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. В соответствии с ФГОС решению данной задачи способствует определение психологических особенностей творческой личности, создание эффективных условий для социализации.
Цель исследования – определить психологические особенности творческой личности
Задачи:
1.Охарактеризовать понятие творческой личности
2.Определить особенности организации творческой деятельности
3.Провести диагностику психологических особенностей
4.Разработать рекомендации по творческому развитию.
Объект исследования – творческая личность
Предмет исследования – психологические особенности творческой личности.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава I. Теоретические основы исследования творческой личности
1.1.Творческая личность и её психологические особенности
Развитие и формирование психологических особенностей творческой личности является ключевой проблемой современной педагогики. Вопрос о творческой деятельности детей изучали многие педагоги и психологи, что находят и изучают новые способы развития методических основ и внедряют их в современное обучение. Большой рост внимания к этой проблеме наблюдается и сейчас, а анализ теоретических и методологических основ развития творческих способностей позволяет создать и применить различные подходы в исследованиях. Данными вопросами занимались и зарубежные, и российские ученые (Я. А. Коменский, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Дж. Гилфор и другие), однако единый комплексный подход методологических основ так и не сформировался.
Так как творческие способности являются «индивидуальными способностями», которые представляют собой объединение многих качеств, то вопрос о творческом потенциале человека остается открытым и актуальным по сей день. В своей теории И. Э. Унт об индивидуализации обучения предполагает, что эффективность развития творчества во многом зависит от заданий, которые требуют от учащихся найти самостоятельный способ решения, применять знания в новых условиях, проявлять самостоятельность и организованность в работе с самоанализом новых полученных знаний. В научной литературе слово «творчество» толкуется разными философами и педагогами по-разному, существует невероятное количество понятий и определений в данной области, поэтому наибольшая важность состоит в том, чтобы сформулировать особое отношение к накопленным определениям.
Данный термин обладает многими противоречиями. А. Маслоу утверждал и рассматривал творчество как черту, которая присутствует во всех людях с их рождения. Они так же способны потерять данное качество, если его не развивать. К. Роджерс считает, что «творчество» — это источник личностного роста. Он писал, что творчество является способностью обнаруживать и развивать новые решения проблем или способы выражения. В краткой философской энциклопедии творчеством называют все новое, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа и творческой фантазии. То есть творчество — это особый термин, из которого можно составить многие смыслы под особые ситуации, где слово невозможно истолковать неверно. Также творчество — это высшая форма креативности, способность самосохранения и воспроизведения посредством качественных трансформаций структур.
Развивая мысль, согласно К. А. Тимирязеву, творчество — это процесс создания человеком разнообразных произведений искусства, как процесс совершенствования в природе.
В наше время появилось схожее по смыслу слово «креативность», близкое к понятию творчества, являясь синонимом в любой сфере деятельности. «Креативность» обозначает способность к тому самому творчеству: созидать новые идеи и находить интересные, нетрадиционные способы решения поставленных задач, создавать уникальные продукты.
Процесс развития творчества помогает прийти к креативности, к личности, которая имеет высокую мотивацию к творческой деятельности, которые развиваются только в процессе деятельности в определенной среде. Советский профессор В. В. Савичев рассматривал, что творчество — это «образование новых условных рефлексов с помощью образованных ранее связей». Психология творчества связана с другой психологической проблемой - способностями. Поэтому понятие «творческие способности» широко и многогранно, но сущность понятия одна, как и у термина творчества.
Творческая деятельность — это синтез индивидуальных особенностей личности и новых качественных состояний (мышление, восприятие, опыт, мотивация, возникающих в процессе новой деятельности, которая ведет к успешному выполнению или появлению нового продукта (идеи, художественного произведения) [24]. В трудах отечественных исследователей педагогов-практиков (В. Ф. Шаталов, И. П. Волков) прослеживается мысль, что индивидуальное воздействие на личность учащегося через созидающий и творящий способ обучения воспитывает в человеке не только «творческую личность», но и помогает воспитать нравственные ценности и качества, понять внутренний мир, отношение к нему и самому себе как к личности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Азизова, Л.Х. Система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи //Актуальные проблемы современной науки 21 века. - М.: Знание, 2017. - 151 с
2.Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, Институт практической психологии, 2016. – 384 с.
3.Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии: издается с 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. – 2007. №4. - С.12
4.Байков Ю.Н. Диагностика социальной компетентности: результаты апробации диагностического комплекса / Ю.Н. Байков, Д.Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. – 2002. – № 6. – С. 12–24.
5.Баранова, А.В., Кисляков, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. - М.: Просвещение, 2017. - 96 с.
6.Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С.54-65
7.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2015. – 408 с.
8.Борисова, Н.В. Методика выбора форм и методов активного обучения (теоретическая модель). – М.: Наука, 1991. – С. 23-27.
9.Булатчеева, А.М. Педагогика и психология одаренности школьников: учебное пособие для учителей, психологов и студентов психологопедагогических специальностей / А. М. Булатчеева. Под ред. У. Б. Жексембаевой, А. К. Сатовой. - Алматы, 2014. - с.170-182.
10.Власова Е.И. Ключевые проблемы и перспективы исследования социальной одарённости [Электронный ресурс] /2023. – Электрон. дан. – Режим доступа: sputnik.mastertelecom.ru/biblioteka/07_or_0204_04.doc
11.Время добрых дел: как дети могут участвовать в волонтёрской деятельности [Электронный ресурс] – Электрон. дан. - Режим доступа: https://gdemoideti.ru/blog/ru/volonterstvo-v-rossii
12.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2017. - 223 с.
13.Данилюк, А.Я. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков // М.: Педагогика, - 2018. – 125 с.
14.Жексенбаева, У. Б. Диагностика одаренности детей. - Астана: РАДиАЛ, 2015. – С. 49-61
15.Зверева А.В. Особенности динамики социальной одаренности учащихся в подростковом возрасте: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 Москва, 2006 225 с. РГБ ОД, 61:06-19/443
16.Ивенских И.В., Хрусталева Т.М. Социальная одаренность менеджеров: психологический аспект // Сибирский педагогический журнал. Пермь, 2009. № 11. С. 345-352
17.Интерактивные образовательные технологии [Электронный ресурс]. 2023. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://edu.itmo.ru/ru/edutech_iteractiv/
18.Искрин, Н.С., Чичканова Т.А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. – 2016. - №1(1). – С. 7-21.
19.Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. — М.: Просвещение, 2019. — 173 с.
20.Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009. — 272 с.
21.Конвисарева, Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Дис. канд.пед.наук. Кострома, 2006. - 211 с.
22.Личность. Организаторская деятельность. Коллектив // Избранные труды / Л.И. Уманский. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2019. - 208 с.
23.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. - М.: РГСУ, 2016. – 364 с.
24.Матюшкин, А.М. Загадки одаренности // Вопросы психологии. – М.: Школа-пресс, 1993. - № 4. – С. 40-49.
25.Метелев А.П. Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и волонтерстве в образовательных организациях: опубликованы Минпросвещения РФ 12 марта 2020 г. / А. П. Метелев, А. С. Федоров, А. В. Губина // Вестник образования России. – 2020 – № 8 – С. 34-48
26.Педагогика: Учеб. пособие. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2018. – 674 с.
27.Песина Е.А. Исследование одаренности как социальная проблема. Социальные явления - журнал международных исследований, 2016. № 3 (6). С. 17-22
28.Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Линка Пресс, 2009. – 272 с.
29.Пустовойтов В.Н. Интерактивные формы обучения как условие и средство формирования познавательной и социально-коммуникативной компетентностей учащихся // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 7 (39). С. 7
30.Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева [и др.]. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – С. 95.
31.Рензулли Дж. Модель обогащения школьного обучения: практические программы стимулирования одаренных детей / Е. И. Щебланова // Современные концепции одаренности. – М., 1997. – С. 214–226.