Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим законодательные акты, которые регулируют правовую защиту потребителей в сфере социальных услуг:
Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». В нём закреплены, в частности, права на надлежащее качество, безопасность услуги, информацию об исполнителе и об услугах, возмещение вреда, компенсацию морального вреда и другие. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") вступил в силу 7 февраля 1992 г .
Гарантом реализации права на защиту прав потребителей явились установление в Законе подведомственности по выбору истца и освобождение потребителя от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд. Вместе с индивидуальной судебной защитой прав потребителей Закон также предусматривал возможность коллективной защиты прав потребителей и предоставлял государственным органам возможность пресекать нарушения законодательства о защите прав потребителей и налагать взыскания на нарушителей.
В практическом смысле защита прав потребителей включает в себя защиту прав и интересов физических лиц, которые выступают в гражданско-правовых отношениях по приобретению товаров и получению услуг в своих собственных интересах, а также интересах своих домохозяйств. Именно это вытекает из преамбулы Закона "О защите прав потребителей". Несомненно, это достаточно широкий предмет регулирования и одновременно очень важный как для экономической системы страны, так и для правовой.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется п. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации. Права потребителей также входят в число прав, гарантируемых государством. Гарантии реализации этих прав существуют в форме экономических, правовых, организационных институтов и средств, используемых государством на разных уровнях регулирования.
Федеральный закон от 13.07.2020 №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» . В статье 3 этого закона перечислены права потребителей услуг. Среди них:
-получение информации о своих правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, о ценах (тарифах) на эти услуги и об их стоимости для потребителей услуг, а также об исполнителях услуг;
-выбор исполнителя услуг в случаях, установленных законом, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
-отказ от получения услуг в социальной сфере, если иное не установлено федеральными законами;
-обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении, неоказании или ненадлежащем оказании услуг исполнителем;
-реализация иных прав, связанных с получением услуг в социальной сфере, которые предусмотрены федеральными законами.
Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, а также определяет права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Правовая защита потребителей в сфере социальных услуг - это комплекс мер, направленных на обеспечение прав получателей социальных услуг.
Рассмотрим права получателей услуг в социальной сфере, которые закреплены законодательством: право на равный и свободный доступ к услугам; право на информацию о поставщике и услуге; право на качество; право на безопасность услуги; право на конфиденциальность; право на обжалование действий (бездействия) и решений, принятых при оказании услуги; право на возмещение вреда, причиненного при оказании услуги .
Выделим обязанности поставщиков социальных услуг, которые закреплены законом: выполнять требования законодательства, регулирующего сферу социального обслуживания; предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключёнными с получателями социальных услуг; предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно; выполнять требования законодательства о защите персональных данных, а также соблюдать профессиональную тайну, обеспечивать конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании социальных услуг; предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей социальных услуг.
Глава 2. Практические особенности способы правовой защиты потребителей в сфере социальных услуг
Рассмотрим средства и способы правовой защиты потребителей в сфере социальных услуг:
1.Предоставление информации. Получатели социальных услуг имеют право на бесплатную и доступную информацию о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, тарифах на эти услуги.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 3.-Ст. 140
3 Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
4 Губин Е.П. Предпринимательское право как инструмент решения социальных задач современного общества (социальная функция предпринимательского права России) // Предпринимательское право. 2023. N 3. С. 2 - 10.
5 В какой суд и в какой срок обращаться за защитой прав потребителей? // Азбука права: электрон. журн. 2025.
6 Синкевич Ж.В. Понятие и признаки социальных услуг // Гражданское право. 2020. № 6. С. 43 – 45.