Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ Общественная безопасность в сфере функционирования транспортных средств представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих
2
защиту интересов безаварийного функционирования транспортных средств, охрану жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей природной среды. Транспорт в настоящее время составляет огромную часть мировой экономики. По оценке экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, к 2030 году инвестиционные потребности мировой транспортной инфраструктуры составят 1,3 трлн. долларов. В современных условиях развития общества, модернизации информационных, коммуникативных, социальных, экономических, политических и стратегических ресурсов Российской Федерации понятие «безопасность» принимает основополагающее значение. Безопасность рассматривается нами как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Одним из важных факторов укрепления национальной безопасности Российской Федерации является расширение непосредственного участия органов внутренних дел в реализации государственной политики по обеспечению безопасности на транспорте.
Глава 1 Теоретико-правовые основы уголовно-правового регулирования субъекта преступления 1.1.Понятие и признаки субъекта преступления Субъективные признаки преступления относятся к двум элементам его состава - субъекту и субъективной стороне. Понятие субъекта преступления как таковое в уголовном законодательстве не содержится. Однако на теоретическом уровне данный элемент состава преступления рассматривается в виде совокупности признаков, указанных в главе 4 УК РФ. Так, в ст. 19 этой главы УК РФ содержатся общие условия уголовной ответственности, которые совпадают с обязательными признаками субъекта преступления .
3
Субъект преступления - элемент состава преступления, объединяющий признаки, характеризующие лицо, совершившее преступное посягательство. К признакам субъекта преступления относятся: его физическая природа, возраст, вменяемость и признаки специального субъекта. Некоторые ученые включают в этот перечень и эмоции. Последний признак можно встретить в составах убийства или умышленного причинения тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. ст. 107, 113 УК). Значение субъекта преступления состоит в том, что: 1) его признаки, являясь признаками основного состава преступления, позволяют отграничить преступное поведение от непреступного, а также одно преступление от другого; 2) выступая квалифицирующими или привилегирующими признаками, они образуют соответственно квалифицированные или привилегированные составы преступлений; 3) не входя в состав преступления, могут служить смягчающими или отягчающими обстоятельствами. Субъектом преступления может быть только человек - существо, обладающее физической природой. В уголовном праве существует принцип личной виновной ответственности. Следовательно, отвечать за преступление может только лицо, обладающее психикой и способное сформировать виновное отношение к своему поведению . В некоторых странах (Австралия, Венгрия, Израиль, Ирландия, Канада, КНР, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, США, Финляндия, Франция, Швейцария и др.) предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц. Субъектом преступления является лицо, совершившее общественно опасное, запрещенное уголовным законом деяние и способное нести уголовную ответственность. Понятие субъекта преступления представляет собой правовую конструкцию, образуемую совокупностью определенных признаков. К их числу
4
относятся следующие: физическое лицо, достижение возраста уголовной ответственности, вменяемость (ст. 19 УК РФ) . В теории уголовного права под субъектом преступления понимается лицо, совершившее общественно опасное деяние, ответственность за которое установлена уголовным законом, и способное нести за него уголовную ответственность . В отличие от понятия «субъект преступления» понятием «лицо, подлежащее уголовной ответственности» охватываются все признаки и свойства личности за исключением виновности. Лицо, подлежащее уголовной ответственности, - исходный структурный элемент, неотъемлемая часть субъекта преступления . Сущность ее состоит в обязанности любого физического вменяемого лица, достигшего возраста, установленного УК, выполнять соответствующие юридические требования (не нарушать действующее уголовное законодательство), предъявляемые ему государством . С этого времени государство в лице его компетентных органов не может оставаться безучастным к поведению «лица, подлежащего уголовной ответственности» в связи с его негативным поведением (виновным совершением общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ), ибо данное лицо уже подлежит уголовной ответственности .
1.2.Особенности специального субъекта преступления
Уголовному праву наряду с понятием общего субъекта преступления известно понятие так называемого специального субъекта преступления. Эти лица кроме возрастных признаков и вменяемости обладают особыми дополнительными (специфическими) признаками, отграничивающими возможность привлечения их к уголовной ответственности за совершение преступления . Составы преступлений, в которых предусмотрена ответственность таких лиц, называются составами со специальным субъектом. В большинстве случаев законодатель прямо указывает на признаки специального субъекта. Иногда его
5
наличие вытекает из смысла закона. В тех составах, где назван специальный объект, исполнителем может быть только специальный субъект. Особенностью специального субъекта является его служебное, общественное положение или профессиональные, демографические данные. «Специальный субъект преступления» - понятие более узкое, поскольку, помимо физической природы, возраста и вменяемости, виновное лицо должно дополнительно обладать каким-либо признаком. Уголовный закон не определяет эти признаки отдельно, а выделяет специальных субъектов в зависимости от конкретных составов преступлений.
Глава 2 Субъект преступления как элемент состава преступления 2.1.Психофизиологическое состояние субъекта как признак состава преступления
К психофизиологическим состояниям субъекта, имеющим значение для квалификации преступления, относятся: аффект; опьянение; состояние матери при совершении ею убийства новорожденного ребенка. Каждое из них представляет собой вариант состояния субъекта, влияющего на сознание и волю, поэтому их следует рассматривать в единой системе . Основываясь на хрестоматийном подходе к признакам состава преступления, необходимо определить, к какому его элементу надлежит отнести анализируемые состояния. Данный элемент установить не совсем просто, поскольку отношение к нему в доктрине не является однозначным. К тому же оценка в этом качестве психофизиологического состояния субъекта как некой общей категории не получила пристального внимания в специальной литературе. Как правило, разные авторы анализируют такие состояния раздельно, чаще всего рассматривая аффект с особым акцентом на эмоциях, а иногда даже сводя аффект к эмоциям. Но при этом, что характерно, многие специалисты в области уголовного права признают эмоции признаком субъективной стороны преступления .
6
Однако верной нам представляется позиция, согласно которой эмоции не следует относить к юридическим признакам субъективной стороны, они «относятся скорее к субъекту преступления». Вывод о признании психофизиологического состояния лица признаком субъекта преступления следует поддержать. Причем он применим не только к состоянию аффекта, но и ко всем иным состояниям, имеющим значение для квалификации деяния. Необходимо также учитывать, что законодатель вполне обоснованно поместил нормы о невменяемости, ограниченной вменяемости и уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, в гл. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации («Лица, подлежащие уголовной ответственности»). Поэтому в качестве аксиомы воспринимается положение о том, что при невменяемости исключается признак субъекта; ограниченная вменяемость (несмотря на неполноту осознания и воли) рассматривается в контексте вменяемости; лица, совершившие преступление в состоянии физиологического опьянения, признаются вменяемыми и подлежат уголовной ответственности. Таким образом, в нормах Общей части УК РФ состояния лица характеризуют субъект преступления, а не субъективную сторону. Указанный подход следует применить и к положениям Особенной части данного Кодекса. Психофизиологические состояния, предусмотренные статьями Особенной части, также влияют на сознание и волю, но лицо признается вменяемым (однако иное возможно при патологическом аффекте или патологическом опьянении). Для ответа на вопрос о том, имело ли место то или иное анализируемое состояние (как и для невменяемости), необходимо проведение экспертизы, которая не требуется для установления признаков субъективной стороны . 2.2. Особенности признаков субъектов преступлений в сфере транспорта
Субъект преступлений против безопасности движения транспорта представляет собой совокупность как общих, так и специальных признаков. Некоторые
7
исследователи отмечают, что вопрос о субъекте преступлений в сфере безопасности дорожного движения не представляет большой сложности «в связи с достаточно удачной формулировкой в этой части диспозиций... норм» . По нашему мнению, такое утверждение несколько поспешно, поскольку в данном случае важно установить соотношение употребляемых терминов, характеризующих субъекта преступления, а также их содержание . Если мы обратимся к анализу статей УК, предусматривающих ответственность за преступления против безопасности движения транспорта, то увидим, что в них нет никакого единства относительно субъекта преступления. Законодатель зачастую объединяет в одной статье лиц, являющихся участниками различных отношений, а значит, и преступления, направленные на разные объекты (например, ст. 268 УК) . Одним из таких понятий, на наш взгляд, наиболее приемлемым в этом отношении, является понятие «участник дорожного движения» .
Глава 3 Деятельность Волгоградского линейного управления МВД России в установлении субъектов преступлений на транспорте 3.1. Общая характеристика деятельности Волгоградского линейного управления МВД России
Интенсивное строительство железных дорог в России, начавшееся при Императоре Николае Первом, обусловило необходимость обеспечения на них общественного порядка, защиты интересов организаторов производства и рабочих. 27 июля 1861 года было введено «Положение о жандармских полицейских управлениях Санкт-Петербург-Варшавской и МосковскоНижегородской железных дорог». Таким образом, транспортная полиция в Нижнем Новгороде является приемником первого созданного в России жандармского полицейского управления. В таком виде железнодорожная полиция просуществовала вплоть до 1917 года.
8
Уже тогда, в период формирования жандармских полицейских управлений на железных дорогах, было заложено основное отличие транспортной полиции от территориальной – линейный принцип формирования подразделений. В дальнейшем органы внутренних на транспорте претерпевали различные изменения – изменялась структура, объекты обслуживания подразделений. В 2010 году в целях реализации Указа Президента РФ от 18 февраля № 208 и в соответствии с приказом Министра внутренних дел РФ от 3 августа № 570 в рамках широкомасштабной реформы Министерства внутренних дел созданы управления на транспорте по федеральным округам. Управление на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу с дислокацией в городе Нижний Новгород образовано путем слияния трех ранее существовавших УВДТ – Волго-Вятского, Средневолжского и Приволжского. Обеспечением безопасности на всех видах транспорта в рамках своей компетенции занимаются органы внутренних дел. Большая доля объема мероприятий по повседневному обеспечению безопасности на транспорте ложится на МВД России. Основными задачами, стоящими перед МВД России в этой сфере (в целом или в части, ее касающейся), являются : 1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; 2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; 3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; 6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; 7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
9
Основными структурными подразделениями МВД России по обеспечению безопасности на транспорте являются линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (далее также - линейные отделы, линорганы). Линейный отдел является территориальным органом МВД России на районном уровне и входит в состав соответствующих органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
3.2.Проблемы квалификации и установления субъекта транспортных преступлений в деятельности Волгоградского линейного управления МВД России
Законодательство не содержит понятия транспортного преступления, а теория уголовного права пока не выработала его общепризнанной дефиниции. В литературе в целом наметились два подхода к его определению: широкий и узкий. Так, Н.С. Алексеев признавал транспортным преступлением «такое общественно опасное действие или бездействие, которое непосредственно посягает на правильную, отвечающую интересам... государства работу транспорта». Однако подобного рода определение, во-первых, не содержит всех устойчивых и характерных признаков транспортного преступления; во-вторых, выделяет лишь одно обстоятельство - объект преступления, при этом включает в него отношения, которые не всегда терпят урон при совершении рассматриваемого деяния. Б.С. Никифоров подчеркивал, что уголовный закон обеспечивает «не правильное функционирование транспорта вообще, а правильное функционирование транспорта как необходимое условие безаварийности и безопасности его работы» . Особенности механизма причинения вреда безопасности функционирования транспорта предполагают и специфику субъектного состава транспортных преступлений. В зависимости от вида угрозы безаварийности судоходства, железных дорог, гражданской авиации, метрополитена и трубопроводного
10
транспорта им может быть: 1) работник транспорта; 2) пешеход, пассажир или иной участник движения; 3) лицо, которое не относится ни к первой, ни ко второй группе (например, при приведении в негодность транспортных средств и путей сообщения); 4) лица, ответственные за безопасность при строительстве, эксплуатации и ремонте магистрального трубопровода. Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264 и т.д.) отличаются тем, что их составы имеют бланкетные признаки. Поэтому суть транспортных преступлений как разновидности преступного нарушения специальных правил безопасности определяется двумя критериями. Во-первых, де-юре виновный должен нарушить конкретную норму закона или подзаконного нормативного акта, регулирующего порядок управления транспортным средством, порядок использования или эксплуатации транспорта. Во-вторых, дефакто в результате этого должны наступить общественно опасные последствия, такие как смерть человека или вред здоровью, существенный имущественный вред, экологический ущерб в виде загрязнения окружающей среды или какиелибо иные тяжкие последствия. Содержание преступного бездействия в данном случае характеризуется неисполнением либо ненадлежащим исполнением субъектом транспортной сферы обязанности действовать определенным образом - либо совершить определенные предписанные законом действия, либо, наоборот, воздержаться от них. Следовательно, с объективной стороны нарушение правил безопасного функционирования транспорта возможно в форме как действия, так и бездействия .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нами рассмотрено понятие и признаки субъекта преступления, исследованы особенности специального субъекта преступления. Кроме того, нами рассмотрена категория «фактический руководитель» как специальный субъект преступления, исследовано психофизиологическое
11
состояние субъекта как признака состава преступления, а также рассмотрены особенностей признаков субъектов преступлений в сфере транспорта. В рамках третьей главы работы исследованы понятие, признаки и особенности субъекта транспортных преступлений, рассмотрены проблемы квалификации и установления субъекта транспортных преступлений в деятельности Волгоградского линейного управления МВД России. В ходе исследования использованы метод анализа, синтеза, исторический. сравнительно-правовой. Общественно опасные деяния совершают конкретные люди. Каждый случай совершения преступления имеет свои индивидуальные черты, в том числе относящиеся к характеристике лица, виновного в этом преступлении. Каждая личность обладает специфическими, только ей свойственными признаками, составляющими ее индивидуальность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативно-правовые источники 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ//СПС «КонсультантПлюс» 2. Приказ МВД России от 16.06.2011 N 680 «Об утверждении Положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс»
Научная и учебная литература 3. Авиационная безопасность: Учеб. пособие. М.: Изд. науч.-учеб. центр «АБИНТЕХ», 2007. 4. Административно-правовые аспекты деятельности подразделений органов внутренних дел по досмотру авиапассажиров: Учебное пособие / В.В. Мотин, А.В. Целуйко. Домодедово: Изд-во ВИПК МВД России, 2012. 41 с. 5. Белов П.Г. Методологические основы обеспечения транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2006. N 3 (8).
12
6. Борзенков Г.Н. Преступления против жизни и здоровья: закон и правоприменительная практика. М.: Зерцало-М, 2013. С. 132. 7. Борисов С.В., Жеребченко А.В. Возбуждение ненависти, вражды, унижение человеческого достоинства: проблемы установления и реализации уголовной ответственности. Монография / Отв. ред. С.В. Борисов. М.: Юриспруденция, 2015. 264 с. 8. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб., 2007. С. 214 - 215, 707 - 708; 9. Волженкин Б.В. Уголовная ответственность юридических лиц. СПб., 1998. С. 25 - 26. 10. Гордиенко В.В. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. М., 2014. 463 с. 11. Демидов Ю.Н., Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: Учеб.-метод. пособ. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. 12. Долгих Т.Н. Понятие и признаки субъекта преступления. Особенности специального субъекта преступления // СПС КонсультантПлюс. 2019. 13. Есаков Г.А. Уголовное и корпоративное законодательство: современные точки соприкосновения (на примере субъекта преступления) // Закон. 2018. N 10. С. 38 - 49. 14. Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И. и др. Указ. соч. С. 282 - 284; Есаков Г. Бенефициарные связи и уголовная ответственность // Уголовное право. 2016. N 4. С. 29 - 35. 15. Жуков С.И. Использование международного опыта в обеспечении безопасности и правопорядка на территории аэропорта (на примере МВД Италии) // Юрист-правоведъ. 2006. N 5. 16. Киракосян А.М. Терроризм на транспорте как угроза современному обществу: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. М., 2007.
13
17. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 463; 18. Козлов В.И. Авиационная безопасность и права граждан // Юридич. консультант. 2006. N 5. 19. Костенников М.В. Авиационная безопасность и административноправовые средства ее обеспечения: Учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. 20. Лопатин В.Н. Проблемы предупреждения терроризма на транспорте и пути их решения: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте». М., 2003. 21. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2012. С. 443. 22. Мухачева И.М. Понятие и виды психофизиологического состояния лица, совершившего преступление // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 7. С. 115 - 123. 23. Мухачева И.М. Понятие и виды психофизиологического состояния лица, совершившего преступление // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 7. С. 115 - 123. 24. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 610. 25. Организационно-правовые основы пассажирских авиаперевозок: Учеб. пособ. / В.В. Мотин, А.В. Целуйко и др. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. 26. Организационно-правовые основы пассажирских авиаперевозок: Учебное пособие / В.В. Мотин, А.В. Целуйко и др. Домодедово: Изд-во ВИПК МВД России, 2013. 99 с. 27. Организация психологического обеспечения контртеррористической деятельности: Метод. пособ. М.: ЦОКР МВД России, 2009. 28. Орешкина Т.Ю. Психофизиологическое состояние субъекта как признак состава преступления // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы XIII Международ. науч.-практ. конференции. М., 2016. С. 171.
14
29. Пирогова Л.К. Профайлинг. Превентивный метод обеспечения авиационной безопасности: Учебное наглядное пособие (альбом схем). 3-е изд., перераб. и доп. Домодедово: Изд-во ВИПК МВД России, 2016. 73 с. 30. Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-18/16148@ «О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ». 31. Проценко С.В. О субъективной стороне и субъекте преступления как элементах состава преступления // Российский следователь. 2016. N 14. С. 18 - 23. 32. Розовская Т.И. Эволюция института уголовно-правового воздействия на юридических лиц // Lex russica. 2016. N 4. С. 95 - 104. 33. Савельева В.С. Основы квалификации преступлений: учебное пособие. 2е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 80 с. 34. Скворцова Ю.В. Международные нормы о противодействии коррупции в системе российского права // Ленинградский юридический журнал. 2017. N 1. С. 162 - 169. 35. Спасенников Б.А., Спасенников С.Б. Психические расстройства и их уголовно-правовое значение. М.: Юрлитинформ, 2011. С. 107. 36. Таова Л.Ю. Охрана прав и свобод человека и гражданина в ходе производства предварительного расследования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. N 12. 37. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / А.А. Арямов, Т.Б. Басова, Е.В. Благов и др.; отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. М.: КОНТРАКТ, 2017. 384 с. 38. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М.: Юристъ, 1996. С. 203; 39. Уголовное право России. Общая часть: учебник / С.А. Балеев, Б.С. Волков, Л.Л. Кругликов и др.; под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. 751 с.
15
40. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / В.А. Блинников, А.В. Бриллиантов, О.А. Вагин и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 1184 с. 41. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник для вузов / Н.И. Ветров, Г.В. Дашков, В.И. Динека и др.; под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Городец, 2006. 912 с. 42. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики; Изд-во «Триада Лтд», 1997. С. 129. 43. Яни П.С., Мурадов Э.С. Субъективные признаки налоговых преступлений: позиция Пленума Верховного Суда РФ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 3. С. 69 - 74;