Фрагмент для ознакомления
2
Введение
У большинства детей, имеющих интеллектуальные нарушения, наблюдаются нарушения речи. Они характеризуются сложностью патогенеза и ее симптоматикой. Речевые нарушения у таких детей обусловливаются недоразвитием познавательной сферы деятельности, а также могут быть связаны и с другими особенностями развития (снижение слуха, недоразвитие речевой моторики, неправильное строение артикуляционного аппарата и другое).
Специфические нарушения речи и их коррекция определяются особенностями высшей нервной деятельности и психофизического развития.
Структура речевых недостатков у детей с нарушением интеллекта обусловлена сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Процесс развития речевой деятельности у них осуществляется замедленно, так как возникают трудности в координации дыхательных и артикуляционных движений в процессе воспроизведения речи.
Закономерности развития психики таких детей значительно нарушают процесс овладения речью. Происходит снижение уровня анализа и синтеза, проявляются нарушения фонематического восприятия.
Особенности детей, обучающихся в коррекционном учреждении, обуславливают необходимость построения учебного процесса сообразно их индивидуальным качествам. В связи с этим, возникает необходимость в развитии речевых навыков детей посредством специальных речевых упражнений.
Коррекционная работа в специальном (коррекционном) классе VIII вида занимает важное место в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Существует определенная направленность урока русского языка в специальной (коррекционной) школе. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основной задачей коррекционной работы является - преодоление дефектов развития учащихся, адаптация их к жизни, подготовка к посильному участию в производственном труде.
Изучение специальной литературы и педагогическая практика показывает, что от 40 до 60% детей с нарушениями интеллекта, имеют выраженные дефекты речи, так:
1. Нарушение речи носит системный характер.
2. Не сформированы все операции речевой деятельности: слабая мотивация, снижена потребность в речевом общении.
3. Нарушения речи являются стойкими.
Таким образом, возникает необходимость развития речевых навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с интеллектуальными нарушениями
Дети, имеющие интеллектуальные нарушения, являются одной из многочисленных категорий детей, отличных в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) - это олигофрения, деменция и пограничные с ней состояния (нарушения психологического развития) и в том числе задержка психического развития.
Большинство детей с нарушением интеллекта составляют те, у которых психофизические нарушения возникли до трех лет вследствие различных органических поражений головного мозга. Степень выраженности дефекта при интеллектуальных нарушениях во многом определяется тяжестью поражения головного мозга и временем его приобретения. Чем раньше у ребенка появились особенности развития, тем тяжелее оказываются его последствия в дальнейшем. Самые тяжелые интеллектуальные нарушения наблюдаются у детей, перенесших заболевания во время беременности матери.
Наиболее распространенной категорией детей, имеющих интеллектуальные нарушения, являются дети с легкой степенью умственной отсталости. Изучением закономерностей развития детей с нарушением интеллекта занимались такие ученые, как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, С.Я. Рубинштейн, С.С. Корсаков, М.Г. Блюмина и многие другие.
Особенности ощущения и восприятия. Развитие высших психических функции, ощущения и восприятия, происходит замедленно и имеет много особенностей и недостатков. По мнению С.Я. Рубинштейна, наличие таких особенностей оказывает влияние на все психическое развитие детей с нарушением интеллекта .
Медленный темп восприятия у детей с особыми образовательными потребностями возникает в соответствии со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Это объясняется особенностями движения взгляда. Нормально развивающиеся дети воспринимают какой-либо объект сразу, целиком, а дети с нарушением интеллекта - последовательно. Из-за ограниченности восприятия у них возникают трудности в ориентировке в новой местности. Они часто оказываются дезориентированными. И.М. Соловьев отмечает, что, воспринимая действительность, дети с нарушением интеллекта плохо усваивают связи и отношения между объектами.
Понимание сюжетных картин и пейзажей так же затруднено: они не понимают перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий и другое.
Особенностью нарушения ощущения и восприятия является выраженная недифференцированность предметов при их узнавании. И.М. Соловьев, различающий понятия "неспецифическое узнавание предмета" и "специфическое узнавание предмета", обнаружил у детей с интеллектуальными нарушениями трудности при необходимости осуществить специфическое узнавание. При узнавании им легче отнести распознаваемый предмет к категории рода, чем к категории вида.
Одной из наиболее выраженной особенности восприятия является инактивность. Разглядывая какой - либо предмет, ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его подробнее, разобраться во всех его деталях. Для него является достаточным общее узнавание предмета. Об инактивном характере восприятия свидетельствуют следующие моменты: неумение детей с нарушением интеллекта всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какой-либо предмет окружающего мира, отвлекаться от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.
Особенности внимания. Уровень развития внимания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достаточно низок. Смотря на объекты или их изображения, дети с нарушениями не замечают свойственных им существенных деталей. Вследствие низкого уровня развития внимания они не усваивают программный материал, который сообщает им педагог. В связи с этим дети часто допускают ошибки и выполняют какую-то часть предложенной им однотипной работы неграмотно. Невнимательность обусловлена следующими причинами: колебания психической активности как проявление кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга, ухудшение концентрации внимания, приводящее к снижению его устойчивости. В связи с чем большинство детей данной категории либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. По мнению Л.С. Выготского, нарушение внимания не предопределено только органическими причинами, а является функцией, которой следует обучать .
Помимо вышеперечисленных причин невнимательности, у детей с особыми образовательными потребностями происходит уменьшение объема внимания, количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию. Особенность детей данной категории - нарушения переключаемости внимания. У них возникают затруднения перехода от одного вида деятельности к другому, а также снижение способности к распределению внимания между этими видами деятельности. Например, они не могут сразу выполнять два задания: рисовать и рассказывать стихотворение. Таким образом, произвольное внимание у обучающихся данной категории не целенаправленно. Оно характеризуется нестойкостью, истощаемостью, повышенной отвлекаемостью и требует значительных усилий для фиксации.
Особенности памяти. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями опирается на процессы памяти. Память включает в себя запечатление, сохранение и воспроизведение информации. Как правило, выделяют вербальную, зрительную и моторную память.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2002. – с. 183
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 134с.
3. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. №6. - С.8-17.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.: Союз, 1999. - 222с.
5. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский ; Сост. авт. вступит., ст. и библиограф. Т. М. Янфанова. – М. : Просвещение, 1995.
6. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО, 2002
7. Гнездилов М.Ф. Методика преподавания руского языка во вспомогательной школе.- М., 1965.- 74 с.
8. Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С. Г.Шевченко. - М.: Ника-пресс, 1998. - 192 с.
9. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002. - 80с.
10. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. - М., 1994. – 256 с.
11. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. - М., 1981.
12. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса в развитии [Текст] / В. К. Дьяченко. – М., 1999.
13. Емельянова И.А. Пути формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 2. – С. 41-44
14. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958
15. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Владос, 1995
16. Земский, А. М. Русский язык: В 2 ч. Ч. 2. Синтаксис [Текст] : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев ; под ред. В. В. Виноградова. – М. : Академия, 2000.
17. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2007
18. Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения: Дети 3-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 159 с.
19. Кононова М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. - М., 1963.
20. Кудасов, А. Л. Проблема обучения и воспитания учащихся старших классов коррекционной школы [Текст] / А. Л. Кудасов. – М. : Наука, 1992.
21. Лебединская К.С. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития. - М., 1980. - 72с.
22. Лубовский В.И., Переслени Л.И. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение, 1981. - 119с.
23. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 336 с.
24. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1971. - 267с.
25. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
26. Моргачева, Е. Н. Определение умственной отсталости в США психологопедагогическими методами. [Текст]/Е. Н. Моргачева, /Дефектология. - 1999. - № 6. -С. 34-38
27. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Владос, 1995. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 576с.
28. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Владос, 2003. - Кн. 3. Психодиагностика. - 631с.
29. Основы специальной психологии: Учебное пособие/ Л.В. Кузнецова. - М.: Академия, 2002. - 480с.
30. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/ под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с.
31. Панфилова Е.И. Использование сказкотерапии в коррекции нарушений связной речи у школьников с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/01/21/ispolzovanie-skazkoterapii-v-korrektsii
32. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики. // Вопросы психологии. 1989. №1. - С.55-61.
33. Переслени Л.И., Шохин П.В. Особенности внимания и восприятия. / Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение. - 1981. - С.10-14.
34. Петрова В. Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: сб. науч. тр. / В. Г. Петрова. — М., 1993.
35. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия. 2002
36. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В. Г. Петрова, И. В. Белякова : уч. пособие для студ. выш. пед. учебн. заведений. – М. : Академия, 2002
37. Позднякова И.О. Особенности устной речи умственно отсталых младших школьников и психолого-педагогические условия ее совершенствования: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2016
38. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160с.
39. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : уч. пособие для студ. пед. институтов / С. Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 2003
40. Сорочкина С.В. Развитие выразительной стороны речи у детей с нарушением интеллекта на уроках чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы YIII вида: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1999.
41. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – С. 34-81
42. Ушинский К.Д. О средствах распространения образования посредством грамотности [Электронный ресурс]: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_raspr_gram.html
43. Цыганкова, А. В. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие / А. В. Цыганкова. – Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун-т., 2003
44. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для учащихся с нарушением интеллекта. – М., 2012.