Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель практики – ознакомление с деятельностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Задачи практики:
- прохождение инструктажа по технике безопасности;
- ознакомление с задачами деятельности и программой развития Пензенского государственного университета;
- рассмотрение структуры университета, института экономики и управления;
- рассмотрение места и роли кафедры ГУиСР в структуре университета и института экономики и управления;
- изучение структуры и основных полномочий Управление цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области;
- ведение дневника практики.
1.Характеристика деятельности Пензенского государственного университета
1.1. Деятельность и достижения Пензенского государственного университета
Пензенский государственный университет (ПГУ) – крупнейший вуз Пензенской области как по численности, более 20 тыс. обучающихся и около 3 тыс. преподавателей и сотрудников, по пополнению налоговой базы, более 270 млн. рублей поступает ежегодно в бюджет области от вуза в виде налоговых выплат и взносов, так и по своему научному, образовательному и кадровому потенциалу.
В настоящее время в состав университета входят 7 учебных институтов, 11 факультетов, 3 филиала и 1 многопрофильный колледж.
Вуз реализует подготовку по 152 специальностям и направлениям подготовки. Ежегодно в университет поступает более пяти тысяч первокурсников. В нем обучается половина всех студентов области.
Университет является лидером региональной системы высшего образования по ряду направлений подготовки: «Здравоохранение и медицинские науки» – доля университета в субъекте РФ составляет 100,0 %, «Математические и естественные науки» – 99,3 %, «Образование и педагогические науки» – 91,7 %, «Гуманитарные науки» – 90,0 %, «Науки об обществе» – 65,2 %, «Инженерное дело, технологии и технические науки» – 37,7 %.
13 образовательных программ вуза признаны лучшими образовательными программами страны по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России 2016».
Образовательные программы юридического профиля имеют общественную аккредитацию Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
1.2. Организационная структура управления Пензенского государственного университета
Организационная структура управления ПГУ представлена в Приложении 1.
Характеристика организационной структуры ВУЗа:
1. Распределение задач в ВУЗЕ осуществляется по функциональному принципу, с соблюдением иерархии линейного подчинения.
Решения по оперативной работе осуществляются непосредственно на ответственном уровне управления (кафедра, деканат и т.п.). Только при необходимости подключается вышестоящий уровень.
Однако, стратегические решения принимаются на уровне ректора и проректора путем коллегиальных совещаний.
2. Коммуникации между структурными подразделениями осуществляется на основании регламентов взаимодействия: приказами, распоряжениями. Оперативные решения передаются посредство электронной почты и внутреннего чата.
3. Прямой надзор – механизм, согласно которому координацию осуществляет управляющий субъект (проректор, ректор), отдающий распоряжения и приказы другим сотрудникам. Данный метод используется во всех подразделениях учреждения, в деканатах, на кафедрах, отделе кадров, бухгалтерии, ученом совете. Однако, ученый совет находится еще и в ситуации подчинения ВАК.
4. Стандартизация результатов деятельности. Основу стандартизации составляют плановые показатели, на которые ориентируются в деятельности все сотрудники. К основным плановым показателям относят:
- показатель посещаемости,
- показатель успеваемости,
- показатель привлечения коммерческих средств в виде оплаты за обучение,
- показатель участия в грантах и гос. Заказах.
- прирост количества студентов на кафедрах (актуально для кафедр и приемной комиссии)
5. Стандартизация навыков используется в ВУЗе при разработке должностных инструкций и проведении аттестаций ВУЗа. Формируется определенный перечень базисных требований, на основании которых осуществляется оценка качества работы ВУЗа.
6. Стандартизация норм осуществляется на основании существующих формальных регламентов и неформальной культуры поведения. В ВУЗе стандартизация норм хорошо развита, например, все ключевые процессы регламентированы положениями, расписаниями. Однако ввиду того, что периодически возникают вопросы вне регламентов, то это обусловливает необходимость взаимодействия преподавателей, сотрудников и студентов по разным вопросам.
2. Анализ структуры и основных полномочий Управления цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области как исполнительного органа государственной власти Пензенской области
2.1. Характеристика деятельности Управления цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области
Управление цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять в установленном порядке реализацию государственной политики в сфере информационных технологий и связи.
Основными задачами Управления являются:
1. Осуществление государственной политики Пензенской области в сфере цифрового развития, информационных технологий и связи.
2. Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области и взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам цифрового развития, связи, информационных технологий и информационного обеспечения, в том числе по вопросам формирования, использования и защиты региональных информационных ресурсов, а также организации доступа к ним.
3. Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Пензенской области и организация единого информационного пространства Пензенской области.
4. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области, направленное на принятие эффективных управленческих решений в вопросах информационных технологий и связи Пензенской области.
5. Решение задач в сфере навигационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Выполнение требований пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с последующими изменениями).
2.2. Анализ процессов управления в организации
Важным направлением оптимизации контроля является применение особого подхода к системе контроля. В Управлении используется процессный подход .
Реализация процессного подхода осуществляется на основе нескольких принципов:
- восприятие всех видов деятельности как процесса;
- востребованность процесса – любое действие в рамках реализации процесса имеет определенную цель и конечный результат;
- документирование процессов – каждый процесс должен быть описан с точки зрения детализации мероприятий, оценки промежуточных и итоговых результатов, включения иных параметрических характеристик;
- контроль за исполнение процесса – осуществление постоянного контроля за всеми операциями и действиями осуществляемыми в процессе позволяет своевременно выявлять отклонения и производить корректировку процессов, обнаруживать проблемные места и слабые звенья;
- стандартизация – разработка стандартов и регламентов, определяющих все нюансы процессов и функции, задачи и ответственность каждого участника, что исключает риск возникновения ошибок;
- принцип ответственности – все участники процесса несут ответственность за его результат и эффективность.
Заключение
Прохождение практики в данном ВУЗе позволило сформировать представление о процессах организационного и информационного обеспечения деятельности, выявить показатели эффективности и методы воздействия на управленческие процессы, которые направлены на целедостижение.
Деятельность современных образовательных учреждений осуществляется в условиях активной конкурентной борьбы и поиске новых возможностей удержания клиентов и привлечения новых. Ввиду этого маркетинговая деятельность ВУЗов насыщена различными инструментами и методами, определяющими увеличении ценности предоставляемых продуктов и услуг для потребителя, а также повышающих уровень лояльности клиента к образовательному учреждению и его бренду.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по эконом.специальностям и по направлению 521600 Экономика. – Москва: Экономистъ, 2006. – 669 с.
2. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности: Пер. с англ. М: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИФРА-М, 2003. XXVI, 368 с.
3. Денисон Д., Хойшберг Р., Лэйн Н., Лиф К. Изменение корпоративной культуры в организациях. – СПб.: Питер, 2013. – 192 с.
4. Заболотная В. О. Организационная культура как психологическое основание повышения эффективности труда // Заболотная В. О. Психологические основы управления персоналом. – К.: Генезис, 2010. – С. 227–241.
5. Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2015
6. Ильина О.Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016
7. Кравченко В.А., Никифоренко В. Г. Оценка влияния организационной культуры на эффективность и конкурентоспособность предприятия // БИ . 2012. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-organizatsionnoy-kultury-na-effektivnost-i-konkurentosposobnost-predpriyatiya (дата обращения: 02.04.2015).
8. Лапыгин Ю. Н. Теория менеджмента: учеб.пособие – М. : Рид Групп, 2011. – 336 с.
9. Нутайбеков Р.А. Корпоративная система управления проектами: От методологии к практике. – М.: Альптина Паблишер, 2017, С.68
10. Объедкова Л.В., Соболева С.Ю. Специфика формирования организационной культуры российских компаний // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология . 2009. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-organizatsionnoy-kultury-rossiyskih-kompaniy (дата обращения: 05.02.2015).
11. Официальный сайт ПГУ [Электронный источник]// www.pnzgu.ru (дата обращения: 12.03.2021)
12. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 423 с.
13. Сурмин Ю. П. Теория социальных технологий / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков. – К.: МАУП, 2004. – 608 с.