Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшей составляющей деятельности современных организаций является стратегическое мышление и стратегическое управление. В условиях стремительных изменений во внешней среде разработка и реализация стратегии – это необходимое и обязательное условие сохранения и развития организации на рынке в процессе ее функционирования. В организационной стратегии формулируются цели деятельности и способы (пути) их достижения, благодаря чему организация имеет заданный курс движения в определенном направлении за конкретный временной период.
Успех и стабильность организации возможны только при условии ее экономического развития, которое, в свою очередь, во многом предопределяется способностью руководства подбирать и эффективно управлять открывающимися возможностями, предвидеть последствия требований рынка, оказывать влияние на внешнюю среду организации. Все эти условия также подчеркивают необходимость разработки и реализации стратегии развития организации.
По сути концепция – это совокупность планов по достижению организационных целей, программа действий, формулирующая приоритеты, проблемы и ресурсы по достижению целей организации.
Важным аспектом анализа стратегии развития организации на целевых рынках является анализ конкурентного окружения и маркетинговой среды. Это позволяет компании определить свое текущее положение, а также потенциал его укрепления и изменения исходя из стратегии развития на рынке. Важно отметить, что анализ целевых рынков можно осуществлять разными методами, в том числе посредством проведения исследований целевых аудиторий, а также применяя PEST и SWOT-анализ, анализ Пяти сил М.Портера и другие.
1.2 Охарактеризовать уровень разработанности «проблемного поля» исследования и его влияние на роль, место и состояние предмета исследования. Оценить практическую значимость выбранной темы исследования
Степень научной разработанности проблемы. Проблеме стратегического управления посвящены труды многих российских и зарубежных авторов, в частности, М.М. Алексеевой, Б. Альстрэнда, И. Ансоффа, К. Боумена, Т.Л. Безруковой, В.Р. Веснина, В.А. Винокурова, О.С. Виханского, В.С. Ефремова, Б. Карлофа, Дж. Лэмпела, Г. Минцберга, Э.А. Уткина, А.А. Томпсона, О.Г. Туровца, Р.А. Фатхутдинова.
Управление любым предприятием, с любым видом деятельности необходимо рассматривать с различных позиций и с учетом разных критериев.
- реальные взаимосвязи между персоналом предприятия и выполняемыми ими обязанностями, что выражается в формировании организационных структур и наполнении и распределении должностных обязанностей;
- действующая политика менеджмента и методы, которые влияют на поведение сотрудников;
- полномочия и функции персонала предприятия различных уровней управления (низшем, среднем, высшем).
При эффективном сочетании приведенных трех факторов на предприятии может создать рациональную структуру, при которой становится реальной возможность достижения высокого уровня эффективности основной деятельности и развитие ее потенциала [6].
Для формирования оптимальной структуры управления предприятием необходимо чтобы она соответствовала определенным требованиям, которые предъявляются к организационным структурам в новых условиях хозяйствования: ясность, экономичность, минимальная численность сотрудников, нацеленность на результат, обоснованность усилий, правильность постановки задач, эффективность структуры, устойчивость во времени, саморазвиваемость, инновационность.
Основное из них - ясность. Каждое структурное подразделение предприятия, каждый сотрудник предприятия малого бизнеса (в особенности каждый руководитель) должен четко знать, как каком уровне иерархии он находится и куда он может обратиться за информацией, помощью или решением. Однако, не нужно путать ясность с простотой ввиду того, что новым структурам может не хватать прозрачности и односложности. И наоборот, слишком сложные структуры вполне могут оказаться ясными и понятными. Важно помнить, что структура, не обладающая ясностью, потенциально содержит риск возникновения конфликтов и расходования времени на понимание, что раздражает персонал и увеличивает срок принятия решений.
Требование ясности организационной структуры тесно связано с экономической эффективностью. Такие задачи как надзор, контроллинг, стимулирование должны осуществляться с минимум усилий. Сама организационная структура должна мотивировать к самоконтролю и повышению эффективности.
Для поддержания эффективного осуществления основной деятельности важно использовать самое оптимальное количество персонала, соответствующее по профессиональным характеристикам и опыту поставленным задачам, а также прилагать силы к таким составляющим системы управления как «управление», «организация», «контроль», «коммуникации», «кадровые проблемы» [10].
Объект управления предприятием должен охватывать три взаимосвязанные плоскости (компоненты) - результативную, ресурсную и оценочную. Каждая плоскость согласуется с двумя другими, и позволяет определить такую группировку, как целостный объект управления.
Рассмотрим подробнее отдельные компоненты (плоскости) объекта управления:
1. Результаты экономической деятельности предприятия.
Формируются как следствие проведения различных видов деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках этих видов могут формироваться подвиды, каждый из которых имеет собственные результаты. Например, в составе операционной уместно рассматривать в качестве отдельных объектов управления результаты производственной, сбытовой и маркетинговой деятельности; в составе финансового управления - результаты осуществления различных видов финансовых операций, в составе инвестиционного управления - результаты осуществления инвестиционной деятельности в сфере реальных и финансовых инвестиций.
Результаты деятельности должны рассматриваться не только как объемные характеристики, но и как финансовые результаты – объем прибыли или убытка, формируется в результате осуществления соответствующего вида деятельности [16].
2. Экономические ресурсы (экономический потенциал). В составе ресурсов предприятия выделяют следующие их виды как материальные, трудовые, финансовые, нематериальные. Если первые три – это классический (традиционный) перечень групп ресурсов предприятия – объектов управленческих усилий, то в условиях перехода к экономике знаний, усиление конкуренции, необходимость формирования устойчивых конкурентных преимуществ приоритетное значение в качестве объекта экономического управления приобретают нематериальные ресурсы - знания, компетенции, нематериальные активы (лицензии, торговые марки) и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ. – М.: Омега-Л, 2021. – 56 с.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Юркнига, 2021. – 224 с.
Монографии и учебные пособия
3. Аакер Дэвид А. Стратегическое рыночное управление. 6-е международное издание – СПб.: Питер, 2015
4. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика – М.: «Цент экономики и маркетинга», 2009. – 360 с.
5. Альтшулер И. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа – М.: Вершина, 2015.
6. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Бизнес бук, 2014. – 347
7. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент – М.: Гардарики, 2017.
8. Гершун А. Технологии сбалансированного управления. / Горский М. – М.: Олимп – Бизнес, 2016.
9. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - ДИС, 2017. - 344 с.
10. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. - 267с.
11. Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Финпресс, 2011. - 240 с.
12. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия. – М.: Инфра-М, 2014. – 332 с.
13. Изместьева О.А. Теоретические аспекты содержания системы управления финансами предприятия // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 59-63.
14. Кириллова Л.Н. Виды прибыли в системе управления прибылью // Экономический журнал. - 2014. - Т. 16. - № 2. - С. 57-76.
15. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб, 2010.
16. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2015. – 424 с.
17. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. - М.: Русская Деловая Литература, 2014. - 482 с.
18. Куделя А.Д. Стратегический корпоративный менеджмент /Под ред. В.А. Трайнера. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 205 с.
19. Мотрий Е.Н. Специфика формирования, распределения и использования прибыли на предприятиях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 1. - С. 43-46.
Периодические издания
20. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - № 2. – С.33-41
21. Попов С.А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных компаний – М.: Юрайт, 2013. – 224 с.
22. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2017
23. Почепцов Г.Г. Стратегический анализ. – М.: РИФ «Дзвин», 2014.
24. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Г. В. Савицкая - 4-е изд., пер. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 512 с.
25. Стратегический менеджмент / под ред. В.А. Баринова. - М.: Инфра-М, 2018. - 284 с.
Интернет-ресурсы
26. Кащенко Е.Г. Особенности и тенденции развития медицинских компаний на российском рынке // http://vestnik.osu.ru/2010_2/12.pdf