Фрагмент для ознакомления
2
Задание 3.
Тема занятия: Развитие навыков чтения.
Цели занятия: компенсировать пробелы в знаниях, повысить качество и осознанность чтения.
Задачи занятия:
1) повысить заинтересованность в самостоятельном чтении;
2) повысить выразительность чтения;
3) сформировать навык осознанного чтения, понимания прочитанного.
Форма занятия: практическое задание – чтение художественного текста
Оборудование: текст Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»
Результат: повышение вовлеченности и заинтересованности обучающегося к чтению книги. Развитие навыков выразительного, осмысленного чтения.
Ход занятия.
Вступительная часть.
Учитель предлагает ученику подружиться с книгами. Рассказывает, что книга – интересный собеседник, если уметь с ней разговаривать.
Основная часть.
1. Учитель спрашивает у ученика, знает ли он, кто такой Гарри Поттер. Ученик отвечает, что знает, так как смотрел фильм. Учитель обсуждает впечатления ученика о фильме и предлагает познакомиться с одноименной книгой.
2. Первое задание: внимательное слушание. Учитель предлагает ученику послушать и запомнить то, что читает педагог. Учитель читает выразительно, интонационно выделяя отдельные слова.
3. Ученик рассказывает то, что услышал и запомнил. Ученик задает уточняющие вопросы: что помогло представить и запомнить содержание текста? С какой интонацией учитель читал текст? Какие эмоции можно передать при помощи интонации.
4. Учитель предлагает ученику прочитать следующий абзац текста выразительно. Ученик читает вслух. Учитель дает обратную связь.
5. Далее учитель и ученик читают по ролям: учитель читает слова автора, ученик – реплики героев. Потом меняются ролями.
6. После прочтения части текста учитель предлагает ученику рассказать о прочитанном и своем впечатлении от текста.
7. Учитель предлагает ученику вспомнить фильм, снятый по этой книге, сопоставить содержание книги с фильмом. Дает рекомендацию: при чтении книг представлять образы из фильма, находить сходства и отличия фильма и книги.
Завершение занятия.
В завершении занятия учитель спрашивает у ученика: что нового он узнал, чему научился, изменилось ли его отношение к книге, появилось ли желание узнать, что будет с героями книги дальше. Учитель благодарит ученика за старание и совместную работу с текстом.
Задание 4.
Тема занятия: Тренировка техники чтения.
Цель занятия: повысить скорость чтения.
Задачи занятия:
1) освоить дыхательные упражнения;
2) освоить навык восприятия слова целиком при чтении;
3) совершенствовать навыки плавности и выразительности чтения.
Форма занятия: практическое занятие – чтение текста вслух, совместное чтение.
Оборудование: художественный текст (книга Дж. Роулиинг «Гарри Поттер и философский камень»), секундомер.
Результат: повышение техники чтения на 15 слов в минуту.
Ход занятия.
Вступительная часть. Приветствие. Обозначение темы занятия. Предварительная проверка техники чтения. Разминка: дыхательные упражнения. (Вдох и выдох на 4 счета через нос, с закрытым ртом, вдох через нос, выдох через рот на 4 счета, короткие выдохи на каждый счет 1,2,3,4 через рот, «задувание свечи» и т.д.)
Основная часть.
1. Учитель предлагает ученику прочитать один абзац в свободном темпе. Задание: воспринимать и читать слова целиком, не по слогам. Для этого ученик должен направлять взгляд в середину слова.
2. Учитель предлагает ученику почитать слова в таком ритме: два слова – пауза, два слова – пауза и т.д. до конца предложения. Если в конце предложения остается одно слово, значит, после него ученик делает паузу. Упражнение тренирует связанность речи при чтении вслух.
3. Учитель предлагает ученику прочитать предложение на одном дыхании до знака препинания, например, до точки или запятой.
4. Учитель задает вопрос: о чем этот текст? Если ученик затрудняется ответить, учитель предлагает ему еще раз прочитать текст.
5. После пересказа текста выполняется чтение на скорость.
Завершение занятия.
В завершении занятия учитель предлагает ученику сравнить результаты техники чтения до и после выполнения заданий. Учитель спрашивает, как сейчас чувствует себя ученик? Появилось ли больше уверенности в собственных силах? Интересно ли продолжать чтение книги и узнать, что было дальше с героями.
Таким образом, результатом индивидуальной работы с учеником стало частичное устранение пробелов в знаниях, а именно:
– увеличение количества запомненных словарных слов;
– повышение выразительности и техники чтения
Фрагмент для ознакомления
3
2.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коджаспирова Г.М. Общие основы педагогики: учебник для академического бакалавриата [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Юрайт, 2018. – 151с.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для академического бакалавриата/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Юрайт, 2018. – 230 с.
3. Крившенко Л.П. Педагогика [Текст]: учебник для академического бакалавриата/ Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – М.: Юрайт, 2019. – 412 с.
4. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для студ. вузов и слушателей курсов психол. дисциплин. / А. Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2010. - 583 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 640с.
6. Немов Р. С. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. учеб.заведений, обуч. по не психол. спец / Р. С. Немов. - М.: Юрайт, 2010. - 639 с.
7. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика [Текст]: учебник для академического бакалавриата / В. А. Сластенин [и др.] – М.: Юрайт, 2019. — 374 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 1998. - 705 с.
9. Шаповаленко И.Р. Психология развития и возрастная психология [Текст]/И.Р. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2015. – 575 с.