Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной практики являлось изучение одной из методик управления IT-проектами, а именно – гибкой методологии управления.
Управление проектом вообще и IT-проектом в частности представляет собой актуальнейшую задачу современной деятельности, потому что в настоящее время в любой сфере деятельности необходимо работать в условиях быстро изменяющейся обстановки, быстрого устареванию одних технологий и столь же быстрого появлению других, изменения первоначального технического задания и перестройке проекта по ходу его реализации. Особенно скорость изменения инструментария относится к сфере информационных технологий, потому что в этой области на данный момент наблюдается наиболее быстрый прогресс.
В настоящее время существуют несколько способов управления IT-проектами, среди которых выделяется гибкая методология (Agile). Как и любая методология, гибкая методология имеет свои достоинства и недостатки, хорошо применима к одним проектам, но хуже применима к другим. В рамках данной практики как раз изучалась направленность гибкой методологии и наилучшая область ее применения.
Объектом исследования в данной работе является управление проектами.
Предмет исследования – организация гибкой методологии управления проектами.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Сбор информации об управлении проектами в сфере информационных технологий.
2. Составление обзора и библиографического списка по теме «Гибкие методологии управления IT-проектами».
3. Разработка предложений развития гибких методологий.
1. Место прохождения практики
Я проходил практику в Алтайском государственном университете. Полное название университета – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет», находится в городе Барнаул по адресу пр. Ленина 61.
Датой создания Алтайского государственного университета можно считать 25 мая 1973 года, когда был подписан приказ Министра высшего и среднего специального образования РСФСР № 229. Первым ректором университета был назначен В.И. Неверов. Основой первого профессорско-преподавательского состава стали ученые Томского и Новосибирского государственных университетов.
4 декабря 2002 года Алтайский государственный университет внесен в Единый государственный реестр юридических лиц как государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 1546 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 457 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет».
В состав университета входит 7 институтов и 70 кафедр, один колледж четыре филиала и три общественные организации.
Университет осуществляет подготовку по 62 направлениям и 171 специальности (бакалавриат), осуществляет также заочное обучение, дистанционное электронное обучение, дополнительное и среднее образование.
Научная деятельность университета поводится, в основном, по следующим направлениям:
сельское хозяйство и биологические науки;
физика и астрономия;
биохимия, генетика и молекулярная биология;
науки об окружающей среде (экология);
химия;
материаловедение;
математика;
социальные науки;
информатика.
Пройденная практика относится по направлению к прикладной информатике, а именно – управление IT-проектами.
С 14 февраля 2023 года на базе университета действует лаборатория креативных и цифровых технологий «Цифровые кочевники». Лаборатория проводит исследования и митапы в области применения цифровых технологий и вовлечения студентов как в научные исследования, так и в образовательный процесс.
Одной из целей практики было обучение организации митапов по выбранному направлению исследований, а именно – гибким технологиям управления IT- проектами.
Ниже перечислены последние форумы и митапы, проведенные университетом по выбранному направлению и смежным направлениям (от новых к старым).
Таблица 1. Основные мероприятия университета за последние 2 года.
№ Дата Название Организатор
1 29.03.24 Митап с основателем digital-агентства «Скадиум» Данил Рязанцев
2 6.03.24 Бизнес в цифровой среде: кейсы и методы продвижения проектов Лаборатория креативных и цифровых технологий «Цифровые кочевники»
3 20.02.24 Мода, нейросети и маркетплейсы: митап «Fashion is my profession» Институт гуманитарных наук
4 21.12.23 Цифровой дизайн и основы верстки сайтов Цифровая кафедра «Digital Up»
5 15.12.23 Чтобы создать крутой сайт, не обязательно быть айтишником Цифровая кафедра «Digital Up»
6 8.12.23 Митап дизайнеров Кафедра культурологии и дизайна
Лаборатория креативных и цифровых технологий «Цифровые кочевники»
7 5.12.23 Роль дизайна в нашей жизни Кафедра культурологии и дизайна
Лаборатория креативных и цифровых технологий «Цифровые кочевники»
8 12-13.10.23 XVI Алтайский ИТ-форум Цифровая кафедра «Digital Up»
9 6.09.23 Митап по видеодизайну Лаборатория креативных и цифровых технологий «Цифровые кочевники»
10 9.12.22 Митап по цифровому дизайну Цифровая кафедра «Digital Up»
2. Управление проектами
2.1. Понятие проекта
Для получения информации по выбранному направлению практики были проанализированы как литературные, так и представление в сети Интернет источники, а также учебный материал. Собранная информация представлена в этой части отчета.
Управление проектами в наше время отличается от управления проектами в 50-е годы прошлого века, когда эта наука стала впервые применяться строительными и инженерными копаниями в качестве инструмента для эффективной организации новой деятельности. Сейчас управление проектами используется практически во всех областях деятельности поддерживает экономическую активность организаций.
С развитием информационных технологий многим компаниям стало очевидно, что, используя различные автоматизированные информационные системы, можно повысить рентабельность бизнеса.
Таким образом, с повышением степени вовлеченности IT-продуктов в жизнь общества, тема об эффективном управлении IT-проектами стала очень популярной.
В качестве предварительного определения проекта можно сформулировать следующее – проект, это деятельность, направленная на достижение поставленной цели. Разумеется, это определение достаточно поверхностное, но позволяет определиться с дальнейшим описанием.
Для того, чтобы какая-то деятельность могла считаться проектом, у нее должны присутствовать следующие характеристики:
1. Определенная и четко сформулированная цель.
2. Определенная продолжительность, с заранее установленными датами начала и окончания проекта.
3. Заранее определенные требования к ресурсам, требуемым для осуществления проекта.
4. Синтез действий нескольких специалистов и координация их действий.
Качество проекта зависит от трех показателей – бюджета, то есть ресурсов, выделенных на проект, длительности, то есть времени, выделенного на проект и области охвата, то есть целей и задач проекта. Визуально можно представить треугольник проекта (рисунок 1).
Рисунок 1. Треугольник проекта.
Ограниченность бюджета проекта определяется выделенным количеством ресурсов. Ограниченность длительности проекта характеризуется временным периодом, в рамках которого проект должен быть реализован. Наконец, ограниченность области охвата определяется действиями, которые должны привести к конечной реализации проекта. Для успешности проекта все три показателя должны быть сбалансированы.
До XX века проектами управляли непосредственно их создатели, а ими, как правило, являлись архитекторы, инженеры и строители, однако вскоре и другие организации начали осознавать, что грамотное управление проектом является очень важным для их деятельности. Особенно отчетливо это понималось в сферах строительства, консалтинга и обороны. Со временем стало увеличиваться количество людей, стремящихся к познанию в этой области: если несколько лет назад в университетах можно было встретить курсы по управлению проектами, которые читались исключительно для студентов, обучающихся на инженерных специальностях, то сейчас напротив, все больше и больше факультетов включают дисциплину «управление проектами» в свои программы обучения.
Управление проектами – это наука ведения проекта от идеи до завершения. Управление проектами представляет собой многоуровневый процесс, включающий в себя планирование, выполнение и контроль работы команды для достижения конкретных целей, а также удовлетворения критериев успеха в заданные сроки.
Процесс управления проектами можно разделить на следующие этапы:
1) Инициирование проекта. На этом этапе определяются цели проекта, области проекта и его жизнеспособность.
2) Планирование проекта. Является весьма важным и трудоемким этапом проекта – зачастую планирование может занимать до 40% времени, затраченного на проект, но при этом экономить до 80% времени, затраченного на реализацию проекта в целом. Планирование – это детализация всех шагов, необходимых для достижения целей проекта, таких как:
а) Распределение ресурсов проекта
б) Бюджетирование проекта
в) Разработка графиков
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. https://www.asu.ru/ - Алтайский государственный университет, официальный сайт.
2. Богданов В. Управление проектами. Корпоративная система – шаг за шагом. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 248 с.
3. Брукс Фредерик. Мифический человеко-месяц, или как создаются программные системы. – М, Символ-плюс, 2010. – 304 с.
4. Вольфсон Б. Гибкие методологии разработки, версия 1.2 (электронная книга), 2012.
5. Грей, Клиффорд Ф. Управление проектами: учебник: пер. с англ. третьего, полн. перераб. изд./ Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон; [науч. Ред. перевода В. М. Дудников]. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 608 с. – Доп. тит. л. англ.
6. Грекул В. И., Коровкина Н. Л., Куприянов Ю. В. Методические основы управления ИТ-проектами. - Интернет-университет информационных технологий, 2011. – 392 с.
7. Гробовцов Г. Я. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 288 c.
8. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. Т. I. пер. с нем. – СПБ.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. – 400 с.
9. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. Т. II. пер. с нем. – СПБ.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. – 288 с.
10. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2004. — с. 664
11. Портни, Стэнли И. Управление проектами для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вилямс», 2005. – 352 с.: ил. – Парал. тит. англ.
12. Разу М. А., Бронникова Т. М., Разу Б. М., Титов С. А., Якутин Ю. В. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / кол. авт,: под ред. проф. М. А. Разу. – М.: КНОРУС, 2006 – 768 с.
13. Тепляков Н. Ю. Проблемы и способы улучшения гибкой методологии разработки Scrum. Проблемы науки / Компьютерные и информационные науки, 2017 – 41-45 с.
14. Товб А. С., Ципес Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 240 с.: ил.
15. Грекул В. Проектирование информационных систем (лекции), 2010
16. Черных Е. А. Agile Project Management и его история, М., «Менеджмент качества», 02(02)2008
17. Pekka Abrahamsson, Outi Salo, Jussi Ronkainen and Juhani Warsta. Agile Software Development Methods - Review and Analysis, by Technical Research Centre of Finland, 2002. – 107 p.
18. Gary Chin. Agile Project Management: How to Succeed in the Face of Changing Project Requirements, by AMACOM, 2004. – 229 p.
19. Charles G. Cobb. Making Sense of Agile Project Management: Balancing Control and Agility, by Wiley, 2011. – 265 p.
20. Michael Cohn. Succeeding with Agile: Software Development Using Scrum, by Addison-Wesley Professional, 2009. – 504 p.
21. Clifford F. Gray, Erik W. Larson. Project Management: The Managerial Process, 4th Edition, by McGraw-Hill/Irwin, 2008. - 608 p.
22. Bill Holtsnider, Tom Wheeler, George Stragand and Joseph Gee. Agile Development & Business Goals, by Elsevier Inc, 2010. – 256 p.
23. Mark C. Layton. Agile Project Management for Dummies, by John Wiley & Sons, 2012. – 360 p.
24. James P. Lewis. Fundamentals of Project Management (3rd Edition) by AMACOM Books, 2006. - 176 p.
25. Stanley E. Portny. Project Management For Dummies; 2nd Edition, by Willey Publishing, Inc., 2007. – 384 p.
26. Paul Roberts. Guide to Project Management, by Profile Books/The Economist, 2007. – 319 p.
27. Peter Schuh. Integrating Agile Development in the Real World, by Charles River Media, 2004. – 364 p.
28. Jason Westland, Project Management Life Cycle, by Kogan Page Ltd., 2006. – 255 p.
29. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide), Fourth Edition, Project Management Institute, Inc., 2008.
30. H. Frank Cervone, (2011), “Understanding agile project management methods using Scrum”, OCLC Systems & Services, Vol. 27 Iss: 1 pp. 18-22
31. Dr. Alistair Cockburn, “Using Both Incremental and Iterative Development”, 2008, The Journal of Defense Software Engineering pp.27-30
32. Pete Deemer and Gabrielle Benefield. THE SCRUM PRIMER An Introduction to Agile Project Management with Scrum Version 1.04, goodagile from www.goodagile.com, 2007
33. Gabrielle Benefield. Rolling out Agile in a Large Enterprise, HICSS '08 Proceedings of the Proceedings of the 41st Annual Hawaii International Conference on System Sciences, 2008.
34. Pankaj Jalote, Aveejeet Palit, Priya Kurien, V.T. Peethamber, “Timeboxing: a process model for iterative software development”, The Journal of System and Software (2004), pp. 117-127
35. Yu Beng Leau, Wooi Khong Loo, Wai Yip Tham and Soo Fun Tan. “Software Development Life Cycle AGILE vs Traditional Approaches”, International Conference on Information and Network Technology (ICINT 2012)