Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Профессиональная деформация психолога-консультанта является актуальной проблемой современной психологической науки и практики. В условиях ускоренного ритма жизни, постоянного стресса и высоких требований к квалификации специалистов, психологи сталкиваются с риском профессионального выгорания, потери эмпатии и других видов деформации профессиональной идентичности. Исследование этой проблемы способствует повышению качества психологической помощи и защите психологического здоровья самих психологов.
Цель работы заключается в теоретическом осмыслении и практической разработке методов диагностики и коррекции профессиональной деформации у психологов-консультантов. Достижение этой цели предполагает комплексное решение ряда задач, включая анализ теоретических подходов к проблеме, исследование уровня и специфики профессиональной деформации у психологов, а также разработку и апробацию программы их профессиональной реабилитации.
Актуальность темы обусловлена необходимостью развития эффективных подходов к поддержанию и восстановлению профессиональной компетентности психологов, что является залогом качественной психологической помощи населению. Проблемы профессиональной деформации затрагивают интересы не только индивидуальных психологов, но и общества в целом, так как непосредственно влияют на здоровье и благополучие людей, обращающихся за психологической помощью.
Предмет исследования — профессиональная деформация психологов-консультантов и методы её преодоления.
Объект исследования — психологи-консультанты, работающие в различных областях практической психологии.
Методологическая основа исследования включает анализ научной литературы по теме профессиональной деформации, методы эмпирического исследования состояния психологов (опросы, интервью, психологическое тестирование), а также разработку и реализацию коррекционных программ.
Данная работа структурирована на три главы, соответствующие логике исследования профессиональной деформации психологов: от теоретического осмысления проблемы до практической разработки и апробации программ преодоления деформаций.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения профессиональных деформаций психолога-консультанта. Она начинается с анализа специфики профессиональной деятельности психологов, которая подвержена высокому эмоциональному напряжению из-за необходимости постоянного межличностного взаимодействия и эмоциональной вовлеченности в проблемы клиентов. Далее исследуются основные причины возникновения профессиональных деформаций, включая факторы как внутренней, так и внешней среды, такие как условия труда, организационная культура, личностные характеристики и профессиональное обучение. Завершает первую главу обзор методов и подходов к преодолению профессиональной деформации, включая супервизии, тренинги по управлению стрессом, психотерапевтическую поддержку и программы профессионального развития.
Вторая глава фокусируется на методике исследования профессиональной деформации психологов-консультантов. В ней подробно рассматривается процесс подготовки и планирования исследования, выбор и обоснование исследовательских методов, а также критерии оценки и выбор инструментов для сбора данных. Основное внимание уделяется методам определения уровня профессиональной деформации, что включает как количественные, так и качественные подходы для измерения таких переменных, как выгорание, удовлетворенность работой и психологическое благополучие.
Третья глава описывает практическое исследование способов преодоления профессиональной деформации. Здесь представлена разработка, описание и апробация комплексной программы, направленной на снижение уровня профессиональных деформаций среди психологов. Программа включает различные модули, направленные на улучшение личной резилиентности, развитие профессиональных навыков и повышение удовлетворенности работой. Значительное внимание уделяется анализу результатов экспериментальной программы, включая оценку ее эффективности на основе сбора и анализа данных до и после вмешательства.
Основная часть
Профессиональная деформация в психологии представляет собой комплексное явление, отражающее глубокие изменения в структуре личности, её психологических характеристиках и способах восприятия действительности, вызванные длительной профессиональной деятельностью. Этот процесс неоднозначен и многогранен, включая в себя как негативные, так и потенциально позитивные аспекты изменения личности под воздействием профессиональной среды и специфики трудовой деятельности.
Сущность профессиональной деформации заключается в трансформации психологических процессов и личностных качеств под влиянием условий профессиональной среды, что может приводить как к развитию уникальных навыков и умений, так и к возникновению специфических психологических проблем. Это явление особенно актуально для профессий, связанных с высоким уровнем стресса, эмоциональным напряжением, необходимостью принятия ответственных решений в условиях ограниченного времени и информации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Бурмантов А.С., Куреннов А.Е.. "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ" Вестник науки, vol. 4, N. 10 (31), 2020, стр. 5-9.
2.Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: уч. для вузов. – М.: Академич. проект, 2005 – 240 с.
3.Полевая, М.В. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: Монография / М.В. Полевая, Е.В. Камнева, Н.С. Пряжников, Л.А. Жигун, В.В. Бондаренко, Н.В. Анненкова, Р.А. Ширванов, З.И. Борисова, Ю.А. Жуйкова, В.В. Казьмина, Е.А. Урожок. –М.: СВИВТ, 2017 - 189 с.
4.Вержибок Г.В.. "ПРОБЛЕМЫ "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ" И "ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ" УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ" Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, N. 2, 2020, стр. 12-24.
5.Шохин Владимир Евгеньевич. "СПЕЦИФИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД" Право и практика, N. 1, 2018, стр. 295-299.
6.Шлычков Вадим Рудольфович, Шлычкова Ольга Николаевна. "Формирование профессиональных деформаций и развитие аддиктивных форм поведения личности (взаимовсвязь, диагностика, коррекция)" Акмеология, N. 4 (56), 2015, стр. 199-208.
7.Ожогова Е.Г. "Психологические аспекты профессионального здоровья молодых педагогов" Проблемы современного педагогического образования, N. 60-4, 2018, стр. 452-457.
8.Левитан Константин Михайлович. "Деонтологический аспект в высшем образовании" Специальное образование, N. 3, 2015, стр. 149-159.
9.Баженова А.Н.. "Профессиональная деформация личности психолога" Интеграция образования, N. 2, 2003, стр. 145-150.
10.Полякова О.Б.. "Внутренние факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций" Теоретическая и экспериментальная психология, vol. 5, N. 3, 2012, стр. 56-66.
11.Бабанов С.А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания // Энергия: экономика, техника, экология. – 2011. – № 10. – С. 74–79.
12.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
13.Абдуразакова Светлана Эдуардовна, and Морозова Надежда Николаевна. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ" Огарёв-Online, N. 16 (169), 2021, стр. 8.
14.Шлычков Вадим Рудольфович, and Шлычкова Ольга Николаевна. "Формирование профессиональных деформаций и развитие аддиктивных форм поведения личности (взаимовсвязь, диагностика, коррекция)" Акмеология, N. 4 (56), 2015, стр. 199-208.
15.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.
16.Куприянов Р.В., ВалееваН.Ш., Быковская Н.В. Профессиональная деформация личности социального работника // Акмеология. 2014. № 3. С. 66-74.
17.МарковаА.К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.
18.Полякова О.Б. Деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций личности и акмеологическая проблема // Акмеология. 2009. № 4. С. 44-53.
19.Полякова О.Б. Профессиональные деформации личности: понятие, структура, диагностика, особенности. Монография. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013.
20.Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — М.: Фолиум, 1997.
21.Шлычков В.Р., Шлычкова О.Н. Девиантное поведение личности как социально-психологический и философско-культурологический феномен: теоретический анализ проблемы // Акмео-логия. 2006. № 1. С. 82-87