Фрагмент для ознакомления
1
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2-3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. Особенности организации профессиональной деятельности педагога-дефектолога в ДОУ…………………………………………………….4
1.1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-дефектолога в ДОУ………………………………………..4-5
1.2. Система профессионального и административного подчинения, система повышения квалификации и аттестации педагога-дефектолога…………………………………………………………6-7
1.3. Квалификационные требования и должностные обязанности педагога-дефектолога……………………………………………8-11
1.4. Цели и задачи работы педагога-дефектолога…………………….12-13
1.5. Основные направления и формы профессиональной деятельности педагога-дефектолога……………………………………………14-17
II. Изучение и анализ всех видов деятельности педагога-дефектолога, особенностей и степени успешности решения таких задач как………18
2.1. Задачи профилактической и консультативной работы…………..18
2.2. Задачи методического обеспечения дефектологического сопровождения образовательного процесса……………………19-20
2.3. Технологии, используемые педагогом-дефектологом в своей работе...21-24
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..26-27
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент для ознакомления
2
В В Е Д Е Н И Е
Производственная дефектологическая практика занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов и представляет собой особую форму взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности. Обучающиеся в ходе практики имеют возможность применить, закрепить полученные теоретические знания и умения, приобрести систематизированный опыт педагогической деятельности в конкретном образовательном учреждении. В процессе дефектологической практики у студентов развиваются дефектологическое мышление, творческий подход к проблемам педагогической помощи детям (взрослым) с нарушениями в развитии, формируются профессионально значимые качества личности.
Производственная (технологическая) дефектологическая практика предусматривает формирование у студентов навыков самостоятельной профессиональной деятельности будущего педагога-дефектолога и выдвигает основные цели практики:
1. Моделирование будущей профессиональной деятельности педагога-дефектолога в условиях учреждений для детей с нарушениями развития на базе теоретической, научно-методической и практической подготовки в период обучения в ВУЗе.
2. Формирование профессионально необходимых педагогу-дефектологу коррекционно-педагогических умений и значимых качеств личности в условиях самостоятельной деятельности
К основным задачам производственной (технологической) дефектологической практики следует отнести:
совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и выработка у студентов умения применять эти знания в практической педагогической деятельности;
формирование умения наблюдать, анализировать и критически осмысливать учебно-воспитательный процесс в специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, обобщать передовой педагогический опыт;
подготовка студентов к эффективному проведению коррекционно-развивающей, учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения дошкольного и школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей;
организация общения и совместной деятельности с детьми, изучение их возрастных и типологических особенностей;
формирование творческого подхода к решению учебно-воспитательных задач и интереса к научно-исследовательской работе по специальности;
воспитание любви к профессии педагога-дефектолога, стремления к совершенствованию своих педагогических способностей и профессионально значимых качеств личности будущего педагога-дефектолога.
Материалы отчетной документации по практике выполнены на примере деятельности педагога-дефектолога специального образовательного учреждения (указываете тип) для детей с нарушениями интеллекта.
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-дефектолога ДОУ
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
3. Закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (С изменениями от 20.07.2000 г., 22.08., 21.12.2004 г., 26,30.06.2007 г., 23.07.2008 г, 28.04. 3.06, 17.12.2009 г.)
4. Приказ от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении ФГОС ОО с ОВЗ
5. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья + письмо Мирнобрнауки России от 11.03.2016 №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
6. ПРИКАЗ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной леятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего обшего образования»
7. Приказ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогоческих работников и порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (П.32!!!!)
8. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)
9. Инструктивное письмо от 03.03.2022 г. №07-1430 «О деятельности ПМПК»
10. Письмо Минпросвящения России от 15.02.2022 №А3-113/03 «О направлении методических рекомендаций»
11. Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28.09.2020 г. №28 (СП 2.4.3648-20)
12. Положение об инклюзивном образовании обучающихся
13. Конвенция о правах ребенка
14. Декларация прав ребенка
15. Трудовой кодекс Российской Федерации
16. Семейный кодекс Российской Федерации
17. Трудовой договор
18. Должностные обязанности учителя-дефектолога
19. Устав образовательной организации
20. Правила внутреннего распорядка
21. Функциональные обязанности учителя-дефектолога
Система профессионального и административного подчинения, система повышения квалификации и аттестации педагога-дефектолога
Учитель-дефектолог является педагогическим работником дошкольного образовательного учреждения (ОУ). Он подчиняется непосредственно заведующему ОУ и несёт ответственность за выполнение возложенных на него должностных обязанностей в соответствии с настоящей должностной инструкцией и трудовым законодательством Российской Федерации.
На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее:
• высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы;
• либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Учитель-дефектолог проходит обязательную периодическую аттестацию в установленном законодательством порядке. Повышение квалификации осуществляется не реже одного раза в пять лет.
Как правило, длительность обучения на курсах повышения квалификации составляет не более 250 (двести пятьдесят) часов.
Обучение проводится дистанционно, корректируя учебный график с учетом рабочего времени специалиста. Повысить свой проф. уровень учитель-дефектолог может в любом специализированном заведении, которое имеет официальную лицензию на проведение курсов.
Повышение уровня квалификации носит обязательный характер, раз в 3 года как минимум. Оно продиктовано профессиональной необходимостью быть в курсе изменений и актуальных разработок в сфере коррекционной педагогики и закреплено в ФЗ № 273 (7-й пункт 1-й части 48-й статьи).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие / Л.С. Вакуленко. – М.: Форум, 2013. – 272 с.
2. Альманах Института коррекционной педагогики – журнал Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education – https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/osnovnye-voprosy-kliniki-i-sistematiki
3. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. — СПб.: Речь, 2003. — 432с.
4. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В.Д. Шадриков //Высшее образование сегодня. 2004.
5. Информационный ресурс «Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра» - https://autism-frc.ru
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2010. – 239 с.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2011. - 144 с.
8. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – Москва: Флинта, 2014. – 376 с.
9. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципальногобюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 49 комбинированного типа города Макеевки» / Авт.-сост. Максимова Е.Ю., Кот Л.В.,Фролова Я.А., Калицева С.В., Васильева В.В., Шморгун Е.Н., Симоненко Н.М., Лакатош Т.В.,Кравчина А.В., Гомбаш В.П. – МБДОУ№49 – Макеевка, 2023
10. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога от «13» марта 2023 г. № 136н.
11. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 г. в редакции от 31 мая 2011 года; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 17 февраля 2021 года.