Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего специалиста в области дополнительного образования детей, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность педагога.
Данный вид практики имеет комплексную цель, заключающуюся в углублении первоначального профессионального опыта студентов, развитии их общих и профессиональных компетенций, а также проверке готовности к самостоятельной трудовой деятельности и подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы.
Цель преддипломной практики состоит в комплексном освоении студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО 050148 Педагогика дополнительного образования, а также в закреплении, углублении и систематизации теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и приобретении необходимых практических умений и навыков.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
- организация воспитательно-образовательной деятельности детей на основе знаний современных воспитательно-образовательных технологий и разных типов программ дополнительного образования;
- формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;
- создание благоприятной педагогической среды для развития и дополнительного образования детей;
- проведение самодиагностики уровня сформированности педагогических знаний и умений в процессе педагогической деятельности студента;
- осуществление сотрудничества с родителями по вопросам дополнительного образования и воспитания детей;
- развитие и совершенствование у будущих педагогов дополнительного образования педагогических умений, педагогического сознания и профессионально-значимых качеств личности;
- овладение навыками воспитательно-образовательной деятельности педагога дополнительного образования: руководителя кружка, секции и др.;
- ознакомление с условиями деятельности учреждения дополнительного образования, педагогическим коллективом, материальным обеспечением воспитательно-образовательного процесса;
- ознакомление с системой планирования;
- психолого-педагогическое изучение детей и подростков;
- ознакомление с работой методических объединений педагогов дополнительного образования.
Структура и содержание отчета по преддипломной практике отражают последовательность и логику прохождения данного вида практики. Отчет состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении раскрываются цель и задачи преддипломной практики, а также структура и содержание отчета. Основная часть отчета включает в себя характеристику базы практики, описание организации и проведения занятий по общеразвивающей программе для юных лыжников, организацию и проведение досуговых мероприятий, методическую работу, а также анализ и самоанализ профессиональной деятельности студента-практиканта. В заключении формулируются общие выводы по результатам прохождения преддипломной практики и даются рекомендации по ее совершенствованию. Список использованных источников служат дополнением к основному тексту отчета.
1. Характеристика базы практики
Преддипломная практика проходила на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рощинский центр образования», расположенного по адресу: 188820, Ленинградская область, Выборгский район, гп. Рощино, ул. Железнодорожная, д. 57.
МБОУ «Рощинский центр образования» является многопрофильным общеобразовательным учреждением, реализующим программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Учреждение было основано в 1960 году и за время своего существования зарекомендовало себя как образовательная организация, обеспечивающая качественное обучение и воспитание подрастающего поколения.
Учредителем центра образования выступает Администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.
Образовательный процесс в МБОУ «Рощинский центр образования» осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и на основе разработанных рабочих программ по всем учебным предметам.
Кроме того, в центре реализуются программы дополнительного образования различной направленности: художественной, физкультурно-спортивной, технической, естественнонаучной и др.
Педагогический коллектив учреждения насчитывает 42 человека, среди которых 37 педагогов имеют высшее образование, 5 - среднее профессиональное. Большинство педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории.
МБОУ «Рощинский центр образования» располагает достаточной материально-технической базой, обеспечивающей реализацию образовательных программ.
Учебные кабинеты оснащены современным оборудованием, включая интерактивные доски, проекторы, компьютеры и ноутбуки с выходом в Интернет.
Имеется спортивный зал, оборудованный для занятий различными видами спорта, а также тренажерный зал.
Для проведения внеурочных и досуговых мероприятий функционируют актовый и хореографический залы.
Предметно-развивающая среда учреждения создана с учетом возрастных особенностей обучающихся и способствует всестороннему развитию личности ребенка.
В кабинетах оформлены тематические стенды, выставлены творческие работы учащихся, имеются игровые зоны. Пришкольная территория благоустроена, оборудована спортивными площадками, имеется школьный стадион.
Система дополнительного образования в МБОУ «Рощинский центр образования» представлена широким спектром кружков и секций, охватывающих различные направления. Работа объединений дополнительного образования осуществляется на основе разработанных педагогами рабочих программ, утвержденных администрацией учреждения.
Наиболее востребованными являются кружки и секции художественно-эстетической, физкультурно-спортивной и технической направленности. К ним относятся: «Юный художник», «Хореографический ансамбль», «Юный краевед», «Робототехника», «Юные инспекторы движения», «Футбол», «Лыжные гонки» и др. Занятия в объединениях проводятся во второй половине дня 2-3 раза в неделю. Большое внимание в центре образования уделяется организации и проведению досуговых мероприятий различной направленности. Ежегодно проходят тематические праздники, конкурсы, выставки, соревнования, способствующие развитию творческих способностей, познавательной активности и физической подготовки обучающихся.
2. Организация и проведение занятий по общеразвивающей программе для юных лыжников
2.1. Разработка программы дополнительного образования
Важным направлением преддипломной практики стала разработка и апробация общеразвивающей общеобразовательной программы для юных лыжников.
Данная программа была создана с целью всестороннего физического развития и подготовки обучающихся к занятиям лыжными гонками.
Целеполагание и задачи программы. Основной целью разработанной программы являлось формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям лыжным спортом, развитие их физических качеств, необходимых для успешного овладения техникой лыжных ходов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- овладение основами техники передвижения на лыжах, совершенствование лыжных ходов;
- повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;
- воспитание морально-волевых качеств, приобретение соревновательного опыта;
- формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям лыжным спортом.
Программа рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 3 основных раздела:
1. Теоретическая подготовка (история развития лыжного спорта, гигиена, первая помощь, правила соревнований).
2. Общая физическая подготовка (упражнения на развитие основных физических качеств).
3. Специальная физическая и техническая подготовка (обучение и совершенствование техники передвижения на лыжах, участие в соревнованиях).
При реализации программы использовались следующие методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (показ техники выполнения упражнений, использование наглядных пособий), практический (выполнение упражнений, учебно-тренировочные занятия).
Основными формами организации занятий являлись: групповые учебно-тренировочные занятия, индивидуальные консультации, участие в соревнованиях различного уровня. Занятия проводились 3 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа.
Таким образом, разработанная общеразвивающая программа для юных лыжников была направлена на всестороннее физическое развитие обучающихся, овладение ими основами техники лыжных ходов, а также формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям лыжным спортом.
2.2. Планирование и проведение занятий
На основе разработанной общеразвивающей программы для юных лыжников был составлен календарно-тематический план, отражающий последовательность и содержание учебного материала на протяжении всего периода обучения.
Календарно-тематический план включал в себя 36 учебных занятий, которые проводились 3 раза в неделю в течение учебного года. Каждое занятие было рассчитано на 2 академических часа. Таким образом, общий объем программы составил 72 часа.
Занятия были распределены по следующим разделам:
1. Теоретическая подготовка (6 часов)
- История развития лыжного спорта
- Гигиена, первая помощь, правила соревнований
2. Общая физическая подготовка (24 часа)
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития выносливости
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития координации
3. Специальная физическая и техническая подготовка (42 часа)
- Обучение и совершенствование техники передвижения на лыжах (попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, подъемы и спуски)
- Участие в учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях
Каждое занятие включало в себя следующие структурные элементы: вводно-подготовительную, основную и заключительную части.
В вводно-подготовительной части проводился инструктаж по технике
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алябьев, А.Н. Вопросы физиологии, психологии и педагогики в лыжной подготовке / А.Н. Алябьев, В.Л. Марищук, В.Н. Цыган. - СПб.: ВИФК, 2001.
2. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. - М.: Терра-Спорт, 2000. - (Библиотечка тренера).
4. Грецов, А.Г. Возрастные особенности развития и педагогического взаимодействия в сфере физического воспитания. Книга 1. Дошкольники / А.Г. Грецов, Е.Г. Попова. - СПб., 2009. - (Федеральная программа на 2005-2009 гг.).
5. Мельникова, Н.Ю. Основы олимпийских знаний: методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений для детей 5-7 лет / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин, В.Е. Петракова, Н.С. Леонтьева. - М., 2019.
6. Миненков, Б.В. Лыжи и здоровье / Б.В. Миненков, Е.М. Соболь. - М.: ФиС, 1981.
7. Озолин, Н.Г. Настоящая настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. - М.: Астрель, 2006.
8. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду. Подготовка к школе 6-7 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
9. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия в детском саду (средние группы) / Л.И. Пензулаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
10. Селуянов, В.Н. Определение одаренности и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. - М.: Спорт Академ Пресс, 2000.