Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Национальная молодежная политика является не только одним из основных направлений государственной деятельности, но и основой многих аспектов социально-экономической и политической жизни Российской Федерации. Исходя из этого, исследование процессов, происходящих в молодежной среде, очень актуально. Необходимость принятия различных мер политики в отношении молодежи зависит от особенностей ее положения в обществе. Молодежь не следует понимать в традиционном смысле, просто как общество будущего. Она должна оцениваться как органичная часть современного общества и выполнять особые функции, необходимые другим социальным группам. У молодежи есть свои специфические функции в обществе, не выполняемые ни одной другой социально-демографической группой. Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своей страны. Ответственность молодого поколения основана на развитии и преобразовании набора ценностей и норм и их применении в деятельности, способствующей возрождению страны. Исходя из этого, молодежная политика является неотъемлемой частью национальной и городской молодежной политики. Воспитание энергичного молодого поколения становится одной из приоритетных стратегических задач национального развития.
Однако, как показывает практика, реализация и развитие молодежной политики в Нижегородской области сопряжена с рядом проблем, препятствующих эффективной реализации государственных целей развития молодежи. Необходимость решения этих проблем обусловила актуальность исследования. Для разработки эффективной молодежной политики необходимо учитывать социально-демографические характеристики молодежи как социальной группы. Он характеризуется, прежде всего, стремлением получить высшее образование, что, прежде всего, продиктовано вступлением человека в эпоху постиндустриального общества, в котором знания и информация играют фундаментальную роль в жизни.Цель исследования – разработка и обоснование проекта совершенствования молодежной политики в регионе.
Задачи исследования:
привести социально-экономическую характеристику проекта;
описать процесс реализации социально-экономического проекта;
провести оценку эффективности социально-экономического проекта.
Информационная база проведенного исследования представлена отечественной и международной нормативно-правовой документацией, научными монографиями, статьями и авторефератами диссертаций по вопросам управления молодежной политикой.
Логика исследования: данное исследование позволит выявить слабые стороны молодежной политики региона, что позволит в дальнейшем их ликвидировать и стремиться к успешному развитию.
Изложение уровня завершенности исследования. В работе разработан проект «Развитие молодежной политики» а также проведена оценка его эффективности и определены направления и пути реализации.
Описание разработанного проекта, выносимого на защиту. Разработанные в проекте мероприятия могут быть использованы администрацией г. Нижний Новгород и аналогичных муниципальных образований при разработке стратегического плана социально-экономического развития в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06. 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и реализации государственной программы «Развитие молодежной политики Нижегородской области».
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1.1. Обоснование проекта
На сегодняшний день в Нижегородской области проживает 626 329 молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет включительно.
Благодаря совместной активной работе во Всероссийском рейтинге эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих государственную молодежную политику, Нижегородская область поднялась с 52 места (2016 год) на 12 место в 2018 году.
На сегодняшний день наблюдается существенная разница в инфраструктурной модели реализации молодежной политики в субъектах. Однако регион активно наращивает свои позиции, и перезагрузка молодежной политики получит свое продолжение.
В 2018 году была утверждена Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области в разделах, посвященных молодежной политике и волонтерству. В том же году государственная молодежная политика в регионе приобрела новое звучание. Совет по делам молодежи был создан при губернаторе Нижегородской области. В прошлом году проектные бюро Совета инициировали десять крупномасштабных межсекторальных проектов в области молодежной науки и инноваций, социального дизайна, творчества и спорта, в реализации которых участвовали молодые люди из всех муниципалитетов региона. Во всех городских и муниципальных районах действуют молодежные советы и советы.
В регионе активно проводятся региональные молодежные проекты (волонтерские форумы, митинги студенческих групп) и финалы нескольких общероссийских проектов. В 2021 году, в год 800-летия Нижнего Новгорода, область будет бороться за право принимать «Студенческую Весну».
Проблемы в реализации молодежной политики включают низкий уровень развития в таких важных сферах нравственно-патриотического воспитания, как развитие добровольного движения и экологическая культура молодежи, что, на наш взгляд, имеет особое значение с учетом предстоящего чемпионата мира по футболу в России.
Анализ реализации молодежной политики в Нижегородской области показал это:
– основные направления молодежной политики правильно подобраны и реализованы достаточно эффективно;
- есть проблемные области, которые требуют их своевременного решения.
Это проблемы, связанные с развитием и поддержкой молодежного волонтерского движения и экологическим образованием.
В последние годы отмечены положительные тенденции в экономическом развитии региона, что выражается в значительном увеличении и улучшении показателей в промышленности, строительстве и аграрном секторе. Такое экономическое развитие привело к улучшению рынка труда в Нижегородской области: зарегистрированный уровень безработицы и индекс напряженности на рынке труда в регионе являются одними из самых низких среди субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский район. Но возросший спрос на персонал не удовлетворен. Экономика региона явно демонстрирует нехватку трудовых ресурсов для некоторых квалификационных и профессиональных групп, и, прежде всего, это касается довольно разнообразного круга высококвалифицированных профессий.
Молодые люди с высшим образованием часто не могут применить свои знания для изучения особенностей конкретного применения этих знаний в своей специальности, что влияет на общий уровень квалификации. Прежде всего, это связано с тем, что информация о требованиях к работе предприятий и организаций не систематизирована, а разбросана по разным источникам.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
2.Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 (ред. От 10.02.2016) «Об утверждении Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)»
4.Александрова Н.А., Брюхова О.Ю. Профессиональная ориентация в фокусе внимания государства: проблемы, противоречия, пути решения. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2016. - № 9(71). - С. 13-16.
5.Болдина М.А., Деева Е.В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2017. - №1 (165). - С. 7-17
6.Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы, 2016. - №12 (046). - С. 431-439
7.Варшавская Е.Я. Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и России // Вопросы статистики, 2015. - №4. - С. 40-47
8.Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России, 2014. - № 1. - С. 131.
9.Дианина Е.В. Роль социальных сетей в работе по профориентации и их перспективы развития // Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 15—16 марта 2017 г. / отв. Ред. А. В. Кулешова. — М.: АО «ВЦИОМ», 2017.- С. 247-249
10.Дробышев Е.А Занятость молодежи: зарубежный опыт и его применение в России // Социальная политика и социология, 2016. - №4 (82). - С. 285-293,
11.Дружинина В.В. Обеспечение сбалансированности местного рынка труда: зарубежный опыт // Научный вестник Херсонского государственного университета, 2014. -№ 36. - С. 124-128
12.Железняк М.И. Совершенствование социально-экономического партнерства на молодежном сегменте рынка труда: институциональные формы и механизм реализации // Вопросы регулирования экономики, 2015. - № 1. - С. 67–73.
13.Жилин Д.М. Навыки XXI века и наука XXI века – противоречие или соответствие? // Естественнонаучное образование: взгляд в будущее. – М.: Издательство Московского университета, 2016. - С. 76-90.
14.Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении / М. К. Горшков и др.; – М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2017. - 129 С.
15.Зеер Э.Ф, Сыманюк Э.Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России, 2017. - №4. - С. 258-263.
16.Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальное здоровье и социализация человека: учеб. Пособие для вузов / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев; Фак. Социологии С.-Петерб. Гос. Ун-та. – СПб.: Химиздат, 2015. – 166 с.