Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире эффективное управление финансами и банковская деятельность играют ключевую роль в стабильности и развитии экономики. В связи с этим, практическое освоение расчетно-финансовой деятельности и банковских операций является важным этапом в подготовке специалистов в этой области.
Место прохождения практики – ПАО «Сбербанк».
Срок прохождения практики – с 02.12.2024 по 20.12.2024.
Целью данной практики является приобретение практических навыков и знаний, необходимых для успешного выполнения функций в области финансового управления и банковского дела.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить процесс составления и исполнения бюджета публично-правового образования, включая анализ необходимых данных и методик прогнозирования;
- ознакомиться с основами планирования финансово-хозяйственной деятельности казенных и автономных учреждений;
- исследовать участников процесса исполнения бюджета и их полномочия, а также механизмы контроля за выполнением бюджетных обязательств;
- понять основные аспекты банковской деятельности, включая расчетные и кассовые операции, кредитный процесс и оценку кредитоспособности клиентов;
- изучить операции с ценными бумагами и банковскую отчетность, а также налогообложение в сфере банковской деятельности.
Выполнение данных поможет не только углубить теоретические знания, но и получить практический опыт, который будет полезен в будущей профессиональной деятельности.
1. Расчетно-финансовая деятельность
1.1. Составление проекта бюджета публично-правового образования
Согласно Бюджетному кодексу Республики Татарстан №35-ЗРТ от 2004 г., бюджет республики представляет собой систему финансовых отношений, обеспечивающих реализацию задач социально-экономического развития региона[ Бюджетный кодекс Республики Татарстан от 29.05.2004 № 35-ЗРТ (принят ГС РТ 28.04.2004) — URL: consultant.ru]. В основе составления проекта бюджета лежат следующие принципы:
1.Принцип единства, бюджет Республики Татарстан формируется как единый финансовый документ, охватывающий все доходы и расходы.
2.Принцип достоверности, все планируемые показатели должны быть обоснованы и базироваться на проверенных данных.
3.Принцип сбалансированности, объем планируемых расходов не должен превышать прогнозируемый объем доходов и источников финансирования дефицита бюджета.
4.Принцип эффективности и результативности, бюджетные средства распределяются с учетом приоритетных направлений развития республики.
5.Принцип прозрачности, информация о процессе составления и утверждения бюджета является доступной для общественности.
Процесс составления проекта бюджета Республики Татарстан регулируется положениями Бюджетного кодекса из основных этапы (таблица 1).
В Бюджетном кодексе (БК) Республики Татарстан (РТ), как и в федеральном законодательстве, используются различные методики и подходы для прогнозирования поступлений в бюджет и планирования расходных ассигнований. Предусмотрено обязательное составление прогноза социально-экономического развития региона, который основан на макроэкономических показателях, таких как темпы роста экономики, инфляция, уровень безработицы, и является основой для расчета доходов бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу, прогнозирование доходов бюджета РТ происходит на основе:
1.Прогноза налоговых и неналоговых доходов, который учитывает изменения в налоговом законодательстве и экономической ситуации.
2.Ожидаемых поступлений из федерального бюджета (субсидии, субвенции, трансферты).
3.Прогнозирования источников покрытия дефицита бюджета (например, заимствования и размещение государственных долговых обязательств).
Методы планирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств представлены в таблице 2.
Таблица 2
Методы планирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств.
Для покрытия дефицита бюджета, Бюджетный кодекс Республики Татарстан предусматривает использование внешних и внутренних заимствований, включая выпуск облигаций региона и привлечение кредитных средств. Эти подходы детализируются в бюджетном процессе в соответствии с прогнозом доходов и потребностью в ресурсах.
Таблица 3
Проект бюджета р.Татарстан на 2025-2027 гг., млрд руб.[ Комитет Госсовета Татарстана одобрил проект бюджета на 2025 год с дефицитом свыше 13 миллиардов https://www.idelreal.org/a/goskomitet-tatarstana-odobril-proekt-byudzheta-na-2025-god-s-defitsitom-svyshe-13-milliardov/33198966.html]
Доходы бюджета Республики Татарстан распределены по следующим категориям:
1)Налог на прибыль (30,1% в 2025 году). Это один из крупнейших источников доходов, что свидетельствует о значительном вкладе крупных предприятий и бизнеса в экономику региона. В 2026 и 2027 годах его доля растет, что связано с увеличением прогнозируемых доходов региона.
2)НДФЛ (39,5% в 2025 году). Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является важным индикатором уровня жизни и благосостояния населения. Эта категория доходов показывает значительную зависимость бюджета от налоговых поступлений с граждан. Прогнозируемое увеличение доходов от НДФЛ в 2026 и 2027 годах связано с ростом численности населения и уровня заработных плат.
3)Акцизы (2,6% в 2025 году). Акцизы являются специфическим источником доходов, преимущественно связаны с производством и продажей табачных изделий, алкоголя и других товаров. Эта доля доходов стабильна, и вряд ли она значительно изменится в будущем.
4)Земельный налог (2,1% в 2025 году). Его доля в доходах небольшая, что подтверждает умеренную роль земельных ресурсов в финансовом обеспечении региона.
Расходы бюджета Республики Татарстан также подразделяются на несколько крупных категорий:
1)Национальная экономика (33,2% в 2025 году). Увеличение доли расходов на национальную экономику в 2026 и 2027 годах может свидетельствовать о развитии новых инвестиционных проектов, поддержке промышленности и инфраструктуры для стимулирования роста региона.
2)Социальная сфера (48,7% в 2025 году). Это крупнейшая статья расходов бюджета, которая включает здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культуру и другие аспекты социальной политики. В условиях постоянно растущих потребностей населения, увеличивающиеся расходы на социальную сферу подчеркивают приоритет региона в обеспечении благосостояния граждан. С увеличением расходов на социальную сферу в 2026 и 2027 годах, Республика Татарстан планирует уделять еще больше внимания социальным проектам.
3)Обслуживание государственного долга (0,1% в 2025 году). Этот показатель крайне низкий, что свидетельствует о минимальной долговой нагрузке региона. Отсутствие значительных выплат по долгам является хорошим индикатором финансовой стабильности и низкого уровня задолженности.
4)Прочие расходы (18% в 2025 году). Прочие расходы включают в себя различные административные, операционные и другие расходы. Это категория, охватывающая все оставшиеся расходы, которые не попадают в более специфические группы. Доля прочих расходов составляет заметную часть бюджета, что может указывать на разнообразие направлений финансирования в рамках общего бюджета.
1.2. Планирование финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
В соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета казенного учреждения (см.Приложение А) составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Составление сметы - это установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
Смета составляется на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы (таблица 4, рисунок 1).
Таблица 4
Бюджетная смета МКУ «Районное управление образования» в 2021-2023 гг., млн руб.
Фрагмент для ознакомления
3
Монографии, учебники, учебные пособия
1.Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / Н. Т. Аврамчикова, Л. В. Ерыгина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 142 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18541-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535329 (дата обращения: 19.12.2024).
2.Банковское дело: учебник и практикум для среднего профессионального образования / под редакцией В. А. Боровковой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 606 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16819-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544958 (дата обращения: 16.12.2024).
3.Банковское дело и банковские операции: учебник / М. С. Марамыгин, Е. Г. Шатковская, М. П. Логинов, Н. Н. Мокеева, Е. Н. Прокофьева, А. Е. Заборовская, А. С. Долгов; под ред. М. С. Марамыгина, Е. Г. Шатковской; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. – 567 с.: ил. – Библиогр.: с. 504–512. – 100 экз. – ISBN 978-5-7996-3104-8. – Текст: непосредственный.
4.Ракитина, И. С. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 267 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18672-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545313 (дата обращения: 16.12.2024).
5.Тавасиев А. М. Банковское дело: учебник для вузов / А. М. Тавасиев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 546 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16642-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543763 (дата обращения: 17.12.2024).
Материалы интернет-сайтов
6.Бюджет Татарстана на 2022 г. принят с дефицитом [Электронный ресурс] // Татар-Информ. – Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/byudzet-tatarstana-na-2022-god-prinyat-s-deficitom-bolee-cem-24-mlrd-rublei-5844441 (дата обращения: 20.12.2024).
7.Доходы бюджета РТ за 2023 г. увеличены на 140,7 млрд руб. [Электронный ресурс] // Татар-Информ. – Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/doxody-byudzeta-rt-za-2023-goda-uveliceny-na-1407-mlrd-rublei-5949113 (дата обращения: 20.12.2024).
8.Отчет об исполнении консолидированного бюджета и бюджета Республики Татарстан. Ежемесячный отчет [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Татрстан. – Режим доступа: https://ias.tatar.ru/ipad/open_rt_view.php?id=28245 (дата обращения: 20.12.2024).
9.Министерство финансов Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан. - Режим доступа: http://www.minfin.tatarstan.ru (дата обращения: 20.12.2024).
10.Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ (дата обращения: 20.12.2024).
11.ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс] // Официальный ПАО Сбербанк. - Режим доступа: http://www.sberbank.ru// (дата обращения: 20.12.2024).
12.Результаты Группы СберБанка. Информация по операционным и финансовым показателям [Электронный ресурс] // Официальный ПАО Сбербанк. - Режим доступа: http:// www.sberbank.com/ru/investor-relations/groupresults (дата обращения: 20.12.2024).
13.Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный счетной палаты Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 20.12.2024).
14.Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] // Официальный ФНС. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 20.12.2024).
15.Федеральное казначейство [Электронный ресурс] // Официальный федерального казначейства. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ (дата обращения: 20.12.2024).
16.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.12.2024).
17.Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный ЦБ РФ. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 20.12.2024).