Фрагмент для ознакомления
2
Преддипломная практика проходила на базе Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный университет».
Тема исследования: «Трансформация этикетных норм в интернет-коммуникации (на примере социальной сети ВКонтакте)».
Для написания чернового этапа выпускной квалификационной работы была установлена цель, объект и предмет, а также задачи исследования, которые в свою очередь, помогли сформировать названия глав и параграфов, так же, подобрать необходимую литературу для проведения исследовательской работы.
В современной науке интернет-дискурс анализируется с различных точек зрения: изучаются особенности языковых средств, используемых в цифровой коммуникации, информационная среда рассматривается через призму жанрового разнообразия, а также исследуется взаимосвязь языка с обществом и культурой. В последние годы лингвисты всё чаще обращают внимание на этическую сторону онлайн-общения. Этикет, в широком понимании, представляет собой свод правил поведения, принятых в конкретном обществе и регулирующих взаимодействие людей в определённых обстоятельствах. В каждом языке существует набор устойчивых выражений, которые используются для установления контакта между участниками общения и поддержания нужного тона диалога. Этот набор называется речевым этикетом. Для быстрого понимания намерений собеседника в речи активно применяются «стандартные конструкции», известные как формулы речевого этикета. Эти формулы помогают выстраивать этикетные ситуации с учётом социальных, возрастных и психологических особенностей, а также сферы взаимодействия. Классические формулы речевого этикета знакомы каждому: это выражения приветствия, прощания, благодарности, знакомства, просьбы и другие. Однако новое коммуникативное пространство Интернета требует иных подходов к выражению вежливости, эмоций и т.д. Соответственно, на современном этапе необходимо обращаться к разным аспектам трансформации этикетных норм в Интернет-коммуникации.
Сам по себе процесс трансформации этикетных норм оценивается исследователями по-разному. Безусловно, много негативных оценок, суть которых сводится к следующему: Интернет-коммуникация, в особенности, в сети В Контакте приводит к нивелированию речевых этикетных норм, качество культуры речи стремительно снижается.
Тем не менее, есть и альтернативная позиция. Как отмечает А.В. Занадворова, «не следует думать, что в нерегламентируемых сферах речевого общения царят грубость и анархия. Здесь устанавливаются свои нормы речевого поведения. Они в какой-то степени соотносятся и с нормами устного непринуждённого личного и публичного общения, и с нормами письменной коммуникации, образуя причудливую смесь» [Занадворова 2014: 94].
М.А. Кронгауз, напротив, пишет, что «сетевой этикет уж не настолько отличается от обычного, то есть не становится самостоятельной системой, просто кое-где возникают отдельные дополнительные правила» [Кронгауз 2009: 124].
О.В. Золтнер полагает, что в интернет-коммуникации возникает стилистический «сдвиг» этикетных формул, относящихся к полярным речевым регистрам в кодифицированном русском литературном языке: в неофициальной интернет-коммуникации они формируют средства нейтрального, дружески-неофициального регистра.
Актуальность такого исследования заключается в понимании того, как именно осуществляется трансформация этикетных норм в Интернет-коммуникации, необходимости прояснения вопроса о том, носит ли эта трансформация позитивный или выраженный негативный характер на культуру речи современного человека.
Объект исследования – трансформация этикетных норм в интернет-коммуникации (на примере социальной сети ВКонтакте).
Предметом исследования являются главные особенности трансформации этикетных норм в Интернет-коммуникации.
Цель исследования – проанализировать специфику трансформации этикетных норм в интернет-коммуникации (на примере социальной сети ВКонтакте).