Фрагмент для ознакомления
2
Анализ программно-методической документации (программ, перспективных планов, конспектов) по выбранной теме ВКР
Анализ рабочей документации и методического обеспечения деятельности логопеда
Основная документация логопеда, которая используется при работе:
1.Нормативно-правовые документы Федерального уровня (электронный носитель).
2.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».
4.Положение Конвенции о правах ребёнка.
5.Конституция Российской Федерации.
6.Положение о правах и нормах охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
7.Рабочая программа - пишется ежегодно. Сроки утверждения рабочей программы зависят от локального акта конкретного учреждения. Сама рабочая программа пишется до начала учебного года. В сентябре в неё вносятся правки с учётом результатов мониторинга речи детей. Помимо общих положений указаны возрастные и индивидуальные особенности воспитанников конкретной логопедической группы или запланированные результаты логопедической работы.
8.Список воспитанников, зачисленных на занятия к логопеду.
9.Журнал посещения детьми логопедических занятий – указывается весь список детей логопедической группы . Значком «н» отмечаются дети, которые отсутствовали в данный день. Если ребёнок длительное время не посещает детский сад, рекомендуется указывать причину пропусков.
10.Тетрадь индивидуальных занятий.
11.Личные дела воспитанников.
12.Журнал первичного обследования речи детей в ДОУ. В начале-конце учебного года обследуются речь всех детей учреждения, начиная со II младшей группы с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи, в медицинском обследовании или лечении. Дети с недоразвитием речи старшей и подготовительной групп направляются на ПМПк для комплектования логопедических групп или логопункта.
13.Тетрадь протоколов ПМПка – в ней указано , кто присутствовал на заседании, какие вопросы обсуждались, кто выступал, что говорил. К тетради прилагаются списки детей с речевыми заключениями .
14.Расписание занятий.
15.Годовой отчет о работе учителя- логопеда - отчёт составлен в виде таблицы. К нему прилагается текстовой отчёт, в котором учитель-логопед кратко рассказывает о выполнении им разделов рабочей программы на текущий учебный год.
16.Речевые карты на каждого воспитанника.
Разработка диагностической методики по выбранной теме исследования
Изучение моторной сферы в контексте дизартрии (речевого нарушения, связанного с нарушением артикуляционных функций) проводилось по следующим основным направлениям:
Нейрофизиологический подход: Исследования в области нейрофизиологии помогают понять особенности функционирования моторных центров в мозге у детей с дизартрией. Это позволяет выявить возможные нарушения в контроле движений и разработать методики коррекции, направленные на стимуляцию моторики речевого аппарата.
Психолингвистический подход: Исследования в области психолингвистики позволяют понять, какие процессы и механизмы участвуют в формировании речи у детей с дизартрией. Этот подход помогает определить особенности восприятия и произношения речи у детей с речевыми нарушениями.
Коррекционно-педагогический подход: Исследования в области коррекционной педагогики помогают разработать эффективные методики и техники работы с детьми с дизартрией. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать специализированные коррекционные программы.
Интегративный подход: С учетом комплексности проблемы дизартрии, исследования, основанные на интегративном подходе, позволяют объединить знания из различных научных областей (нейрологии, психологии, логопедии и педагогики) для создания наиболее эффективных практических методик коррекции речевых нарушений.
Все предлагаемые задания выполнялись по показу, затем по словесной инструкции.
Количество проб для каждого раздела – 3.
В обследование состояния органов артикуляционного аппарата были включены задания на изучение:
двигательных функций артикуляционного аппарата (губ, челюсти, языка, мягкого неба);
продолжительности и силы выдоха;
динамической организации движений органов артикуляционного аппарата;
лицевой моторики.
Исследовались объем и качество движения мышц лба, глаз, щек, возможность произвольного формирования мимических поз. При обследовании обращалось внимание на точность, объем выполнения движений, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремора и саливации, трудность нахождения в отдельных позах.
Для оценки использовалась балльная система.
2 балла – задания выполняются по инструкции, с первого раза, правильно, качественно и точно, переключаемость в норме, темп движений нормальный, объем движений полный.
1 балл – задания выполняются не с первого раза, наблюдается напряженность, скованность, истощаемость движений, нарушена их переключаемость, слабо выраженные: тремор, гиперкинезы, саливация, темп выполнения движений нарушен незначительно (ускоренный или замедленный), движение выполняется в неполном объеме, 1-2 отклонения. 0 баллов – движение не удается или удается с помощью логопеда, поиск или замена движений, напряженность, скованность, быстрая истощаемость движений, заторможенность, ярко выраженные: тремор, 33 гиперкинезы, саливация, темп выполнения движений нарушен (ускоренный, замедленный), объем движений ограничен, 3 и более отклонений.