Фрагмент для ознакомления
2
Особенности выполнения дифференцированных заданий детьми с нарушением слуха на уроках ознакомления с окружающим миром
Окружающий мир является метапредметной образовательной дисциплиной, которая позволяет сформировать у обучающихся целостную картину жизнедеятельности в условиях окружающего их мира. В процессе ознакомления с содержанием учебного предмета «Окружающий мир» у школьников формируется комплексная система естественнонаучных понятий. Но дети с нарушениями слуха испытывают сложности в процессе ознакомления с окружающим миром. Данный факт требует организации такого обучения, при котором каждый обучающимся получить знания в зависимости своих индивидуальных особенностей развития. Для осуществления дифференцированного подхода используются разно уровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его речевого развития.
Актуальность исследования определяется потребностью в ознакомлению школьников с нарушением слуха с окружающим миром и необходимости учета индивидуальных потребностей детей в зависимости от сохранности слуха и речи.
Цель исследование – оценить эффективность использования дифференцированных заданий как средства ознакомления детей с нарушением слуха с окружающим миром.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха;
2. Выделить основные сложности ознакомления детей с нарушением слуха с окружающим миром;
3. Раскрыть потенциал дифференцированных заданий как средства ознакомления с окружающим миром детей с нарушением слуха;
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по ознакомлению детей с нарушением слуха с окружающим миром посредством дифференцированных заданий.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент, наблюдение, моделирование, методика «Восприятие слов» Л.В. Неймана.
В исследовании приняло участие 5 детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
В рамках опытно-экспериментального исследования нами был определен уровень сформированности представлений об окружающем мире у детей с нарушением слуха. Детям предлагался ряд слов из методики Л.В. Неймана. Для исследования количество слов нами было упрощено:
Список 1: мама, дом, стол, дедушка, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, лампа, часы, сапоги, муха, заяц, тетрадь, суп, чернила, петух.
Список 2: папа, нос, бабушка, доска, корова, шапка, карандаш, чашка, уши, мяч, булка, коза, чулки, хлеб, капуста, курица.
В ходе обследования изучалось: способность ребенка с восприятию услышанных слов, понимание ребенком обращенной речи и способность обобщать услышанное слово согласно его включению в семантическое поле. Для этого все предлагаемые слова были разделены нами по тематическим группам: семья, посуда, еда, одежда, игрушки, мебель, животные, части тела, предметы. Обучающимся предлагалось прослушать слова и соотнести его к определенной тематической группе. Ребенок, восприняв слово, показывает соответствующий предмет или табличку и называет их.
Результаты позволили разделить детей на три условные группы по уровню восприятия и воспроизведения устной речи:
- учащиеся с неразборчивой речью (слабая группа);
- учащиеся с малоразборчивой речью (средняя группа)
- учащиеся с хорошо разборчивой устной речью (сильная группа).
Полученные результаты показали, что среди обучающихся с нарушением слуха выявлен 1 младший школьник, имеющий хорошо разборчивую речь. Обучающийся смог безошибочно воспроизвести 80% предлагаемых слов. При этом в воспроизводимых словах не было отмечено фонетических замен. В отношении понимания речи нами было выявлено, что у обучающегося сформировано понимание следующих тематических групп: семья, животные, еда, одежда, игрушки, мебель. Категория «предметы» и «части тела» ребенком слабо дифференцируются.
Детей со средней группой нами было выявлено 2 человека. Такие младшие школьники смогли воспроизвести 60-70% предлагаемых слов. При этом во многих воспроизводимых словах отмечались фонетические замены, например, доска- тоска, барабан-баба, шуба-суша. При этом у детей заметно снижено понимание произносимых слов. Среди сформированных тематических групп нами выявлены
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – Москва : Советский спорт, 2004. – 303 с.
2. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
3. . Зыков, С.А. Обучение глухих детей по принципу формирования речевого общения / С.А. Зыков. – Москва : АПН РСФСР, 1961. – 360 с.
4. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений / Л.П. Назарова, В.И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 288 с.