Фрагмент для ознакомления
2
1. Оценить эффективность функционирования элементов логистической системы на уровне предприятия (подразделения, участка)
1.1. Описать элементы логистической системы
Важнейшей характеристикой логистических систем является целост-ная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Если рассматривать систему логистики в целом, то можно выделить семь ее ос-новных элементов. логистика управление информационный
1) Закупка материальных ресурсов.
Это подсистема, которая обеспечивает поступление материальных потоков в логистическую систему.
2) Запасы.
Этот элемент логистических систем состоит из двух подсистем:
• подсистемы производственных запасов;
• подсистемы товарных запасов.
Запасы выполняют буферную роль между материально-техническим обеспечением, транспортом, производством и сбытом. Они позволяют оп-тимизировать функционирование всей системы. Это особенно важно в условиях быстрой реакции на изменения спроса. Запасы являются одним из важнейших факторов, определяющих ритмичность работы производ-ства и транспорта. Они могут быть размещены непосредственно у произ-водителя или различными путями приближены к потребителю.
3) Склады (системы хранения и переработки продукции).
В складское хозяйство включаются здания, сооружения, устройства, технологическое оборудование и т. д. На складах размещаются и хранятся производственные и товарные запасы. Как уже отмечалось, они являются преобразователями материальных и в значительной степени информаци-онных потоков.
4) Транспорт (транспортная система).
Подданным элементом логистической системы подразумеваются не только транспортные средства, но и вся материально-техническая база, с помощью которой осуществляются транспортно-перемещающие процессы между поставщиком и потребителем. Данный элемент включает в себя также всю инфраструктуру, которая обеспечивает функционирование транспорта. В сущности, данный элемент представляет собой очень слож-ную и наиболее динамичную подсистему в логистике. Эта подсистема учи-тывает все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель при-влекают и оплачивают транспорт со стороны.
5) Обслуживание производства.
Это совокупность подразделений логистики, которые непосредствен-но обслуживают процесс производства. Они должны не просто определять и удовлетворять потребности производственных структур, но и быть спо-собными сглаживать несоответствия спроса и наличия ресурсов внутри ло-гистической системы.
6) Информационная связь и контроль.
Этот элемент состоит из двух тесно взаимосвязанных подсистем:
• информационной;
• контролирующей.
Информационная подсистема обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы. Она принимает, обра-батывает и передает заказы, требования об отгрузке и транспортировке продукции.
7) Кадры.
Это определенным образом организованный персонал, который управляет деятельностью логистических подсистем, занят выполнением логистических операций и осуществляет выполнение логистических задач для достижения логистических целей.
Элементы логистики определяют структуру модели логистической системы. Однако в свою очередь они зависят от размеров и целей логисти-ческой системы, от стратегии и тактики ее функционирования, от ее транс-портно-складской модели.
1.2. Оценить эффективность функционирования элементов логистической системы.
Существует несколько методов оценки. Любой из них, предполагает сравнение результатов деятельности того или иного направления логисти-ки с намеченными ранее целями и анализ затрат, продуктивности или сер-виса. Рассмотрим их более подробно.
Метод затрат. Он основан на том, что фирма устанавливает стои-мостной критерий для каждой отдельной функции логистики на предприя-тии. Стоимостной критерий может также устанавливаться на единицу веса, поставляемого или отгружаемого продукта, поставку в целом или кон-кретный заказ. Путем сравнения затрат в комплексе и по всем направлени-ям в соответствии со стоимостными критериями и поставленными целями определяется расхождение по конечным результатам. Это дает возмож-ность внесения необходимых поправок и дополнений в деятельность служ-бы логистики.
Метод продуктивности. Оценка эффективности деятельности службы логистики при его применении носит количественный характер и выража-ется, как правило, в физических единицах измерения, например, отгрузка продукции в тоннах, выполнение какого -то количества заказов, поставок партий товаров в соответствующей комплектации
Количественные характеристики на “входе” сравнивают с результа-тами на “выходе”. В расчет принимаются человеко-часы, затраченные на выполнение определенного объема работ; количество персонала, участву-ющего в выполнении этих работ; количество и технические параметры за-действованной техники на конкретном объеме работ; используемые пло-щади складских помещений. Оценивается общий объем работ в соотнесе-нии к единице продукции.
Метод сервиса. По этому методу критерием выступает оценка оказы-ваемых услуг по следующим параметрам: времени (протяженность оказа-ния услуг); точности (исполнение в срок); последовательности (соблюдение графика технологического процесса); размеру убытков (количество по-вреждений конечной готовой продукции в результате погрузки-разгрузки, транспортировки и складского хранения).
Качество сервиса приобретает все большее значение в условиях воз-растающей конкуренции, как на внутренних, так и на международных рынках. Совокупность результатов оценки услуг различных фирм позво-ляет выявить приоритет того или иного предприятия в эффективности функционирования службы логистики.
Стандарты оценки эффективности.
Практика выработала стандарты, в соответствии с которыми компа-нии оценивают деятельность службы логистики и их менеджеров. К ним относятся;
1. Постоянный контроль запасов товаров в текущем году и нахожде-ние возможности их сокращения на складах предприятия и в системе рас-пределения.
2. Обслуживание потребителей, но уровне 92% доступности продук-та и готовности его к отгрузке в течение 5 дней со дня принятия заказа.
3. Постоянное поддержание расходов на деятельность службы логи-стики на предприятии на уровне 3,5% от объема продаж в текущем году.
4. Доля всех видов транспортных расходов до 2,5% от объема про-даж в текущем году и 2,4% в следующем году.
5. Сокращение различных повреждений товаров при погрузке-разгрузке до 10% от объема продаж в текущем году.
6. Поддержание высокой точности исполнения заказов по времени и необходимой комплектации товаров на уровне 98%.
Повышение эффективности управления логистикой
Фирмы стремятся различными средствами и путями повысить эффек-тивность управления логистикой, например, ориентированием на достиже-ние намеченных целей, повышением заинтересованности сотрудников, ис-пользованием аналитических средств.
Ориентирование на достижение намеченных целей предполагает ис-пользование технических систем инжиниринга для проектного планирова-ния и контроля результатов принятых решений. Такие системы существу-ют в виде пакетов и компьютерных программ. В настоящее время разра-ботаны системы по конкретным направлениям деятельности отдельных служб предприятия: “рабочее место бухгалтера”, “рабочее место менедже-ра”.
2. Осуществить мониторинг показателей эффективности поставщиков, посредников, перевозчиков, складского хозяйства, каналов распределения.
2.1. Перечислить поставщиков, с которыми работает организация, и оценить эффективность выбора поставщиков.
2.2. Перечислить посредников, с которыми работает организация, и оценить эффективность посредников.
2.3. Перечислить перевозчиков, с которыми работает организация, и оценить эффективность перевозчиков.
2.4. Описать складское хозяйство организации, построить его схему и оценить эффективность работы складского хозяйства.
2.5. Описать каналы распределения и оценить эффективность каналов распределения.
Задание 3 (ПК 3.3)
1. Проанализировать логистические издержки на уровне предприятия (подразделения, участка)
1. Рассчитать логистические издержки:
Рассчитать стоимость грузопереработки на складе
На складах предприятий оптовой торговли материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков или по отдельным операциям (например, внутрискладское перемещение грузов, ручная пе-реборка груза на участках приемки и комплектации и т.п.). При этом сум-мируют объемы работ по всем операциям на данном участке или в рамках данной операции.
Грузопоток при ручной погрузке груза
(т/год).
(т/год).
Грузопоток при механизированной погрузке груза
(т/год).
(т/год).
Группа материальных потоков – грузы, рассматриваемые в процессе ручной переборки при приемке товаров
(т/год).
Группа материальных потоков – грузы, рассматриваемые в процессе ручной переборки при комплектации заказов покупателей
(т/год).
(т/год).
Группа материальных потоков – грузы, рассматриваемые в процессе выполнения операций в экспедициях. Если груз поставлен в рабочее вре-мя, то он по мере разгрузки поступает на участок приемки или в зону хра-нения. Если же груз прибыл в нерабочее время (например, в воскресный день), то он разгружается в экспедиционное помещение и лишь в ближай-ший рабочий день подается на участок приемки или в зону хранения. Сле-довательно, В приемочной экспедиции появляется новая операция, кото-рая увеличивает совокупный материальный поток на величины
(т/год).
(т/год).
Если на предприятии оптовой торговли имеется отправочная экспе-диция, то в ней появляется новая операция, которая увеличивает совокуп-ный материальный поток на величину
(т/год).
(т/год).
Итого операции в экспедициях увеличивают совокупный материаль-ный поток на
(т/год).
(т/год).
Группа материальных потоков – операции в зоне хранения.
Весь поступивший на склад товар, как отмечалось, так или иначе со-средотачивается в местах хранения, где выполняются следующие обяза-тельные операции:
- укладка груза на хранения;
- выемка груза из мест хранения.
Объем работ за определенный период по каждой операции равен грузообороту склада за этот же период (при условии сохранении запаса на одном уровне).
Таким образом, минимальный материальный поток в зоне хранения равен 22*6000=12000
Если при хранении товара осуществляется перекладка запасов верх-них на нижние ярусы стеллажей, то к совокупному материальному потоку добавляется еще какая-то часть T. В процессе отборки часть грузов может быть возвращена в места хранения, что также увеличивает совокупный ма-териальный поток еще на некоторую долю T. Возврат в места хранения осуществляется при необходимости забрать часть хранимого в ячейке стеллажа пакета. Оставшуюся часть пакета при этом возвращают в ячейку.
. Расчет стоимости грузопереработки на складе
Стоимость грузопереработки определяется:
- объемом работ по той или иной операции;
- удельной стоимостью выполнения той или иной операции.
Пооперационные объемы работ определены при выполнении перво-го задания.
Выбор состава операций с грузом на складе можно осуществить на основании критерия минимума затрат на грузопереработку.
Максимально снизить складские расходы можно, направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки. Но это означает отказ от операций подбора ассортимента на участке комплектования, а также от доставки то-варов покупателям (операции в отправочной экспедиции). Однако следует иметь в виду, что, отказываясь от предоставления услуг, предприятие сда-ет позиции на рынке, а это также сопряжено с экономическими потерями.
Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек.
Суммарная стоимость работ с материальными потоками (стоимость грузопереработки – ) определяется по формуле
Расчет стоимости грузопереработки рекомендуется выполнить по форме, представленной в табл. 1.2 (заполняются гр. 5 и 6).
Дифференцировать и ранжировать факторы, определяющие объ-ем складской грузопереработки, по степени влияния на стоимость склад-ской грузопереработки;
В процессе выполнения задания необходимо проанализировать со-вокупность факторов, влияющих на интенсивность материального потока на том или ином участке склада, и определить, какие из них зависят в ос-новном от условий договоров с поставщиками, а какие – от условий дого-воров с покупателями. Результаты рекомендуется оформить в виде табл. 4.
В процессе выполнения предыдущих заданий было изучено влияние факторов на объем и стоимость грузопереработки на складе. В свою очередь, эти факторы зависят от условий договоров с контрагентами предприятия оптовой торговли, т.е. от принимаемых коммерческих реше-ний. Следовательно, предприниматель должен знать, какой из факторов оказывает наибольшее влияние на стоимость грузопереработки, и учиты-вать это при заключении договора с поставщиком или покупателем.
При выполнении данного задания необходимо определить, как будет влиять га общую стоимость грузопереработки сокращение потока на том или ином участке на одну и ту же величину. Полученная информация поз-волит повысить обоснованность принимаемых решений, так как при за-ключении договоров с поставщиками коммерческая служба будет знать, что более существенно снижает стоимость грузопереработки:
- снижение доли груза, поступающего в нерабочее время и про-ходящего через приемочную экспедицию (фактор А1);
- снижение доли поступающего груза, который необходимо про-пустить через участок приемки (фактор А2);
- снижение доли груза, поступающего в непакетированном виде и требующего ручной разгрузки (фактор А5).
Данное задание выполняется путем поочередного снижения величи-ны факторов на 10%, что в нашем случае соответствует снижению одно-именных потоков на 600 т/год (в рамках данного задания предусмотрено проведение расчетов для факторов, зависящих от условий договора с по-ставщиками, т.е. для факторов А1, А2 и А5).
Все операции с товарами на складах оптовой торговли с точки зре-ния полезности для покупателя можно разделить на две группы:
- операции, не влияющие либо слабо влияющие на уровень ока-зываемого покупателям сервиса (разгрузка прибывшего на склад товара, операции в приемочной экспедиции, входной контроль и т.д.)
- операции оказывающие прямое влияние на уровень предостав-ляемого покупателям сервиса (подбор ассортимента по заказу покупате-лей, организация централизованной доставки заказа, погрузка транспорта покупателя и др.)
Критерием правильности коммерческого решения по первой группе операций может служить минимум затрат на внутрискладскую грузопере-работку. Решение по второй группе принимается на основе маркетингово-го исследования рынка услуг. Критерием здесь является оптимальное зна-чение уровня скрвиса.
По результатам расчетов видно, что для сокращения общей стоимо-сти грузопереработки нужно сократить внутрискладские перемещения грузов.
Определить и рассчитать затраты на доставку различных товаров автомобильным транспортом в случае их совместной перевозки
Проанализировать динамику логистических издержек предприятия на период 3 года с помощью абсолютных и относительных показателей
Анализ логистических издержек ОАО «НАВИГАТОР»
В таблице приведены расходы по обычным видам деятельности.
Таблица Расходы по обычным видам деятельности
В 2017 году ООО «НАВИГАТОР» проводились мероприятия по снижению издержек, в том числе:
• энергосбережение и энергоэффективность;
• модернизация и инновации;
• внедрение ПСР;
• сокращение производственных площадей;
• снижение списочной численности.
Совокупным результатом данных мероприятий явилось снижение себестоимости на 2 874 млн. руб.
Снижение в 2017 году управленческих расходов в производственной себестоимости по сравнению с 2016 года на 1601 млн. руб. обусловлено проведением организационных изменений, связанных с оптимизацией численности персонала. Достигнута также экономия общекорпоративных расходов и расходов на информационно-консультационные, юридические и рекламные услуги.
Чистая прибыль ООО «НАВИГАТОР» в 2017 году увеличилась по сравнению с 2016 года на 19,09% и составила 19 642 млн. руб.
Таким образом, произведя анализ издержек предприятия выявлено, что в 2018 году по сравнению с предшествующим периодом, уровень издержек увеличился по всем статьям. Исходя из данного вывода были предложены рекомендации.
Рекомендации по сокращению издержек
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1 Дрожжин А.И. Логистика: Учебный курс (учебно-методический комплекс). МИЭМП, 2010. - с.150.
2 Ример, М.И. Экономическая оценка инвестиций [Текст]: учеб. / М.И. Ример, А.Д. Касатов, Н.Н. Матиенко. – СПб.: Питер, 2007. – 480 с.
3 Шевалье Ж., Вань Т. Логистика: новые принципы менеджмента и конкурентоспо-собности. М.:Консалтбанкир,1997.
4 ОАО «ТВЭЛ» [Электронный ресурс] URL: http://www.tvel.ru/
5 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 672 с.
6 Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - 3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер, 2007. - 544 с.
7 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособия для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 471с.
8 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. -360 с.
9 Большой экономический словарь / Борисов А.Б. — М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.
10 Осмоловский В.В. и др. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. Минск: Новое знание, 2001. С. 253.