Фрагмент для ознакомления
2
Отчет
Я, ….., студентка 5 курса, группы ПВЗ-10117, проходила производственную практику: преддипломную практику с 10.01.2022 по 20.02.2022 в МБОУ СОШ № 29 г. Махачкалы.
Прохождение практики проходило под руководством социального педагога МБОУ СОШ № 29 Кузнецовой Веры Владимировны.
Во время прохождения практики, моими целями было: закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков, определенных основной профессиональной образовательной программой высшего образования (далее – ОПОП ВО) по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) «Психология и социальная педагогика», освоение многофункциональной деятельности педагога-психолога в работе с различными возрастными и социальными категориями детей, подростков, взрослых. Главной целью производственной преддипломной практики является решение конкретных задач выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой (психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ) на основе применения теоретических знаний, полученных в период обучения в институте, и практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих видов практики.
Моими задачами было: закрепление теоретических и специальных знаний, полученных в процессе обучения и их рациональное сочетание с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога; закрепление практических навыков решения психолого-педагогических и социально-педагогических задач в различных организациях системы социально-педагогической и психолого-педагогической работы; углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков проведения психолого-педагогических исследований, разработки документов нормативно-методического обеспечения системы психолого-педагогического консультирования, диагностики и психолого-педагогической помощи; сбор материалов по теме выпускной квалификационной работы; овладение инструментарием психолого-педагогического исследования, методами научного анализа полученных результатов и формирование умений формулировки констатирующего и ориентирующего диагноза, психолого-педагогического прогноза развития, а также разработки рекомендаций; выработка творческого, исследовательского подхода к психолого-педагогической деятельности, развитие потребности в самореализации.
В результате прохождения практики: производственной практики: преддипломной практики я узнала:
-организационно-правовую структуру образовательных организаций различного типа и организаций системы социально-педагогической и психолого-педагогической работы, документацию организаций и порядок ее ведения, содержание и основные направления работы психолого-педагогических служб организации;
-технологии социально-педагогической, психолого-педагогической диагностики;
-характеристику отклоняющегося поведения детей и подростков; психологию семейных отношений;
-формы и методы организации диагностико-коррекционной работы;
-психолого-педагогический и социально-педагогический инструментарий различного предназначения в соответствие с должностным функционалом;
-методологические основы проектирования научного и прикладного исследования; нормы культуры мышления и способы их применения в процессе саморазвития, расширения научно-гуманитарного кругозора, освоения смежных областей знания;
-специфику регулирования правоотношений в экономической сфере образовательной организации на основе российского законодательства;
-специфику регулирования правоотношений в различных сферах общественной жизни на основе российского и международного законодательства;
-языковые нормы современного русского литературного языка;
-базовый словарный запас изучаемого иностранного языка, включая профессионально ориентированную лексику, необходимый и достаточный для удовлетворения основных коммуникативных потребностей и решения коммуникативных задач в предложенных ситуациях общения в личной, социокультурной и деловой сферах;
-основные нормы профессиональной этики, законы и способы межкультурного и межличностного взаимодействия, личностного и профессионального саморазвития;
-теоретические основы самообразования и самоорганизации, способы и подходы к их изучению и моделированию;
-способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
-методы, средства, способы оказания первой помощи при травмах, ранениях, терминальных состояниях, ожогах, отморожениях, других неотложных состояниях;
-общие методологические принципы психического и психофизиологического развития человека;
-основные методы исследования психического и психофизиологического развития человека;
-основные способы применения качественных и количественных методов в психологических и педагогических исследованиях;
-особенности диагностики на различных возрастных этапах развития человека;
-теоретико-методологические основы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
-основные теории обучения, воспитания и развития; основные образовательные программы для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
- характеристику различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой;
-общие нормативные документы и сущность предметной области в культурно-просветительской работе;
- высокую социальную значимость профессии, ответственного и качественного выполнения профессиональных задач с соблюдением принципов профессиональной этики;
-особенности взаимодействия и проблемы развития ребенка в поликультурной среде;
- методы повышения компетентности в сфере профессиональной деятельности педагога с родителями обучающихся в поликультурной среде, с учетом социокультурной ситуации развития личности;
-виды, структуру и особенности организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач;
-основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
-принципы реализации инклюзивного образования;
-основные современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности психолога;
-современные методики и технологии, в том числе и информационные, позволяющие организовывать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста;
-современные методики и технологии позволяющие реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ;
-современные методики и технологии позволяющие обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности;
-современные методики и технологии, позволяющие обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации;
-современные методики и технологии, позволяющие осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
- современные методики и технологии, позволяющие осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
-закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;
- способы организации на уроках совместной и самостоятельной учебной деятельности;
-критерии оценки качества деятельности школьников младших классов, направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;
-обязательный минимум содержания образования в образовательной организации;
-требования к знаниям и умениям школьников по различным программам обучения; критерии оценки уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;
-закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;
-особенности построения образовательной траектории обучающегося на конкретной образовательной ступени;
-обязательный минимум содержания образования на начальном этапе обучения в образовательной организации;
-требования к знаниям и умениям младших школьников по различным программам обучения, особенности учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени;
-развивающие функции обучения и воспитания;
-особенности организации индивидуальной и совместной учебной деятельности обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ в образовательной организации;
-обязательный минимум содержания образования в образовательной организации;
- требования к проведению комплекса мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования;
-особенности учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
- индивидуальные особенности развития детей, проявляющиеся в образовательной деятельности и в общении со сверстниками;
- приемы и методы диагностирования индивидуальных особенностях детей ;
-способы эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников;
-методики и технологии организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося;
-нормативно-правовые основы процесса выявления интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся; содержание программ выявления интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, закономерности и методы профессиональной деятельности социального педагога;
- методики и технологии составления программ социального сопровождения и поддержки обучающихся; методики и технологии разработки и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;
-устройство социальной защиты детства, специфику деятельности социальных институтов защиты детства;
-законодательную базу социальной защиты детства, закономерности и методы профессиональной деятельности социального педагога;
-методы социально-педагогической диагностики, методы изучения личностных особенностей, социально-бытовых условий жизни детей, семьи и социального окружения, методы определения позитивных и негативных влияния на ребенка, методы диагностики проблем в развитии личности и межличностных взаимоотношениях;