Фрагмент для ознакомления
2
Программа тренингов
Цель: осознание системы ценностных ориентаций.
Задачи:
- предоставление участникам возможности лучше узнать друг друга;
- развитие эмпатии у учащихся;
- формирование умения слушать и давать обратную связь;
- развитие групповой сплочённости.
День 1
1. Упражнение «Ассоциации»
Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом «ценность».
1. Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.
2. Психологическое понятие «система ценностей» подразумевает под ценностями то, что человек ценит в окружающем его мире.
3.К ценностям могут относиться:
Здоровье
Любовь, семья, дети, дом
Близкие, друзья, общение
Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
Материальное благополучие
Духовные ценности, духовный рост, религия
Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
Творческая самореализация
Самообразование
Социальный статус и положение в обществе
Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
Стабильность.
2. Упражнение «Мир моих ценностей»
Цель: осознать ценности - свои и других участников.
Запишите на листочках пять самых важных вещей в вашей жизни, после чего проранжируйте их по степени важности. Зачитывание происходит поочередно.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ценности были общими?
- Почему именно они были определены?
- С какой целью мы выполняли это упражнение?
- Почему важно иметь в жизни собственные ценности?
3.Упражнение-аукцион «Как поступать со своей жизнью?"
Педагог. А сейчас сыграем в игру. Она поможет нам ответить на этот основной вопрос. (Каждому раздают по 10 карточек.) Напишите на каждой карточке свое имя. На следующие несколько минут эти 10 карточек будут олицетворять вас и играть роль символических денег, за которые можно купить определенный товар. Сейчас перед каждым встанет выбор: потратить или сэкономить свои карточки, то есть себя самого, часть себя. На продажу будут выставлены разнообразные «товары» по паре. Правила игры не позволяют купить оба товара одновременно, только что-то одно или ничего. Понятно, что когда ваши карточки закончатся, уже ничего нельзя будет купить. Все покупки можно делать только тогда, когда «товары» предлагают на продажу. Нельзя вернуться к предыдущей паре, если на продажу уже выставлена следующая. (Педагог предлагает «товары», написанные на отдельных листах. Цена каждого товара указана в «карточках».)
• превосходная квартира (1 карточка), новый автомобиль на выбор (1 карточка );
• полностью оплаченная поездка на каникулы (один месяц) в любую страну мира вместе с другом (2 карточки), полная гарантия того, что человек, с которым тебе хотелось бы пожениться прямо сейчас, обязательно женится на тебе (выйдет замуж за тебя) скоро (2 карточки);
• на два года стать самым популярным человеком среди своих товарищей (1 карточка ), иметь одного настоящего друга (2 карточки);
• закончить престижный университет (2 карточки), учредить прибыльную компанию (2 карточки);
• иметь здоровую семью (3 карточки), получить всемирную славу (3 карточки);
(После завершения выбора из этой пары объявить: тем, кто выбрал семью, возвращаются 2 карточки обратно как вознаграждение);
• возможность изменить какую-то одну черту внешности (1 карточка ), удовольствие на протяжении всей жизни (2 карточки);
• пять лет безграничного физического наслаждения (2 карточки), любовь и уважение самых дорогих для вас людей (2 карточки);
(Те, кто выбрал пять лет наслаждения, дополнительно отдают одну карточку (за определенные вещи мы должны платить больше, чем кажется сначала);
• чистая совесть (2 карточки), способность достичь успеха в той сфере, где больше всего этого хочешь (2 карточки);
• создать чудо для того, кого любишь (2 карточки), возможность прожить заново (или повторять) одно действие из собственной жизни (2 карточки);
• семь дополнительных лет жизни (3 карточки), безболезненная смерть, когда придет время (3 карточки).
Наши торги завершены, рассмотрите еще раз свои покупки и скажите:
- Какая покупка вам нравится вам больше всего?
- Или жалеете ли вы, что не купили что-то еще?
- Хотелось бы вам поменять некоторые правила игры?
После обсуждения педпгог делает вывод: правила игры можно изменить, но жизнь - это не игра. Нельзя повторить уже сделанного выбора