Фрагмент для ознакомления
2
Из ответов родителей видно, что многие не рассказывают детям об истории рода, о происхождении семьи, о жизни близких. При этом родители отмечают, что дети этим не интересуются и по этому у них поверхностные знания о семейных традициях.
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента и методической литературы нами была разработана программа формирования «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста «Моя семья».
Цель программы - формировать у детей положительный образ семьи.
Задачи:
1. Формировать представления детей о семье, внутрисемейных отношениях, семейных традициях.
2. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к членам семьи, желание принимать активное участие в жизни семьи.
3. Способствовать формированию интереса к истории своей семьи.
В связи с этим мы разработали этапы работы по формированию представлений о своей семье, у детей старшего дошкольного возраста.
I этап – эмоционально-мотивационный был направлен на стимулирование желания узнать новое о своей семье, участвовать в жизни семьи; формирование позитивных эмоциональных отношений к членам своей семьи через семейные традиции.
Задачи данного этапа работы: формировать желание рассказывать о своей семье, семейных традициях; вызывать интерес к старшим членам семьи и проявление положительных эмоций при взаимодействии с членами своей семьи; проявление инициативы и активности в сохранении семейных традиций; формировать предпочтение взаимодействия с членами своей семьи и желание участвовать в семейных делах.
Применялись такие формы работы как: занятия «Сказка о Традиции», организация уголка «Наша семья», «В семейном кругу», мастер-класс «Умелые ручки».
II этап - информационно-обучающий был направлен на формирование знаний о своей семье, традиций в семье, умение организовать свое участие в жизни семьи. На данном этапе были поставлены следующие задачи: дать детям понятие о родственных связях членов семьи; расширить представление детей о семье; научить рассказывать о своей семье; закрепить наличие знаний о своей семье, ее традициях и реликвиях.
Мы использовали такие формы работы как: конкурс «Генеалогическое древо», оформление «Домашнего календаря», совместная деятельность педагога и детей по изготовлению макетов домов «Дом, в котором мы живем» и «Старинный дом», серия занятий: « Цепочка поколений», «Хранитель памяти», «Рассказы – загадки», написание «Книги добрых дел».
III этап – действенный, который был направлен на формирование умения реализовывать желания, выражать свое отношение к семье, участвовать в семейных делах, семейных праздниках и традициях. Работа на данном этапе строилась следующим образом. Родителям предлагались задания по организации совместной деятельности с детьми в условиях семьи, а за тем устраивалось обсуждение результатов: на темы «Мой лучший день рожденья», «Наша семья», «Семейное хобби», «Трудимся всей семьей», «Увлекательный выходной».
Программа включает следующие блоки «Мой дом, моя семья», «Что такое родословная», «История моей семьи», «Наша дружная семья», «Традиции в моей семье».
Программа включает различные формы и методы работы. Обогащению представлений о семье, семейных ролях, взаимоотношениях в семье способствует чтение художественной литературы, отражающей семейную тематику (М. Родина «Мамины руки», Я.Аким «Моя родня», Г. Виеру «Мамин день», О. Ю. Липатова «Я люблю свою сестричку», В. Осеева «Три сына»); рассматривание картин соответствующего содержания ( Б. Кустодиев «На террасе», «Родовое дерево», Ф.Славянский «Семейная картина», и др.).
План: конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Тема «Семья – опора счастья»
Задачи:
1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
2. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус.
4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, к родным и близким.
Методы и приемы:
Беседа, разгадывание загадок, просмотр мультфильма о Лунтике «Баба Капа заболела» (можно «Маша и волшебное варенье», фрагмент из мультфильма «Головоломка») и беседа обсуждение после просмотра, физкультминутка, аппликация.
Материалы и оборудование:
Макет дома, картинки по теме «Семья», заготовки птиц из картона, пайетки, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка, тучка и солнышко (по количеству детей).
Музыкальное сопровождение:
Песня «Моя семье» слова и музыка А. Ермолов, исполняет Л. Григорьева. Запись мультфильма «Баба Капа заболела».
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Хороводная игра «Колпачок».
Игра малой подвижности «Волшебные слова».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Игровая Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Игровая ситуация «Мама заболела».
Дидактическая игра «Радость и печаль», «Найди различия».
Игра-драматизация «Встречаем гостей».
Продуктивная Рисунки детей на тему «Моя семья».
Рисунки родителей «Моя радость».
Лепка «Подарок маме».
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная Совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
Рассматривание плакатов «Хочу быть вежливым» и составление рассказов по ним.
Рассказывание стихов, разученных с родителями.
Музыкально-художественная «Парный танец», муз. Ан. Александрова («Полька»).
Прослушивание «Раскаяние» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева).
«Первая потеря» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана.
Чтение (восприятие) Чтение рассказов: Л. Квитко «Бабушкины руки»,
А. Яковлев «Мама».
Стихов: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама».
Ненецкая сказка «Кукушка».
«Поучительные истории про мальчика Яшу» Э. Успенский.
Русские народные сказки «Царевна лягушка», «Хаврошечка».
Логика образовательной деятельности
Тема «Семья – опора счастья»
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент:
- читает стихотворение «Семья» (приложение);
- собирает детей в круг, проводит мини-тренинг «Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся»;
- приглашает детей в гости к мальчику Пете, обращает внимание детей на макет дома. - подходят к воспитателю, приветствуют друг друга;
- строятся в круг и прослушивают стихотворение;
- дети рассаживаются на стульчики;
- рассматривают макет дома. Проявление внимания, эмоциональной заинтересованности и дружелюбия по отношению друг к другу.
2. - загадывает загадки о членах семьи и рассаживает из фигурки около домика (приложение);
- обращает внимание детей на фигурки кошки и собаки и также выставляет их около домика;
- спрашивает детей, как всех можно назвать одним словом и для чего нужна семья. - разгадывают загадки;
- наблюдают, как воспитатель выставляет фигурки членов семьи возле дома;
- замечают кошку и собаку и говорят, что они тоже члены семьи;
- активно отвечают на вопросы (Это семья, нужна чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботиться о стариках). Проявление интереса к загадкам.
Формирование внимательности и эмоциональной отзывчивости по отношению к близким.
3. - вызывает желающих рассказать Пете о своей семье по наводящим вопросам:
• С кем ты живешь?
• Кто самый старший в вашей семье?
• Кто самый младший?
• Как ты заботишься о членах своей семьи?
Фрагмент для ознакомления
3
Березина, Т.А. Современный дошкольник о семье и своих близких / Т.А. Березина // Детский сад: теория и практика, 2011-№1-С.64-73. Демидова, Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н. И. Демидова // Детский сад от А до Я. – 2004. № 4. С. 79 – 83.
Дыбина, О. В. Приобщение детей к истокам семьи / О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер // Детский сад от А до Я. – 2007. - № 6. – С. 124 – 129.
Градусова Л. В. Дошкольникам о семье (из опыта работы) / Л. В. Градусова, Л. А. Маколдина. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 36 с.
Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи»//Психология и психо¬профилактика: Сб. науч. тр./Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской.—Л., 1983.—С. 21—26. Турченко В.И., Градусова Л.В., Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…племя молодое, незнакомое…»/ В.И.Турченко, Л.В.Градусова, Н.И.Левшина // Детский сад: теория и практика.- 2011-№1.- С.50-56.