Фрагмент для ознакомления
2
1.Знакомство со спецификой деятельности организации, в которой проходит практика. Практика мной была пройдена в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1391». Срок прохождения практики с 30.03.2020 г. по 12.04.2020 г. Директор Чуриков Дмитрий Анатольевич ChurikovDA@edu.mos.ru +7 (495) 846-38-01, +7 (991) 405-10-45 Добавочный: +7(991)405-10-25
2
Секретарь: Буцкова Мария Степановна +7 (495) 846-31-54 1391@edu.mos.ru Адрес: 143381, Москва, рабочий посёлок Киевский, дом 7А Мной были изучены документы на право ведения образовательной деятельности: Лицензия на осуществление образовательной деятельности (оборотная сторона) Лицензия на осуществление образовательной деятельности (лицевая сторона) Приложение №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности Свидетельство о государственной аккредитации Приложение №1 к свидетельству о государственной аккредитации Титульный лист "Коллективного договора" КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР УСТАВ МОУ СОШ №1391. Также мной были просмотрены административные регламенты: Административный регламент «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости» Административный регламент предоставления муниципальными учреждениями услуги «Предоставление информации о порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные (за исключением дошкольных) программы» Административный регламент «Предоставление информации о реализации в образовательных муниципальных учреждениях программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...» Административный регламент «Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, результатах тестирования и иных
3
вступительных испытаний...» Постановление Администрации города Москвы от 17 февраля 2015 г. N 163 "Об утверждении административного регламента ..." Учебный план МОУ СОШ № 1391 разработан на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования и регионального базисного учебного плана. 2. Изучение системы управления, должностных обязанностей профильного специалиста (психолога). Школьный педагог-психолог – это не медик. В отличие от работающего в клиниках, он не ставит диагнозы и не выписывает пилюли. Вообще, основная задача психолога – уметь вовремя найти проблему в развитии абсолютно психологически здорового ребёнка и устранить её не медикаментозным, а педагогическим методом. В школе этот человек – связующее звено в цепочке триады «учитель-ученик-родитель». Очень важно выстраивание взаимоотношений в начальной школе, когда только происходит знакомство и притирка основных участников процесса обучения, когда происходит адаптация к школе и устанавливается уровень самооценки. Но не менее важна наблюдательная роль специалиста и в старшей школе, когда наступает так называемый «переходный возраст», всем известный своими эмоциональными всплесками и трудностями в поиске «общего языка». Трудности в учёбе, проблемы с одноклассниками, ссоры с учителями и родителями, отсутствие учебной мотивации, тревоги и страхи – вот с чем
4
сталкивается школьный психолог. Многие ошибаются, думая, что должностные обязанности школьного педагога-психолога сводятся лишь к проведению тестов и их диагностике. Это далеко не так. Вот вам список того, что входит в служебные функции специалиста. Диагностика Психологи изучают уровень развития, состояние памяти, способности к мышлению, коммуникативные навыки, эмоциональную составляющую и «рисуют» портрет каждого отдельного ученика. Делают они это в группах либо подходят к каждому индивидуально. В результате психологической диагностики составляется так называемая «группа риска». В неё войдут ученики, которым не помешала бы коррекция их поведения, чтобы они «не наломали дров» в дальнейшем. Коррекционная деятельность Это вытекающая из диагностики служебная обязанность школьного специалиста, иначе зачем собирать материал, чтобы просто положить его на полку в кабинете директора школы и ждать, «когда взорвёт»? Нет, правильный психолог выдаст рекомендации учителям, на что обратить внимание и как вести себя с проблемным учеником. Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере. Консультирование Это тот должностной функционал, который присутствует и в диагностике, и в коррекции. Знакомить родителей и педагогов с результатами исследований, давать прогнозы, предупреждать о потенциальных трудностях, с которыми можно столкнуться, – всё это входит в ежедневные должностные обязанности школьного психолога. Просвещение в области психологии
5
Это значит вовремя рассказать родителям и учителям о том, что можно и что нужно сделать для комфортного психологического развития ребёнка на отдельных этапах его взросления, чтобы сократить количество обращений с просьбами помочь, когда ничего не получается, – вот задача настоящего доки своего дела. 3.Организация и проведение диагностики (психологического обследования) Психологическое обследование ребенка школьного возраста предполагает анализ поведения ребенка во время общения со специалистом, его ориентированность на критичность, самостоятельность, коллективную деятельность, адекватность принимаемого решения в определенной ситуации. Психолог обращает внимание на скорость работы ребенка, его заинтересованность в выполнении предложенного задания, общую мотивацию. Ему предлагается тест на психотип, результаты используются для получения полной картины об испытуемом. Отмечаются любые элементы негативного отношения к контакту со специалистом, а также отказ от обследования. Выполняется психологом и анализ характера игровой деятельности при прохождении ребенком обследования. Оцениваются эмоциональные и творческие характеристики, специфика применения малышом игровых элементов, затем все это вносят в итоговое заключение психолога по результатам психологического обследования. Отмечают также присутствие гиперактивности, то есть двигательной расторможенности. Специфика деятельности Специалист оценивает наличие цели в деятельности ребенка, его умение сосредоточиться на выполнении какого-то конкретного задания. Кроме того, проведение психологического обследования подразумевает выявление импульсивности, неравномерности деятельности, критичного
6
отношения к похвале, порицанию за работу. Далее соотносят характер деятельности с присутствием гиперактивности. Полученный результат выписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования. 4. Социально- психологическая диагностика класса Была проведена диагностика социально – психологических характеристик классного коллектива: • сплоченности; • психологического климата; • структуры (наличие одного или нескольких лидеров, аутсайдеров, изгоев); • уровня развития класса как коллектива (высокий, средний или низкий). Для выполнения этого задания необходимо использовать методику исследования социометрии. 5.Беседа с родителями: Ребенок ругается матом. Что делать родителям? Мной осуществлялась помощь в проведении беседы с родителями учеников 1-8х классов. Присутствовало 53 человека. Не нужно тешить себя иллюзиями, что выросший в культурной семье ребёнок не будет знать и применять пару-тройку матерных слов. И пусть ненормативная лексика находится в семье под запретом, она просачивается через социальный мир, в котором все мы с вами живём. Как не прискорбно, матом разговаривали всегда, будь то древняя Русь или советский период, может, не так открыто, как сегодня. Но факт остаётся фактом. Согласно истории, на «всем понятном языке» говорили давно. И при этом запретные сегодня выражения не были тогда чем-то из ряда вон выходящим. При помощи брани выгоняли чёрных духов, матом писали на берестяных грамотах, ругательные слова использовали в челобитных великим князьям,
7
даже свадебные обряды без матерных слов не проходили! Да что говорить, режущее ухо всем известное слово на букву «Б» использовалось в славянском библейском тексте и богослужебных текстах православной церкви на Руси! Сделать полностью нецензурным сквернословие решили только в 18 веке, когда отделили литературный язык от разговорного. Тем не менее, сегодня детские глаза натыкаются на непристойные слова не только в подъезде и лифте, но и в романах современных писателей. Даже классики грешили этим делом. Детские уши слышат нецензурную брань не только в общественном транспорте, в детскому саду и в школе от друзей, но и с экранов телевизоров. Современный кинематограф не спешит заменить матерное слово «редисками» и «нехорошим человеком». Матерный возраст и причины разговора на нецензурном языке Ну и пусть филологи решат, что нецензурная речь – это часть нашей культуры, о чём до сих пор идут споры, это вовсе не значит, что мы должны на практике применять то, что мы знаем из теории. У детского употребления режущей ухо лексики есть свой возраст и свои причины. 6.Самоанализ деятельности студента в дни посещения образовательной организации
Прохождение практики на различных предприятиях и в организациях является важным элементом процесса подготовки специалиста. В течение практики будущий психолог имеет возможность применить полученные ранее теоретические знания в процессе обучения в практической деятельности. Цель практики состоит в получении опыта работы в качестве педагога в действующем учебном заведении, повышении профессиональной
8
подготовки, закреплении полученных ранее в ходе обучения теоретических знаний по специальным и общим психологическим дисциплинам, умении использовать методики для диагностики и анализа полученных результатов в конкретных случаях. Современный имидж учреждения, в котором проходилась практика, сформировался благодаря реформам, начавшимся с 2000 года. На протяжении этого времени шаг за шагом: внедрялись и совершенствовались новые формы психосоциальной помощи и терапии, развивалась система социальной помощи и поддержки, формировались основы терапевтического сообщества, создающие предпосылки для эффективной работы. Заключение В ходе прохождения практики мной были сделаны выводы: В первую очередь, штатный работник-психолог школы имеет право наблюдать, то есть приглядывать за детьми, как они себя ведут на уроке, на переменке, за едой в столовой. Во-вторых, специалист проводит тесты и индивидуальные опросы. Это могут быть групповая рисуночная диагностика и игровые задания в начальной школе и групповое анкетирование учеников в старшей. Во избежание конфликтов с родителями педагоги взяли за практику брать согласия законных представителей о том, что они не против. И это правильно! Право тестировать, диагностировать, разговаривать и корректировать не в групповом, а в индивидуальном порядке возникает у педагога только по желанию родителей ребёнка и только с их разрешения, письменного.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы 1. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] : - М. : 2002. - 448 с.
9
2. Выготский, Л. С. Собр. Соч.: [Текст] : В 6 т. Т. 3 - М. : Просвещение, 1983.-192 с. 3. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей школьного возраста. [Текст] : М., 1986. – 263 с. 4. Каган, М. С. Мир общения [Текст] : Проблема межсубъектных отношений. - М. : Политиздат., 1988. – 69 с. 5. Каган, М. С. Общение и деятельность [Текст] : Философ, науки. - 1975. - № 5. 6. Никитина, Н.И. Методика и технология работы педагога: учеб. пособие для студентов пед.училищ и колледжей / Н.Н.Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 399 с. 7. Шакурова М.В. Методика и технология работы педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учебн. завед. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский цент «Академия», 2004; 8. Шишковец Т.А Справочник педагога. – М.: ВАКО (Педагогика. Психология. Управление.), 2005. – 335 с.