Фрагмент для ознакомления
2
По Д 08 отражаются: фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, НМА и других соответствующих активов или затраты на приобретение основных средств и НМА; при этом корреспондируются счета 60, 23, 10, 02, 70 и др.; суммы начисленного износа, относящиеся к объектам вложений во внеоборотные активы в корреспонденции со счетами 02 и 05; уплаченные проценты по кредитам, полученным на приобретение основных средств, и финансирование вложений во внеоборотные средства в пределах ставки ЦБ РФ до момента принятия на учёт основных средств.
По К 08 фиксируется: стоимость объектов, принятых в эксплуатацию или приобретенных за плату в корреспонденции со счетами 01 и 04; стоимость выбывших (проданных, переданных) вложений во внеоборотные активы - дебетуется счет 91; стоимость выявленных при инвентаризации недостач (Д 94) и потерь в связи с чрезвычайными обстоятельствами (Д 99).
Сальдо по счету 08 отражает величину вложений в незавершенное строительство или незаконченные операции приобретения основных средств, НМА и других внеоборотных активов и определяется как разница между затратами на их проведение и стоимостью переведенных на учёт средств по счетам 01 и 04.
Учёт ОС приобретенных за плату отражается проводками:
- Д 08-4 К 60 - принят к оплате счет поставщика на приобретение ОС;
- Д 19-1 К 60 (76) - учтен вступительный НДС.
НДС является возмещаемым налогом, при этом вступительный НДС оплачивается организацией, а начисленный - удерживается организацией с покупателей товаров, и перечисляется в бюджет (счет 68):
- Д 08-4 К 60 (76) - приняты к оплате счета за сопутствующие услуги;
- Д 08-4 К 68 - начислены суммы налогов, сборов и пошлин;
- Д 01 К 08-4 - принят на баланс объект ОС;
- Д 60, 76 К 51 - оплачены счета поставщиков и посредников;
- Д 68 К 19-1 - отнесен в бюджет НДС.
При аренде основных средств по Д 26, 44, 19 и К 76 начисляется арендная плата и Д 76 К 51 погашается с расчетного счета.
При учёте средств, поступивших от учредителей используется счет 75 Расчеты с учредителями и 80 «Уставный капитал», при безвозмездном получении ОС используют счет 98-2 «Безвозмездные поступления».
Основные средства в процессе их эксплуатации могут быть реализованы, ликвидированы, списаны, переданы безвозмездно. Данные операции в учёте отражаются через счет 01 субсчет «Выбытие основных средств». При этом по Д отражается стоимость выбывающих средств, по К относятся суммы начисленной до момента выбытия амортизации, что в результате дает остаточную стоимость выбывающего основного средства, которая затем списывается на Д 91-2 вместе с НДС. Кроме того, на К 91-1 фиксируются операционные доходы, связанные со списанием основных средств выручка от реализации, стоимость полученных ценностей). Сопоставлением прочих доходов и расходов получают результат от выбытия, списываемый с Д 91-9 (в случае убытка - с К) в К 99 (Д 99), формируя налогооблагаемую прибыль. При этом остаточная стоимость средств, выбывших из-за чрезвычайных обстоятельствах, относится непосредственно с К 01-в в Д 99. При недостаче и порче используется Д 94, откуда впоследствии переносится в Д 73 (при наличии виновника) или Д 91.
Стоимость основных средств предприятия погашается путем начисления износа (амортизированной стоимости) и списания на издержки производства в течение всего периода их полезного использования по нормам, утвержденным в установленном порядке. При этом следует помнить, что для целей бухгалтерского учёта амортизация начисляется в соответствии с ПБУ 6/01, а для целей налогообложения - в соответствии с главой 25 НК РФ. Для учёта амортизации основных средств используется пассивный счет 02, по К которого начисляется амортизация в корреспонденции с Д 01, 20, 23, 91-2, 83, 97, а по Д списывается в корреспонденции с К 01 в 83 (при переоценке.)
Необходимо отметить, что показатели износа и амортизации основных средств отличаются по своему экономическому содержанию:
Износ - качественный показатель снижения стоимости основных средств;
Амортизация - количественный показатель, представляющий собой накопление денежных средств для приобретения новых основных средств путем включения амортизации в издержки производства.
Амортизация может начисляться четырьмя способами:
- Линейный - традиционный способ, состоящий в равномерном начислении амортизации в течение срока полезного использования объекта. Амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации.
- Способ уменьшаемого остатка предполагает определение годовой суммы начисления амортизации на основе остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта при постановке его на учёт. Данный способ не позволяет начислить полную амортизацию объекта в установленный срок, поэтому применяется повышающий коэффициент, обычно равный 2 (если норма амортизации 20 %, то годовая сумма получается 40 %).
- Кумулятивный способ - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Здесь используется первоначальная стоимость объекта и годовое соотношение, т.е. соотношение числа лет, остающихся до конца службы объекта, в знаменателе - кумулятивное число срока службы - при сроке службы 5 лет кумулятивное число = (1+2+3+4+5) = 15.
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции предусматривает, что ежегодная сумма амортизации определяется путем умножения процента, исчисленного при постановке на учёт данного объекта как отношение его первоначальной стоимости к предполагаемому объему выпуска продукции (работ, услуг) за период его использования и натурального показателя фактически выполненного объема работ за отчётный период.
4. Аудит операций с основными средствами ООО «Независимая Экспертиза»
Цель аудита – формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчётности по разделу основных средств и установления соответствия применяемой в организации методики учёта и налогообложения операций с основными средствами, действующими в Российской Федерации нормативным документам.
Задачи аудита – обеспечение контроля за наличием и сохранностью основных средств; документальное оформление и отражение в учёте операций поступления и выбытия основных средств; начисление и отражение в учёте амортизации основных средств; отражение в учёте восстановления основных средств – ремонта, модернизации и реконструкции.
План и программа аудита – Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчётности организации.
При проверке наличия и сохранности основных средств были предоставлены договоры на приобретение и передачу объектов. Для проверки использовались первичные документы (Формы ОС-1 «акт приемки-передачи», ОС-6 «Инвентарные карточки учёта» и др.) по которым основные средства приняты к учёту.
Проверены:
оформление договоров – купли продажи основных средств;
правомерность включения отдельных расходов в стоимость основных средств согласно ПБУ 6/01 (приказ Минфина РФ № 26н от 30.03,01);
оформлены ли протоколы согласования цен;
правомерность включения других расходов в первоначальную стоимость объекта;
достоверность установления рыночной цены.
Момент перехода права собственности всех объектов определен правильно в соответствии с условиями контракта. Таможенные платежи (пошлины, сборы) и другие расходы, связанные с приобретением основных средств, включены в стоимость объекта.
В ходе проверки выяснилось, что некоторые объекты подвергались переоценке. Переоценка производилась путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Выборочно проведена проверка правильности расчетов.
Таким образом, при проверке наличия и сохранности основных средств установлено:
денежная оценка отражена в учредительных документах;
есть экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств (расходы, понесенные по доставке таких основных средств, так же включены в стоимость объекта);
имеются документальные подтверждения рыночных цен;
результаты переоценки отражены в инвентарных карточках.
При проверке учёта поступления основных средств:
1. получен список (с указанием стоимости и количества) приобретенных объектов основных средств и сверила полученные показатели с данными оборотов по дебету счета 01 «Основные средства»;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (часть первая) (в ред. от 31.01.2016) //СПС Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс РФ от 17 июля 1998 г. № 146-ФЗ (частьпервая) (в ред. от 26.04.2016) //СПС Консультант Плюс.
3. О бухгалтерском учёте. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (в ред. От 04.11.2014) //СПС Консультант Плюс.
4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») Документ применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012)
5. Бухгалтерская отчётность организации. Положение по бухгалтерскому учёту. ПБУ 4/99. Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010 № 115н) //СПС Консультант Плюс.
6. Булаев С. В. Учётная политика в организациях //Торговля: бухгалтерский учёт и налогообложение. - 2011. - № 11. - С. 11-25.
7. Грачева М. Е. Учётная политика: анализ нормативных документов и перспектив их развития //Международный бухгалтерский учёт. - 2010. - № 14. - С. 19-25.
8. Касьянова Г. Ю. Реализация. Бухгалтерский и налоговый учёт. - М.: АБАК, 2016. - 232 с.
9. Касьянова Г. Ю. Учётная политика: бухгалтерская и налоговая. - М.: АБАК, 2015. - 176 с.
10. Ковалев В.В. Учёт, анализ и финансовый менеджмент: Учебное пособие - М. : Финансы и статистика, 2011. – 688 с.
11. Крутякова Т. Л. Учётная политика, 2016: бухгалтерская и налоговая. - М.: АйСи Групп, 2016. - 216 с.
12. Кувалдина Т. Б. Раскрытие учётной политики в бухгалтерской отчётности //Аудиторские ведомости. - 2010. - № 3. - С. 32-36.
13. Макарова Н. Н. Анализ подходов к формированию учётной политики //Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 3. - С. 68-74
14. Макарова Н. Н. Влияние учётной политики на оценку бухгалтерского и налогового риска //Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 2. - С. 45-50.
15. Попова Л.В. Управленческий учёт и анализ с практическими примерами: Учебное пособие - М: Дело и сервис, 2011. – 224с.
16. Слободняк И. А. Оценка эффективности налоговой политики организации, основанной на применении положений ПБУ 18/02. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. - 166 с.
17. Сотникова Л. В. Тенденциозное формирование учётной политики: последствия для бухгалтерской отчётности //Аудиторские ведомости. - 2011. - № 2. - С. 44-49.
18. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ, 2011. – 405 с.
19. Хмелев С. А. Учётная политика предприятия как инструмент обеспечения экономической безопасности предприятия //Аудитор. - 2011. - № 4. - С. 21-26.
20. Шахманова Г. Д. Учётная политика в части выпуска и реализации готовой продукции //Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 5. - С. 8-10.