Фрагмент для ознакомления
2
1.Описание базы практики Школы призваны создавать и реализовывать инновационные образовательные программы и технологии, ориентированные на формирование компетентностей и развитие способностей личности ребенка к саморазвитию, самоопределению, самореализации и самообразованию. Режим и график работы: Начальная школа — пятидневная рабочая неделя для 1-4 классов. Образовательная деятельность ведется на основании: Свидетельство о государственной аккредитации.
2.Диагностическое исследование и заключение об учащихся одного класса. Я провела наблюдения за работой учителя класса как классного руководителя. Совместно с педагогом второго класса и педагогом-психологом я провела диагностическое исследование учащихся. Причина исследования: изучение особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. 2. Разработка плана исследования, построение, обоснование выбора методик психодиагностического исследования. Исследование проводилось в 3 этапа: этап – Знакомство. Общение. Беседа. этап – Диагностика этап – Анализ результатов исследования
3. Методики, используемые в психодиагностическом исследовании представлены в таблице 1. Таблица 1. Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы и то, что агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание. Видно, что у детей в наибольшей степени выражены такие компоненты агрессивного поведения, как косвенная и вербальная агрессия. Вербальный способ выражения агрессии является социально приемлемой заменой непосредственной, прямой физической агрессии, проявлять которую дети не могут из-за опасности подвергнуться ответному агрессивному акту. Иными словами, дети склонны проявлять вербальную агрессию как самую безопасную для себя. К тому же, вербальная агрессия иногда является своего рода показателем причисления к неформальной "взрослой" культуре, которую второклассники пытаются активно продемонстрировать. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности натуры с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой – феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость. Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности. 3.Наблюдение и анализ работы педагога Мной был проведен анализ урока математики во 2м кассе по направлению гуманистическая направленность. Анализ урока: Гуманистическая направленность личности учителя
Цель анализа: определить степень гуманистической направленности личности учителя. Класс: 2 Критерии наблюдения Анализ с конкретными примерами • Уважение личности ребенка
• Вера в способности ученика • Помощь в самосовершенствовании личности школьника • Любовь к детям
Обращение к ребенку: «Маша, ты - очень умная девочка, давай я помогу тебе вспомнить правило»
Обращение к ребенку: «Иван, на прошлом занятии ты мне очень помог, помоги и сейчас ребятам найти правильный ответ».
Обращение к детям: «Приходя в школу, ребята, Вы должны помнить и осознавать, что Вы приходите, чтобы стать умнее, лучше и радовать своих родителей, поэтому сегодня мы должны хорошо поработать и показать практический результат».
Обращение к детям: «Мы с Вами сегодня проделали огромную работу, вспомнили все необходимые правила и поработали логически, Вы – большие молодцы, надеюсь, на следующем занятии нам будет также интересно». Общий вывод: Урок проходил в дружеской атмосфере, все дети очень внимательно слушали и старались получить хорошие оценки, всё это благодаря отношению педагога к детям: с вниманием, заботой и любовью. Дети очень любят этого педагога и стараются вести себя послушно. Анализ урока: Стиль общения и психологический климат в классе Цель анализа: определить стиль общения учителя с учащимися и охарактеризовать его влияние на психологический климат в классе. Критерии наблюдения Анализ с конкретными примерами • Стиль общения учителя с учащимися (методы, приемы, средства, характерные для этого стиля) • Психологический климат в классе Характеристики благоприятного климата: доброжелательность, защищенность, мобильность, работоспособность, инициативность, оптимизм, свобода «Я». Характеристики неблагоприятного климата: агрессивность, незащищенность, инертность, леность, пассивность, пессимизм, зажатость Демократический стиль общения подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием. Педагог старается создать правильную эмоциональную связь с учениками, не используя методы наказания и излишне строгого отношения. Выбор этого стиля, позволяет привить ребенку стремление к освоению новых
знаний и развитию собственной личности. Все используемые методы воспитания, при этом виде коммуникативной связи, направлены на прививание социальных ценностей. Данный стиль наиболее приемлемый вид коммуникативной связи, поскольку создается двусторонняя связь, позволяющая выявить степень восприятия совместных действий. В коллективе царит атмосфера дружелюбности и взаимопонимания. Общение с учителем, порождает в учащихся исключительно положительные эмоции. Этот подход к обучению является залогом развития уверенности в собственных силах и укреплению детской самооценки. Общий вывод: этот стиль помогает учителю выявить способность детей признания своих ошибок. Задачей педагога является стимуляция интеллектуального развития и создание стимула, направленного на достижение поставленных целей. Если бы пришлось провести данный урок еще раз можно было бы добавить больше диалоговой работы с учениками и больше времени уделить на подведение итогов занятия. 4.Организация досугового времени детей
В план воспитательной работы абсолютно правомерно включить все виды и «жанры» игр: спортивные и подвижные, двигательные забавы и аттракционы, дидактические и познавательные игры, строительные, технические и трудовые, музыкальные и хороводные, игры – тренинги, игры – развлечения, игры-шутки, ролевые, сюжетные, деловые игры. Особое внимание следует уделить народным, национальным играм.
Модели работы: военные и военизированные игры, спартакиады, «рыцарский турнир», игра – путешествие, конкурсы – смекалки, викторина, турниры, игровая сюита, праздник игры и игрушки, ярмарка забав и развлечений. Игра – хорошее средство сплочения коллектива, которое помогает рождению дружбы и приподнятого, мажорного тнастроения. Музыка – искусство, отражающее действительность в звуках, звуковых художественных образах. Музыка не требует перевода. Язык её всеобщ. Надо только научить детей понимать мир звуков. Модели работы: вечер любимой песни, вечер музыки, новогодняя дискотека, музыкальная викторина, фольклорный праздник, лекция – концерт и т. д. Театр. Его посещение закладывает театральные привязанности ивкусы, формирует эстетическую культуру детей, раскрывает особенности природы театра, его языка. Театр – особый психологический феномен, смысл которого в очищении психики ребенка. Нашим детям, всем без исключения нужна личная театральная практика. Модели работы: вечер театральных жанров, литературный карнавал, кукольный театр, настольный театр, театрализованные праздники и развлечения и т. д. Спорт и другая двигательная деятельность. Спорт – высшая культурная ценность с времен античности, ибо движение – это жизнь. Вовлечение детей в спорт, в двигательную практику –это формирование важнейших черт национальной психологии: духа соперничества, культа молодости, желания и умения продлить жизнь. Спортивные мероприятия воспитывают в детях выносливость, смекалку, ловкость.
Модели работы: весёлые старты, игровой час, кросс, малые олимпийские игры, спартакиада народных игр, спортивный КВН, спортивные игры, эстафеты и т. д. Досуг – школа поддержки любого ребенка, а тем более слабого, «трудного», ибо победа ребенка в досуговом деле крепка и весела, от неё пышет здоровьем, от неё кругами расходятся добрые, положительные эмоции. Досуг объективно (чего не скажешь про учение) даёт детям уйму шансов реализоваться. Я предоставлю наблюдение за досуговой деятельностью в виде физкульт минуток и занятий. Анализ и фотоотчет оздоровительной деятельности 2 класса Атрибуты для занятий физкультурой в школе. 5.Конспект классного часа во 2м классе Конспект классного часа "Давайте понимать друг друга"; 2 класс Класс: 2 Тема : Давайте понимать друг друга. Продолжительность учебного занятия: 45 минут Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний Цель: формирование доброжелательного отношения к окружающим людям, людям с ограниченными возможностями здоровья Задачи занятия: 1. Образовательные: продолжить работу над формированием понятий доброта и толерантность; прививать этические нормы поведения, общения с людьми в обществе.
2. Развивающие: создавать условия для развития логического мышления, памяти, внимания, культуры речи и эмоций детей, развивать речь, умение объяснять свою точку зрения, развивать коммуникативный навык сотрудничества в малых группах. 3. Воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать доброжелательность через создание благоприятной атмосферы в коллективе, считаться с мнением коллектива Технологии: проблемный диалог, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие и игровые технологии. Методы обучения: проблемно-поисковый, практический, словесный Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая. Ресурсы для проведения урока: мультимедиа проектор, ПК, раздаточный материал. Основные понятия: доброта, добро 7.Качества учителя начальной школы За время прохождения практики я много думала о том, каким должен быть учитель начальных классов и пришла к следующим выводам. Первая учительница ребёнка — проводник в школьный мир. От того, сумеет ли она наладить контакт с учеником, зависит его отношение к школе, к учёбе. Если ребёнок радостно спешит на урок, то и результаты обучения будут высокими, если же ученику неуютно в классе — всё пропало. Учительница начальной школы должна видеть каждого ребёнка, быть в меру строгой, уметь организовать жизнь в классе и ладить с родителями. Расскажем, как родителю понять, что учитель обладает всеми необходимыми качествами и на что мамам и папам стоит обратить внимание при выборе школы и учителя.
1. Порядок Нелюбовь к детям и творческий подход, а именно порядок — основа профессионализма учителя начальных классов. И школа, и ребята, и родители много требуют от педагога. Чтобы справляться с нагрузкой, учительница должна чётко расставлять приоритеты, следить за выполнением правил в классе и поддерживать порядок на рабочем месте. Если у учителя начальных классов на столе завал, в классе грязно, а на шкафу нагромождение барахла — скорее всего, она не справляется с работой. Порядок в кабинете отражает порядок в голове. Сумбурного, непоследовательного человека видно сразу. Для классного руководства он не годится и вряд ли надолго задержится в школе. Первоклассникам нужен учитель с твёрдыми принципами и сформированным характером — рядом с таким человеком они будут чувствовать себя защищёнными и смогут сосредоточиться на учёбе. Заключение Прохождение практики на различных предприятиях и в организациях является важным элементом процесса подготовки специалиста. В течение практики будущий психолог имеет возможность применить полученные ранее теоретические знания в процессе обучения в практической деятельности. Цель практики состоит в получении опыта работы в качестве психолога в действующем учебном заведении, повышении профессиональной подготовки, закреплении полученных ранее в ходе обучения теоретических знаний по специальным и общим психологическим дисциплинам, умении использовать методики для диагностики и анализа полученных результатов в конкретных случаях.
Современный имидж учреждения, в котором проходилась практика, сформировался благодаря реформам, начавшимся с 2000 года. На протяжении этого времени шаг за шагом: внедрялись и совершенствовались новые формы психосоциальной помощи и терапии, развивалась система социальной помощи и поддержки, формировались основы терапевтического сообщества, создающие предпосылки для эффективной работы. К настоящему времени сложилась стройная система работы, органично сочетающая в себе как оказание «традиционной» (биологически ориентированной), так и психосоциальной помощи ученикам.