Фрагмент для ознакомления
2
Количественная оценка результатов.
Каждое правильное соединение оценивается в два балла. Правильным считается соединение, соответствующее диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), а также за «разрывы» между правильными соединениями (пропуски «зон» соединения).
Типичные ошибки. Первый тип связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединения, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов.
Ошибки второго типа допускаются за счет нарушения правил: соединение фигур, минуя кружок, «разрывы» между соединениями, соединение фигур, находящихся одна под другой.
Все остальные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых баллов.
Реальное количество баллов в каждой серии будет равно разнице между набранными и штрафными баллами. Максимальное количество баллов в каждой серии – 24, а за выполнение всего задания – 72.
Критерии оценки и уровень овладения элементами учебной деятельности представлены в таблице 5.
Таблица 5
Критерии оценки и уровень овладения элементами учебной деятельности по методике Л.И.Цеханской
Методика «Учебная деятельность» Уровень
сырые Стандартные
72 13 Высокий
71-68 11
67-64 10
63-59 9 Средний
58-52 8
51-43 7
42-35 6
34-18 5 Низкий
17-4 4
3-1 3
0 2
Результаты диагностики дошкольников подготовительной группы, участвующих в исследовании по методике Л.И.Цеханской «Учебная деятельность» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели овладения учебными умениями по методике Л.И.Цеханской «Учебная деятельность»
Уровни овладения элементами учебной деятельности
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
28% (7чел) 48% (12чел) 24% (6чел)
Полученные результаты входной диагностики свидетельствуют о том, что 28% детей обладают низким уровнем сформированности элементов учебной деятельности. Среди них следует отметить, группа этих детей отличается не усидчивостью, не внимательностью, медлительностью выполнения (Яна М., Сережа Г). За счет этого большое количество ошибок при выполнении.
Средний уровень выявлен у 48% детей. При выполнении заданий дети допускали ошибки, незначительные, но они были двух видов типичных ошибок.
Высокий уровень выполнения задания выявлен у 24% детей. Количество правильно выполненных соединений в пределах от 64 до 70. Эти дети отличаются внимательностью, исполнительностью, старательностью (Юля З, Никита Л).
4. Методика «Схематизация» Р.И.Бардина
Содержание методики представлено тетрадью из 12 страниц, на каждой из которых изображена полянка с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Детям предлагается отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.
Первые две страницы (А и Б) содержат вводные задачи (см. рис.4), в одной из которых ребенок должен учитывать только последовательность ориентиров, а в другой – только направление поворота.
Рис. 4. Материал для вводных задач к методике «Схематизация» (страницы А и Б методической тетради)
Остальные десять страниц методической тетради содержат основные задачи (с 1по10). В 1 и 2 задачах ребенок должен учитывать только направления поворотов (рис.5), в задачах 3 и 4 – только конкретные ориентиры и их последовательность (рис.6), в задачах 5 и 6 - сочетание ориентиров в определенной последовательности (рис. 7), в задачах 7-10 необходимо учитывать как сочетание ориентиров, так и направления поворотов (рис.8-9).
Инструкция « Для первой вводной задачи (Рис. 4 А) дается инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик». Педагог-психолог наблюдает выполнение ребенком задачи, при необходимости объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй вводной задаче (Рис.4 Б) взрослый говорит: «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно правильно найти домик по письму. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах взрослый проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
К каждой из основных задач дается краткая дополнительная инструкция, решение не проверяется и ошибки не исправляются.
К задачам 1-2: Инструкция «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его» (рисунки к задачам представлены в приложении 1).
К задачам 3-4: Инструкция «Посмотрите на письмо. Надо идти от травки, сначала мимо... (перечисляются ориентиры соответственно задачам). Найдите нужный домик».
К задачам 5-6: Инструкция «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, зачеркните нужный домик на полянке».
К задачам 7-10: Инструкция «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».
Количественная оценка результатов
Количество баллов по результатам методики устанавливается по шкале оценок (см. таблицу 1 в приложении 1). В таблице совмещают номер задачи и номер домика, выбранного ребенком, получают балл за выполнение задания. Максимальный балл за правильно найденный домик составляет 4 балла. Минимально – 0 баллов. Номера домиков к разным задачам методики указаны на рисунке 6. После этого подсчитывается сумма баллов по всем задачам. Максимальный балл по выполнению всех заданий методики составляет 44 балла.
Качественный анализ результатов предполагает отнесение детей к различные группы по типам ориентировки в пространстве.
1 тип. Дети демонстрируют неадекватные формы ориентировки. Условия задачи ими понимаются, но они осуществляют случайный выбор домика. При ориентировке учитывают отдельные элементы «письма». Способность соотнесения схемы с реальной ситуацией не сформирована.
2 тип. Дети данного типа характеризуются ориентировкой только на один признак. При выполнении поворота дети обращаются к письму, выбирая ориентир или направление. Для них характерна неустойчивость при выполнении задания. На последних этапах пути делают ошибки. Задачи 9-10 не решаются, так как они не в состоянии оценить сразу два параметра. У этих детей прослеживаются попытки соотнести схему с реальной ситуацией, но пространственные представления слабо развиты, фрагментарны.
3 тип. Для детей этого типа характерна ориентировка на один признак. Эти дети могут соотнести «письмо» с изображением на полянке до конца работы, но успешно ориентируются или только на направление, или только на ориентир. Одновременно учитывать два ориентира не могут.
4 тип. Для данного типа детей характерно ориентировка по двух параметрам. Дети этого типа достаточно легко решают первые 6 задач. В последних задачах эти дети испытывают затруднения при сочетании поворотов пути и нужного ориентира. Поэтому последние задачи представляют для них затруднение или учитывают только один ориентир.
5 тип. Эти дети обладают высоким уровнем сформированного наглядно-образного мышления и ориентировки в пространстве. Данный тип детей при ориентировке детально соотносят «письмо» и полянку, учитывая одновременно два параметра. Все предложенные задачи дети решают правильно.
Результаты диагностики по методике «Схематизация» представлены в таблице 7.
Представленные результаты свидетельствуют о том, что высокий уровень ориентировки в пространстве характерен только для 4% детей (Рома Г). Этот ребенок прекрасно ориентируется на оба параметра при выполнении задания.
Таблица 7
Показатели развития ориентации в пространстве по методике «Схематизация» Р.И.Бардиной у испытуемых (п=25)
Типы ориентировки в пространстве
Первый тип Второй тип Третий тип Четвертый тип Пятый тип
32% (8чел) 24% (6чел) 28% (7чел) 12% (3чел) 4% (1чел)
Уровень выше среднего (4 тип) ориентировки в пространстве продемонстрировали 12% детей. Все мальчики (Никита Л, Сережа Г и др.). Эти дети легко справились с первыми шестью задачами. Затруднения и ошибки были получены ими при выполнении 7-10 задания.
Средний уровень ориентировки в пространстве продемонстрировали 28% детей. Среди них есть мальчики и девочки (Лиза К., Егор М.). для этих детей характерна ориентировка на один признак. Одновременно два признака эти дети соотнести не могут.
Уровень ниже среднего (2 тип) ориентировки в пространстве установлен у 24% детей (Милана Я., Максим С). Для этих детей характерно ориентировка только на один признак. При выполнении поворота дети обращаются к письму,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
3. Айламазян А.М. Метод беседы в психологии.
4. Атватер И. Я Вас слушаю... М., 1984.
5. Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии. СПб., 1993.
6. Блазер А. и др. Проблемно-ориентированная психотерапия. М., 1997
7. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической терапии. М., 1998.
8. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. СПб., 2001.
9. Гунати Л. Психотехнические приемы и методы работы на Телефоне Доверия.// Психологическая помощь в меняющемся мире. Пермь,1995.
10. Горностай П.П., Васьковская С.Б. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход.— Киев: Наукова думка, 1995.— 128 с.
11. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь, 2001. - 352 с.
12. Добров В.В. Консультативная работа: опыт и проблемы // Конструктивная психология. Опыт и перспективы / Под ред. Б.И.Хасана.— Красноярск, 1990.— С. 45—52.
13. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопр. психологии.— 1995.— №3.— С. 38—-45.
14. Копьев АФ. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Моск. психотерапевт. журн.— 1992.— №1.— С. 33—48.
15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
16. Калитеевская Е.Р. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта. // Гештальт 96. Сборник материалов МГИ за 1996. С. 63-71.
17. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование.— М., Смысл, 2001.
18. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
19. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.,1998.
20. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Метод. пособие.— СПб., 1993.
21. Основы возрастно-психологического консультирования: Учебн. мет. пособие / Под ред. А.Г.Лидерса.— М.: Изд-во МГУ, 1991.— 79 с.
22. Роджерс К. Психологическое консультирование и психотерапия. М., 1999.
23. Роджерс К. Взгляд психотерапевта на становление личности. М., 1994.
24. Сальникова Л.С. Телефон доверия.— М.: Знание, 1990.— 192 с.
25. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992.
26. Ялом И. Лечение от любви или психотерапевтические новеллы. М., 1997.
27. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. М., 2002.