Фрагмент для ознакомления
2
1. Знакомство с организацией образовательного процесса в общеобразовательной организации
Мной пройдена практика в Муниципальном казенном учреждении Чулымского района "Районный молодежный центр".
МКУ Чулымского района "Районный молодежный центр" - место встречи молодежи, место для самовыражения, место для развития, общения.
В Молодежном центре работают направления:
1. Звукостудия, Музыкальное (РОК, ВОКАЛ),
2. Танцевальное объединение "ТОНУС", Молодая гвардия ЕР, председатель Молодежной избирательной комиссии, Тренер по подготовке тренеров - консультантов по разработке социальных проектов для сельских территорий, волонтерское движение
3. Подростково-молодежный клуб «Альтернатива».
4. Секция по рукопашному бою.
5. Стрельба из пневматической винтовки.
6. ART-студия "На стиле".
7. Медиа – пространство.
2
3. Разработка диагностического инструментария для проведения учебного исследования
В диагностике участвовали 28 подростков, занимающихся в центре. Для диагностики представлений подростков о конфликтах и о себе в коммуникации были использованы следующие методики:
– aнкета «Изучение причин конфликтов в подростковой среде»;
– диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко;
– тест коммуникативных умений Л. Михельсона.
С помощью исследований мы определяем отношение подростков к конфликтам и их трактовку причин возникновения конфликтов. Анкета «Изучение причин конфликтов в подростковой среде» разработана самостоятельно. Данная анкета содержит закрытые и открытые вопросы, с помощью которых выявляются причины возникновения конфликтов.
Цель каждого вопроса анкеты:
Вопрос 1 – определить отношение подростков к конфликтам.
Вопрос 2 – с кем чаще возникают конфликты у подростков.
Вопрос 3 – с кем конфликты случаются реже всего.
Вопрос 4 – с кем неприятно общаться.
Вопрос 5 –с кем доверительные отношения.
Вопрос 6 – где или у кого ищет поддержки.
Вопрос 7 – в чем подростки видят причины конфликтов.
Диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Отсутствие толерантности в межличностных отношениях часто приводит к конфликтам. Поэтому одним из важных факторов для профилактики и разрешения конфликтов является достаточный уровень толерантности. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет оценить в каких аспектах отношений респонденты более всего подвержены конфликтам. В тесте 45 вопросов, они поделены на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности поведения в определенных условиях общения. Отвечая на вопросы, необходимо поставить баллы от 0 до 3 баллов. 0 баллов – неверно;
1 балл – верно в некоторой степени; 2 балла – верно в значительной степени;
3 балла – верно в высшей степени. Диагностика толерантности показала, что из группы респондентов лишь 3 показывают высокую степень толерантности (10,7%), 9 человек показали среднюю степень толерантности (32%), низкий уровень толерантности показали 16 человек по результатам тестирования показали низкий уровень толерантности (57%), толерантность на уровне полного неприятия других людей не зарегистрирована. В большинстве своем подростки демонстрируют непонимание индивидуальности другого человека (78,5%), в качестве эталона себя оценивает гораздо меньшее количество подростков, сказывается различный уровень самооценки (35,7%). Особенность подросткового возраста проявляется в категоричности оценок в отношении других людей. 82% респондентов показали соответствующие результаты. Результаты исследования показали также у 39,3% отпрошенных респондентов неумение прощать другому
3
ошибки, при этом лишь 25% продемонстрировали нетерпимость к болезни, усталости или плохому настроению одноклассника или друга. Плохо приспосабливаются к характерам, привычкам или притязаниям других людей 67,9% опрошенных.
2. Обсуждение основного предмета: «По какой причине возникают конфликты». Модератор рассказывает собравшимся о таком понятии как конфликт, приводит примеры, поясняет, какие виды конфликтов бывают. И задаёт собеседникам главный вопрос. Отвечая на него, участники стараются аргументировать свои ответы, а модератор задаёт наводящие вопросы по ходу разговора.
3. Конкретное обсуждение. Переход от общих вопросов к частным. Были ли у вас конфликты с учителями в школе (приведите примеры), с учениками в классе (на собственном примере), родителями, причина возникновения.
4. Заключительная часть. Выводы из беседы. Выражение благодарности всем участникам за работу.
5. Самоанализ проведенного мероприятия
Для подростков, участвующих в диагностике нами был проведен психолого-педагогический игровой тренинг «До свидания конфликт!». Тренинг был направлен на сплочение коллектива, повышение стрессоустойчивости, развитие навыков восприятия и понимания себя и своего окружения в процессе общения с ними. В начале тренинга педагогам было предложено упражнение «Фруктовый салат», направленное на снятие напряжения, психологических зажимов участников тренинга; создание комфортной и творческой атмосферы для работы в группе. Далее было проведено упражнение «Мое представление конфликта», на котором участники тренинга закрепили и обобщили полученные знания, умения и навыки. Подросткам на каждую букву из слова КОНФЛИКТ, называли положительные и отрицательные характеристики, после чего было сформировано полное определение конфликта.
6. Посещение и анализ мероприятия однокурсников
Анализ воспитательного мероприятия «Занятие-праздник, посвященное 75- летию Победы в Великой Отечественной Войне».
Вид деятельности : занятие-праздник
Оборудование : мультивидеопроектор, ноутбук, презентация, видео
Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное мероприятие посвящено75-летию Великой Победы над фашисткой Германией, соответствует основным направлениям воспитательной работы, уровню развития данного коллектива, возрастным особенностям обучающихся.
Цель мероприятия: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции воспитанников.
Задачи мероприятия : расширить представление учащихся по истории России;
воспитывать бережное отношение к истории своей семьи, к историческому и культурному наследию Отечества;
развивать творческие способности детей;
4
создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
сплотить коллектив для совместной творческой деятельности.
развить умение публичного выступления
Тема данного внеклассного мероприятия была выбрана соответственно основным направлениям воспитательной работы, уровню развития данного коллектива, возрастным особенностям обучающихся и в связи с знаменательной датой – 75-летием Великой Победы. Праздник – массовое мероприятие, посвященное знаменательной дате или событию общенародного, традиционного, общешкольного или классного характера. Праздник, посвященной торжественной дате, включает в себя: торжественную часть (поздравление, приветствие, подведение итогов); концерт, показ спектакля, сольные номера, игры, пародии, аттракционы.
Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целям воспитательной работы с обучающимися класса. При подготовке праздника обучающиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. При подготовке к празднику в классе был проведен конкурс стихов, посвященный Великой Победе, обучающие учили стихи, некоторые из них звучали на мероприятии. Каждый ученик участвовал в подготовке и проведении мероприятия. Каждый ребёнок получил индивидуальное задание в зависимости от его способностей и возможностей.