Фрагмент для ознакомления
2
Необходимо сказать, что особенностью образовательной и воспитательной деятельности есть использование проектной деятельности с целью формирования читательской компетентности как на уроках, так и во внеурочной деятельности, а также проведение уроков и мероприятий, создание проектов и проектная деятельность во время прогулок.
Одним из эффективных в современной инновационной образовательной среде, является метод проектов.
Именно по проектированию начинается ориентация младшего школьника на посредничество между субъектом учебной деятельности, миром культуры и человеческим знанием.
Каждый преподаватель, так или иначе, сталкивается в своей практике с необходимостью построения определённого учебного курса по конкретной дисциплине на основе психолого-дидактических закономерностей и с одновременным учётом общепедагогических задач, андрагогических подходов, специфики курса, индивидуальных особенностей и возможностей учащихся и их собственных приоритетов.
Проектная технология обеспечивает переход от традиционных образовательных технологий к новому типу обучения. Она усиливает его развивающий характер, предусматривает совместную, обоснованную, спланированную и осознанную деятельность учащихся.
Проект (проектирование) – это содержание обучения, наиболее современные сферы человеческой деятельности базируются на проектировании.
Проектная деятельность младших школьников является одной из составляющих образовательного процесса, направленных на формирование умений работы в информационном пространстве, саморазвития, читательской компетентности, творчества, информационной культуры, самостоятельной деятельности направленной на совершенствование и систематизацию знаний, умений и навыков, способствующих успешно учиться.
Педагогической целью формирования проектной деятельности является развитие умения самостоятельно осуществлять все её этапы и переходить с одного на другой: от формулировки цели своей деятельности к адекватному выполнению проектных операций, от реализации проекта к самоконтролю и самооценке.
Таким образом, формируются проектные умения, которые заключаются в способности выполнять проектные действия.
Конечной целью формирования проектных умений является способность младших школьников приобретать знания, целесообразно применять их в новых обстоятельствах, а также сохранение и развитие познавательных потребностей.
Проектная деятельность младших школьников способствует повышению психофизических качеств к реализации поставленных задач, к креативному мышлению, важным личностным характеристикам, творческому становлению личности в учебной деятельности.
Компоненты проектной компетентности младшего школьника (мотивационный, когнитивный, практический, рефлексивный) формируются и развиваются на разных этапах проектной педагогической деятельности во взаимосвязи. Повышение уровня сформированности проектной компетентности во многом зависит от эффективных методов организации проектной деятельности. При таких условиях обогащается индивидуальный профессиональный опыт проектной деятельности.
Практическое использование проектной технологии доказывает то, что сочетание в проектной деятельности знаний, практических умений и навыков, приобретение компетенций помогают сделать решительные шаги в решении тех насущных образовательных проблем, которые возникли перед учителем XXI века.
Перед учителем начальных классов стоит задача не только дать знания, но и сформировать определённые умения и навыки:
- сознательно и правильно, выразительно читать, понимать, анализировать произведения, но и формировать у детей социальные, морально-этические ценности через художественные образы литературных произведений;
- развивать речь учащихся;
- формировать умение создавать собственные высказывания по содержанию прочитанного (прослушанного) развивать творческую литературную деятельность школьников;
- формировать у них навыки самостоятельной работы с различными типами и видами детских книг;
- умение осуществлять поиск, отбор информации для решения учебно-познавательных задач.
Достичь успеха можно при условии хорошо спланированных уроков, а также хорошим и действенным способом есть проектная деятельность младших школьников.
Для большей эффективности урока чтения стоит использовать: вариативность его построения, применение эмоционально привлекательных элементов (игрового сюжета, девизов, фрагменты фильмов, мультфильмов, документальных фильмов, музыку, произведения изобразительного искусства и краеведческий материал), также можно призывать детей к использованию кратковременных проектов и др.
Бедность словарного запаса, так или иначе, мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
В современной методике читательская работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Стоит отметить, что ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой – точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи.
Важность вопроса формирования коммуникативных качеств определена Законом «Об образовании», «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе» и др. Всё это актуализирует поиск источников формирования коммуникативных навыков у младших школьников. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей и познать себя (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, С.Г.Якобсон и др.).
Общение как со взрослыми, так и со сверстниками имеет большое значение для психического развития ребёнка. Через общение малыш приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества. Психическое развитие ребёнка начинается именно с общения.
Метод проектов имеет огромную ценность, ведь благодаря его реализации ученики:
- учатся хорошо выполнять работу, испытывая при этом радость и гордость за результаты;
- становятся оптимистами;
- учатся мыслить, их мысли основаны на фактах, а не на предположениях;
- учатся учиться, знают, где и как нужно находить материал, как толковать факты, как их обосновывать;
- приобретают навыки работы в команде;
- учатся ставить цель, считаться с мнением товарищей
- учатся эффективно работать, планировать свою работу на каждом этапе, знают, где найти средства для достижения цели и как их ввести;
- заинтересовываются самостоятельной работой;
- учатся рассчитывать свои силы в процессе учебных занятий.
Этот перечень можно продолжать, ведь на практике метод проектов рассматривается как инновация, целью которой является создание для ребёнка условий, при которых она овладеет умением активно приобретать, обновлять и развивать свои знания, сможет их творчески применить.
Проектная технология предусматривает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения. Результаты запланированной деятельности должны иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость. Главной составляющей метода является самостоятельность ученика.
Логика проектной деятельности исключает предоставление учащимся знаний в готовом виде. Зато создаются условия:
а) для самостоятельной инициативе ученика, вызывает актуализацию в сознании, ощущениях и мотивах противоречий между имеющимся и желаемым уровнем знаний и умений;
б) для развития познавательного интереса на этой основе и могут формироваться внутренние мотивы учения, которые будут влиять на различные сферы познавательной деятельности учащихся;
в) для творческой самореализации ученика;
г) для учебного взаимодействия между учителем и учениками (сотрудничества), в основе которых лежали бы не подчинённость и покорность, а сотрудничество, открытость и доверие.
Организация работы с учащимися предполагает использование различных способов: совместное определение цели деятельности; создание ситуации свободного выбора; создание учебного диалога; использование ролевой игры участие детей в оценке урока; отбор учебного материала.
Проектная технология позволяет одновременно и более эффективно формировать у учащихся ряд ключевых компетенций, прежде всего – «Умение учиться», то есть умение самостоятельно приобретать знания в любом измерении «пространства обучения». Они учатся организовывать свою работу в ходе решения актуальных проблем и достижения нужного результата, приобретают навыки самоконтроля, самооценки, самосовершенствования.
Сотрудничество учащихся между собой и с учителем при выполнении проектов способствует формированию социальной компетентности. Ученики учатся совместно определять проблемы и цели деятельности, эффективно сотрудничать, быть инициативными и ответственными за принятие решений, обоснованно преодолевать споры и др.
Проектная технология даёт возможность широко использовать компьютер и Интернет для поиска, обработки информации и работы с ней, для презентации материалов проекта и, таким образом, формировать компетентности информационных и коммуникативных технологий. При этом наиболее плодотворными оказываются телекоммуникационные проекты.
К преимуществам проектной деятельности также относится развитие различных способностей учащихся, в том числе через обучение: свободно и точно владеть языком и речью; подбирать средства достижения конечного результата исполнителями проекта; конструктивно общаться, сотрудничать, взаимодействовать, оказывать взаимопомощь, преодолевать споры; использовать различные организационные формы работы; использовать разнообразные средства дизайна (плакатов, печатных материалов, буклетов, коллажей и др.) подбирать различные наглядные материалы: фотографии, рисунки, диаграммы, графики и др.; использовать современную оргтехнику и оборудование (камера, компьютер и т.д.).
Таким образом, применение проектной технологии является важным средством современного образования, развития критического мышления и творческих способностей ребёнка.
Указанная технология стимулирует общую активность учащихся, способствует созданию плодотворного образовательной среды и утверждения системный характер обучения и самообучения.
Таким образом, с точки зрения дидактики проектные технологии позволяют:
• обеспечить обратную связь в процессе обучения;
• сделать обучение более интенсивным, главное, эффективным за счёт реализации возможностей мультимедиа обучающих систем к действенному и наглядному представлению учебного материала;
• повысить наглядность учебного процесса;
• обеспечить поиск информации из различных источников;
• индивидуализировать обучение для максимального количества детей с различными стилями обучения и различными возможностями восприятия;
• моделировать изучаемые процессы или явления;
• организовать коллективную и групповую работу;
• осуществлять контроль знаний;
• создавать благоприятную атмосферу для общения.
При подготовке к уроку с использованием проектных технологий учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, необходимо составлять план урока исходя из его целей.
При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер, а также другие средства не заменяют учителя, а только дополняют его.
Такому уроку свойственно следующее:
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка;
- управление: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- интерактивность и диалоговый характер обучения. Проектные технологии обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя; «вступать» с ними в диалог, и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
- неограниченное обучение: содержание, его интерпретация.
Современный человек живёт в мире, где все меняется с молниеносной скоростью, растёт и развивается.
Перспективными являются исследования особенностей к организации проектной деятельности младших школьников, анализ психолого-педагогических условий внедрения инновационных технологий при организации проектной деятельности.
Поиск перспективных педагогических технологий, направленных на формирование ключевых и предметных компетенций делает актуальным в наше время проектную деятельность.
Именно проектная деятельность способствует активному привлечению и реализации жизненных планов участников педагогической системы, формированию ключевых и предметных компетенций.
Прогулка – это одна из форм организации активного отдыха, которая служит восстановлению работоспособности учащихся.
Во время прогулки дети знакомятся с окружающим миром, общаются с товарищами. Есть прогулки оздоровительно-воспитательные и учебно-воспитательные.
Избираются маршруты, объекты, места, где можно собрать коллекции, гербарии, поверхностно познакомить с отдельными предметами и явлениями окружающего мира. Воспитатель или учитель комментирует увиденное. Например, архитектурную украшение здания, растение, мемориальная доска.
Прогулки позволяют учителю начальных классов, воспитателю группы продлённого дня решать целый комплекс оздоровительно-гигиенических и познавательных задач. Во время прогулок широко используются различные игры на местности и другие виды физических упражнений. Планируя прогулку, учитель, воспитатель заранее сообщает об этом учеников, предлагает им, что одеть, как подготовиться.
Прогулки являются тематическими и целенаправленными. В проведении всех мероприятий во время прогулки, похода необходимо давать школьникам больше самостоятельности и творческой инициативы, не навязывать ученикам то, что им не нравится. Все физические упражнения надо проводить в игровой форме.
Во время прогулок дети занимаются ориентированием на местности, учатся определять стороны света по различным признакам (за деревьями, пнями, солнцем и т.д.), можно разучивать разные песни.
Скорость движения во время прогулки, экскурсии должна быть небольшой, чтобы слабом ученику было нетрудно.
Готовность обучающихся к прогулке учитель, воспитатель предварительно проверяет. В жаркие дни обязательные головные уборы.
После проведения прогулки учитель или воспитатель должен поинтересоваться, что больше всего понравилось ученикам, куда бы они хотели идти в следующий раз. Эти пожелания необходимо учитывать при планировании работы группы. Это поднимает их интерес, делает прогулки, экскурсии более интересными.
Итак, мы рассмотрели особенности прогулки как воспитательно-образовательного потенциала. Определили основные элементы прогулки.
По мнению педагогов,прогулка является важным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность.
В течение дня режим школы предусматривает проведение трёх прогулок: утром (до начало уроков); в середине дня (между учебными занятиями); в конце дня.
Специфика и характер прогулок:
- утренняя прогулка непродолжительная, как и утренняя зарядка, обеспечивает бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям;
- вторая прогулка является паузой, имеющей в виду восстановление сил, снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности учащихся;
- третья прогулка проводится после всех школьных занятий. Это прогулка – отдых.
Кроме того стоит рассмотреть особенности структуры прогулки:
- организационный момент. Он включает: одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети одевались по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения, о распределении конкретных поручений. Такую вступительную беседу – инструктаж лучше проводить во дворе школы на постоянном месте сбора группы или класса;
- движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников;
- краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора;
- возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические процедуры.
Виды прогулок: за основу типологии прогулок взята та ведущая деятельность, с помощью которой на данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные, образовательные и развивающие задачи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. 1.Агапова, И.А. Подвижные игры для дошкольников / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2012. – 124 с.
2. 1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М.Алексеева, Б.И.Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – с.129-134.
3. 10.Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников/ Н. Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 5-8.
4. 10.Педагогический словарь: [учеб. пособие для студентов вузов] /под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2018. – 344 с.
5. 11.Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2016. - № 1. – С. 17-27.
6. 11.Синягина, Н. Ю., Кузнецова, И. В. Здоровье как образ жизни // Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2017. – №2. – С.41-47.
7. 12.Кузнецова, М.А. Творчество как атрибут человеческого бытия: автореф. дисс. докт. филос. наук / М.А.Кузнецова. – Волгоград, 2012. – С.2-13.
8. 12.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2018.
9. 13.Лазутина, Т.В. Духовная основа социального творчества личности: автореф. дисс. канд. филос. наук / Т.В.Лазутина. – Красноярск, 2010. – С.5-18.
10. 13.Смирнов, Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.АРКТИ, 2013.
11. 14.Левин Л. Новые пути школьной работы. Метод проектов / Л.Левин // – М.:ЄКСПО, 1999. – 214 с.
12. 14.Степаненкова, Е.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Я.Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с
13. 15.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И.Лисина. – СПб.: Питер, 2019. – С.220-232.
14. 15.Степаненкова, Е.Я. Теория и методики физического воспитания и развития ребенка / Е.Я.Степанкова. – М., 2016. – С.2-14.
15. 16.Лыкова, И.А., Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании / И.А.Лыкова, Ф.Н.Вахабова, Н.Г.Ачилова // Педагогика искусства. – 20011. – №2 / Режим доступа: http:// www.art-education.ru/AE-magazine.
16. 16.Суравегина, И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема / И.Т. Суравегина // Экология и жизнь. – 2017. – №4. – С.28-31.
17. 17.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., Наука 2019. – с.120-125.
18. 17.Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – Москва: Политическая литература, 2017. – с.200-270.
19. 18.Полат Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2016. – 272 с.
20. 18.Тимофеева, Е.А. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста / Е.А.Тимофеева. – 2-е изд. – М., 2016. – С.65-78.
21. 19.Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. – 2015. – №1. – С.11-18.
22. 2.Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе: практическое пособие / Н.В. Белобородов. – М.: Аркти, 2016. – 163 с.
23. 2.Вареник, Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.
24. 20.Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007.
25. 21.Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) / О.С.Ушакова // Дошкольное воспитание, 2014. – №11. – с. 8-12.
26. 22.Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / Cост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2017.
27. 3.Бродовская, З.В. Проектная деятельность учителя начальных классов: проблемы и перспективы / З.В. Бродовская // Сибирский учитель. – 2011. – № 1. – С. 45-51.
28. 3.Вильчковский, Е.С. Развитие двигательной функции у детей / Е.С.Вильчковский. – К., 2017. – С.35-45.
29. 4.Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В.Волков. – К., 2013. – С.10-23.
30. 4.Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.:Школа-Пресс, 2017.
31. 5.Волкова, С.С. Как воспитать здорового ребенка / С.С.Волкова. – К., 2015. – С.5-16.
32. 5.Гузеев, В. В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий / В. В. Гузеева // Центр проблем развития образования; Республиканский ин-т развития высшей школы БГУ. – Минск : РИВШ БГУ, 2018. – 240 с. – С. 48–62. – (Серия «Современные технологии университетского образования»; вып. 2).
33. 6.Громова, О.Е. Спортивные игры для детей / О.Е.Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.
34. 6.Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. – М.: Приор-издат, 2016. – с.100-108.
35. 7.Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – с. 125-138.
36. 7.Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста: Учебник для пединститутов / А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева. – 3-є изд.-М., 2015. – С.165-206.
37. 8.Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Землянская // Начальная школа. – 2005. - №9. – С.27-29.
38. 8.Никитский, М.В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной деятельности / М.В. Никитский// Вестник ПСТГУ. Педагогика. – 2018. – №4. – С. 90-93.
39. 9.Калмыкова, В.В. Можно ли организовать проектную деятельность на уроке? В. Калмыкова, Г. Жафарова // Начальная школа. – 2012. - № 9. – С. 61-64.
40. 9.Осокина, Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина. – 2-е изд., М., 2014. – С.2-16.