Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью практики является углубление и систематизация теоретико-методологической подготовки
обучающегося, формирование навыков самостоятельного проведения научных исследований
путем постановки и решения научно-исследовательских задач.
К основным задачам преддипломной практики относятся:
− закрепление знаний и компетенций, полученных в процессе изучения дисциплин по
программе;
− выявление и формулирование актуальных научных проблем;
− самостоятельное решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и
педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;
− обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию
инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства;
− разработка программ научных исследователей, организация их выполнения;
4
− овладение современными методами и методологией научного исследования, в
наибольшей степени соответствующими профилю избранной программы;
− разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов,
оценка и интерпретация результатов;
− поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;
− проведение библиографической работы с привлечением современных информационных
технологий;
− подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.
1. Правовые и организационные основы таможенно-тарифного регулирования
В налоговом законодательстве государств, входящих в состав ЕАЭС, правовой статус таможенных
сборов на протяжении последних двух десятилетий уже не один раз менялся и уточнялся в
диапазоне от одного до другого диаметрально противоположных мнений: "таможенные сборы -
налоговый платеж в бюджет" "таможенные сборы - неналоговый платеж в бюджет". Отсутствие
должной унификации и гармонизации таможенных платежей (включая таможенные сборы)
становится ахиллесовой пятой Таможенного союза ЕАЭС.
Уникальность модели Таможенного союза ЕАЭС, в отличие от других интеграционных
объединений (например, Таможенного союза ЕС), состоит в том, что таможенные
правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере
таможенного дела, регулируются (до их унификации и гармонизации) национальным
законодательством государств, вошедших в состав ЕАЭС.
В частности, таможенные сборы в соответствии Законом Республики Армения "О таможенном
регулировании" от 17 декабря 2014 г. относятся к числу неналоговых платежей в республиканский
бюджет (ст. 95), тогда как "Бюджетным кодексом Республики Казахстан" таможенным сборам
придан правовой статус налоговых доходов республиканского бюджета (ст. 18, п. 3). Даже в
законодательстве Союзного государства России и Беларуси отсутствует должное единство в
подходах к правовой природе таможенных сборов. Так, в Бюджетном кодексе Российской
Федерации таможенные сборы относятся к числу неналоговых доходов федерального бюджета
(ст. 51, п. 1), тогда как в Бюджетном кодексе Республики Беларусь таможенные сборы
квалифицируются в качестве налогового дохода республиканского бюджета (ст. 30, п. 1.12).
В целях достижения консенсуса была принята новая редакция Модельного Налогового кодекса
для государств - участников СНГ (редакция от 29 ноября 2013 г.), в котором таможенные сборы
отсутствуют в перечне "общегосударственных налогов и сборов", но в их состав дополнительно
включены "сборы (платы, платежи)", которые должны быть конкретизированы самостоятельно
каждым государством - участником СНГ в своем национальном налоговом законодательстве (ст.
13).
Не проясняет правовой статус таможенных сборов и ТК ЕАЭС, в котором записано: "Таможенными
сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами
таможенных операций" (ст. 47, п. 1). Нетрудно заметить, что понятие "обязательные платежи" не
5
дает никаких однозначных юридических критериев для разграничения налоговых и неналоговых
платежей, т.е. понятие "обязательные платежи" нисколько не унифицирует в рамках ЕАЭС
различные подходы к правовому статусу таможенных сборов, поскольку термин "обязательные
платежи" определяет в равной мере и налоговые платежи в бюджет (например, таможенные
пошлины, акцизный налог или налог на добавленную стоимость), и неналоговые платежи в
бюджет (например, антидемпинговая, компенсационная или специальная пошлина).
Далее, таможенные сборы не являются элементом системы частного права, выражающего
совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами,
т.е. отношения, которые возникают между юридически равными субъектами, не носящими
публичного характера: они складываются по воле и желанию самих участников; совершаемые
ими двухсторонние гражданско-правовые действия (например, сделки купли-продажи)
приобретают юридическую силу, если осуществляются на добровольных началах; имеют
горизонтальный характер, т.е. непосредственно не связаны с органами государственной власти и
иерархически не подчинены им.
Иначе говоря, попытки переквалифицировать правовой статус таможенных сборов, т.е. придать
им новый правовой статус, не имеющий прямого отношения к налоговым сборам, нарушают
целостность системы федеральных налогов, придают ей хаотичный, весьма противоречивый
характер, а именно: таможенные сборы уже фактически выведены за пределы системы
федеральных налогов, но таможенные сборы не могут быть признаны эквивалентновозмездными платежами в рамках гражданско-правовых отношений, поскольку их якобы
рыночный (товарно-денежный) характер противоречит самим принципам Гражданского кодекса
Российской Федерации (ст. 1): равенству участников отношений, свободе заключения гражданскоправового договора, добровольности приобретения и осуществления гражданских прав.
Подобные принципы едва ли применимы к отношениям между декларантами и таможенными
органами, которые носят исключительно иерархический, государственно-властный характер.
Более того, в ГК РФ прямо указано на то обстоятельство, что к имущественным отношениям,
основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том
числе к налоговым и другим финансовым или административным отношениям, гражданское
законодательство не применяется (ст. 2, п. 3).
Симптоматично, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября
1997 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О
Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 г. прописано
следующее принципиальное решение: "Сбор за пограничное оформление, по сути, является
налоговым платежом: он представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения
собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на
началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности". И далее: "Наличие
этих признаков свидетельствует о том, что сбор за пограничное оформление по своей
юридической природе подпадает под конституционное понятие "федеральные налоги и сборы".
В соответствии с НК РФ "налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть
произвольными" (ст. 3, п. 3). В частности, расходы таможенных органов в связи с оказанием в
отношении декларанта юридически значимых действий по использованию товаров, ввезенных на
евразийскую единую таможенную территорию или вывезенных за ее пределы, регламентированы
ставками таможенных сборов за таможенные операции, которые устанавливаются
6
Правительством РФ: они не могут быть произвольными и должны иметь экономическое
обоснование.
Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 г. Целью принятия Таможенного кодекса
ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) на основании Договора о Евразийском экономическом союзе от 29
мая 2014 г. является обеспечение единого таможенного регулирования в Евразийском
экономическом союзе. Новое таможенное законодательство Союза содержит в себе много
новелл, полезных для участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). ТК ЕАЭС
устраняет многие проблемы, накопившиеся в правоприменительной практике. Новый Кодекс
юридически закрепляет возможность для участника ВЭД при наличии электронной цифровой
подписи совершать многие операции со своего рабочего места, взаимодействуя с
информационной системой таможенного органа.
Кроме того, ТК ЕАЭС отмечает, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
подлежат уплате при введении в Союзе мер защиты внутреннего рынка. Исчисление и уплата
специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин осуществляется в порядке,
установленном Кодексом для исчисления и уплаты ввозных пошлин.
2. Соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования
При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры
таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка,
законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день
регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, а в отношении
применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также
законодательством государств-членов.
В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением
требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного
регулирования, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения,
меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного
регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения,
действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если
иное не установлено Кодексом ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными
договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государствчленов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Если день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза не установлен,
применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты
внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования,
законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день
выявления нарушения, если иное не установлено Кодексом ЕАЭС , в соответствии с Договором о
Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения
законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством
государств-членов.
7
Если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с
пунктом 8 статьи 104 Кодекса ЕАЭС в качестве особенностей таможенного