Фрагмент для ознакомления
2
1. Обобщенный анализ содержания документов психолога детского сада
Законодательно-правовые акты и нормативные документы (международного, федерального,
локального уровней).
В законодательно-правовых актах и нормативных документах содержатся требования к
функционированию деятельности педагога психолога в образовательном учреждении.
Специальная отчетная документация.
1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
Годовой план составляется на один учебный год с учетом ФГОС ДО и Профстандарта психолога. В
данном плане учитывают особенности и потребности ДОУ при реализации образовательных задач. В
документе раскрываются:
- цели работы;
- задачи работы;
- планирование работы всех направлений профессиональной деятельности психолога
(диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная деятельность,
психологическое просвещение и профилактика, организационно-методическая работа),
распределенное по месяцам учебного года.
В плане отражается работа со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: с
детьми, педагогами и родителями учащихся.
2. Расписание на первое, второе полугодие.
Распределение занятий и работы всех направлений профессиональной деятельности психолога
(диагностической работы, коррекционно-развивающей работы, консультативной деятельности,
психологического просвещения и профилактики, организационно-методической работы) по месяцам
учебного года.
3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционных занятиях.
В журнал включают таблицы, в которые вносят информацию о детях, посещаемости занятий,
краткий план работы с каждым ребенком, а так же небольшой еженедельник.
4. Журнал учёта коррекционно-развивающих занятий.
В журнал включают таблицы, в которые вносят информацию о детях, посещаемости занятий,
краткий план работы с каждым ребенком, вид коррекционной работы, проводимой с детьми. По
данным, указанным в журналах можно проследить ход коррекционно-развивающей работы,
проведенной с детьми.
3
5. Индивидуальные карты развития детей.
Карты индивидуального развития детей включают информацию по стандартному набору
показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дают оценку ситуаций и состояния
объектов также в стандартной форме.
6. Результаты мониторинга.
Для записи результатов мониторинга применяется:
тетрадь индивидуальных встреч, с фиксацией тезисов бесед с родителями, а также ситуативных
разговоров с малышами по отдельности и в группе;
карта здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации
физических показателей, таких, как вес, рост);
карта диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по
образовательным областям, а также описание системы оценивания;
карта готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления
познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе)
7. Программы и методы коррекционно-развивающей работы, в том числе диагностической,
просветительской, консультационной и других видов деятельности.
Сборник программ, методов, используемых педагогом-психологом в ДОУ для работы с детьми.
8. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем
образовательной организации.
В аналитическом отчете по адаптации детей к ДОУ отмечают:
количество поступивших детей
наблюдаемые параметры в период адаптации
проводимые психопрофилактические мероприятия
выводы по адаптации
Специальная рабочая документация.
Рабочие документы это закрытая информация, которая может предъявляться только профильным
специалистам (учителям-дефектологам, логопедам, олигофренопедагогам, тифлопедагогам,
сурдопедагогам специальным психологам, социальным педагогам, врачам). В рабочие материалы
учителя-дефектолога включаются результаты его работы: с отдельным ребенком, группой детей,
целым классом, педагогом, родителями и др. К рекомендуемым рабочим материалам можно
отнести карту развития ребёнка.
1. Данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы:
4
• дата и время работы
• основания для работы
• формы работы (название метода, необходимые комментарии)
• краткий вывод
• перспективный план индивидуальной работы.
В протоколе фиксируются ответы и результаты выполнения ребёнком заданий (познавательной
сферы и особенностей эмоционально-волевых проявлений). Это общеизвестные, но очень
информативные методики для диагностики ребенка.
Протокол в формате половины листа А4 удобен в работе и хранении. Распечатывайте с двух сторон и
у Вас получится 2 протокола на одном листе А4.
2. Данные о рекомендациях, даваемых другим специалистам, воспитателям и родителям.
3. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком или с
группой.
Перечень использованных программ
4. Психолого-педагогические характеристики на ребенка по запросу.
Психолого-педагогическая характеристика является логическим завершением анализа результатов
психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго
«индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических
особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.
В первой части педагог- дефектолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой
сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй - характеризует деятельность
ребенка, в третьей - описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и
состояние моторики.
В заключительной части педагог- дефектолог должен определить дефектологический диагноз
состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Дефектологический диагноз -
это вывод о результатах проведенного исследования.
В своей завершающей части дефектологическое заключение содержит рекомендации, содержащие
обоснование последовательности включения в работу с ребенком тех или иных специалистов по
психокоррекционной работе (психоневролога, психолога общего профиля, коррекционного педагога
и т.д.).
Психологическое заключение пишется в свободной форме тем не менее при его написании
соблюдают определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно
самостоятельных частей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белая А. Какого цвета удивление? / Анна Белая. - М.: Мультимедийное издательство
Стрельбицкого, 2015. - 667 c.
2. Ворошнина Л.В. Теория и методика развития речи у детей : практ. пособие для СПО : [в 2 ч.].
Ч. 1. Младшая и средняя группы ДОУ / Л. В. Ворошнина. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2019. – 217 с.
3. Дубровина И. В. Практическая психология образования : учеб. пособие / И. В. Дубровина [и
др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. ; Гриф МО. - Санкт-Петербург : Питер,
2009. – с.147
4. Круглова Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка / Н. Ф. Круглова. - М.:
Эксмо, 2010. - 281 c.
5. Курпатов, Андрей 3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы / А. Курпатов. -
Москва: СПб. [и др.] : Питер, 1984. - 349 c.
6. Ошкина А. А. Педагогическая практика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. А.
Ошкина ; ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Дошкольная педагогика и психология". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ,
2013. - с. 18-22.
7. Психодиагностика ребенка [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / ТГУ ; Гуманит.-пед.
ин-т ; каф. "Дошкольная педагогика и психология" ; сост. А. Ю. Кузина. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2013. - с.
13-78.
8. Сансон, Патрик Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми / Патрик
Сансон. - М.: Теревинф, 2005. - 348 c.
9. Светловская Н.Н. Детская литература в современной начальной школе : учеб. пособие для
СПО / Н. Н. Светловская, Т. С. Пичеоол. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2018. – 193 сСемаго
Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. Методическое руководство. – М., 2015
10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной
деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – М., 2007
11. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду. – М., 2008
12. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Книги по развитию графических навыков у детей
5-7 лет с речевыми нарушениями (4 книги). – СПб.: Питер, 2009
13. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию
навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - СПб.: Питер, 2009
14. Психолог в дошкольном учреждении. – М.: Учебный центр им. Л.А. Венгера, 2015