Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Учитывая психофизиологические особенности ребенка-дошкольника,
необходимо остановиться на особенностях детского творчества. Анализ
работ ученых дает возможность утверждать, что:
- творческие проявления у ребенка наблюдаются довольно рано, это
обусловлено тем, что каждый ребенок индивидуален;
- для детского творчества характерны непредсказуемость, спонтанность;
- и в творческой, и в любой другой деятельности ребенку свойственны
комплексная любознательность, исследование окружающей среды: от
«что это такое» до «хочу все знать»;
- ребенку присуща тяга к сказкам, стихам, музыке, картинам, в общем – к
искусству;
- детское творчество, как правило, связано с игрой, которая является
ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста;
- творчество требует создания определенных условий, при которых
ребенок будет чувствовать себя свободным от влияния взрослого;
- креативность является одной из базовых характеристик ребенка
дошкольного возраста, характеризует активную позицию личности,
готовность принимать мгновенные решения, любознательность,
способность комментировать процесс и результаты деятельности,
устойчивую мотивацию достижений, развитое воображение, а также
способность к созданию творческого образа, характеризуется
оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
В процессе занятий оригами обеспечивается всестороннее воспитание
дошкольников: сенсорное, умственное, эстетическое, моральное,
трудовое.
Изобразительная деятельность тесно повязана с сенсорным
воспитанием.
Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями,
с их свойствами и качествами составляет линию сенсорного воспитания.
Искусство оригами – это специфическое образное познание
действительности для ребёнка-дошкольника. Для того, чтобы сделать
тот или иной предмет, предварительно нужно хорошо с ним
ознакомиться.
Формирование представлений о предметах нуждается в усвоении
знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении
в пространстве.
Дети находят эти качества, сравнивают предметы, находят похожие
элементы и отличия, иными словами выполняют умственные действия.
Таким образом, занятия оригами способствуют не только сенсорному
воспитанию, развитию наглядно-образного мышления, но и развитию
творческой активности. А следовательно, через все эти элементы
происходит формирование и развитие позитивного психологического
состояния личности [13; 19].
Необходимо обратить внимание на то, что приобщение ребёнка к
искусству должно происходить не только со стороны воспитателей
детского сада, но и со стороны родителей.
Конструирование из бумаги и других материалов является сложным
видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним
в средней группе. Наряду с детскими конструкторами – это не только
интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне
развивающее ребёнка. Таким образом, следует сказать, что влияние
искусства оригами на формирование личности ребёнка имеет огромное
значение [6, с.10].
Цель ВКР – исследовать особенности и основные аспекты развития
творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе
занятий оригами.
План практики студента
Содержание работыДата
Деятельность по ознакомлению с работой детского сада 02.03, 04.03
Деятельность по наблюдению за работой воспитателей в процессе
занятий, непосредственной образовательной деятельности с
детьми-дошкольниками 05.03-07.03
Педагогическая деятельность, общение с детьми, педагогами ДОУ
09.03-14.04,
16.03-21.03
Деятельность по работе с родителями.
Проведение собрания 02.03-28.03
26.03
Деятельность по оформлению дневника педагогической практики
22.03-28.03
Деятельность по оформлению конспектов занятий 02.03-28.03
Деятельность по оформлению отчёта о педагогической практике
22.03-28.03
Паспорт группы (средняя группа)
№ п/п Имя, фамилия ребенка Число, месяц, год рождения Увлечения
Состояние здоровья
1 Аринов Вадим 31.05.2014 Конструирование, рисование.
Мальчик носит очки
2 Балинов Станислав 12.03.2014 Конструирование, рисование.
Здоров
3 Баранов Олег15.06.2014 Конструирование, рисование. Здоров
4 Беспалый Артем 10.01.2014 Конструирование, рисование. Здоров.
Ребёнок-левша.
5 Блоцкий Владислав 10.02.2014 Конструирование, рисование.
Здоров. Ребёнок-левша.
6 Вазова Марина 18.03.2014 Оригами.
Девочка любит петь. Девочка носит очки. Косоглазие.
7 Городов Александр 02.01.2014 Конструирование, рисование.
Мальчик любит читать стихи. Мальчик носит слуховой аппарат.
8 Королева Светлана 02.04.2014 Оригами, изделия из бисера и лент.
Девочка любит петь и танцевать, рисовать. Здорова.
9 Петрова Амина 05.05.2014 Оригами, изделия из бисера и лент.
Девочка любит петь и танцевать, рисовать. Здорова
10 Самарин Евгений 20.02.2014 Конструирование, рисование.
Здоров
11 Сахацкая Алина 12.12.2014 Оригами, изделия из бисера и лент.
Девочка любит петь и танцевать. Девочка носит слуховой аппарат.
12 Северин Богдан 22.12.2014 Конструирование, рисование. Здоров.
13 Склярова Елена 07.02.2014 Оригами, изделия из бисера и лент.
Девочка любит петь, рисовать.Девочка инсулинозависимая.
14 Смартова Ульяна 15.04.2014 Оригами, изделия из бисера и лент.
Девочка любит петь, рисовать.Здорова.
15 Тупалева Юлия 18.05.2014 Оригами, изделия из бисера и лент.
Девочка любит петь и танцевать, рисовать. Здорова.
16 Шекера Валентина 10.05.2014 Оригами, изделия из бисера и лент.
Девочка любит петь и танцевать. Здорова
Список мальчиков группы
№ п/п Имя, фамилия ребенка
1 Аринов Вадим
2 Балинов Станислав
3 Баранов Олег
4 Беспалый Артем
5 Блоцкий Владислав
6 Городов Александр
7 Самарин Евгений
8 Северин Богдан
Список девочек группы
№ п/п Имя, фамилия ребенка
1 Вазова Марина
2 Шекера Валентина
3 Тупалева Юлия
4 Смартова Ульяна
5 Склярова Елена
6 Сахацкая Алина
7 Петрова Амина
8 Королева Светлана
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Мы живем в период изменений требований к системе образования.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов
связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания
дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку
равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются:
игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо
отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют
определенные формы работы с детьми.
Конструирование в технике оригами есть актуальным в условиях
внедрения федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного образования (далее – Федеральные государственные
образовательные стандарты), потому что [4]:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей.
(«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».)
- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и
экспериментальной деятельностью;
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- способствует формированию познавательных действий, становлению
сознания; развитию воображения и творческой активности; умению
работать в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности технология
конструирования служит важнейшим средством развивающего обучения
в образовательных учреждениях.
Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все
хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть
свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел,
зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если
маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него
и мышление совсем узкое.
Познавательная деятельность – деятельность личности, предметом
которой является информация, которую несут в себе объект или
явление.
Стороны познавательной деятельности:
- Познавательная активность и овладение способами познания;
- Компоненты познавательной деятельности – мотивационный,
операционный, содержательный.
Результаты познавательной деятельности:
- Не просто совокупность знаний, умений и навыков, а определенные
системы знаний, которые несут в себе существенные связи и
зависимости определенной сферы окружающей действительности;
- Овладение общими формами мыслительной деятельности,
обобщенными способами обследования предметов, способностью
абстрагировать и обобщать признаки и отношения объектов познания.
Показатели качественной характеристики познавательной деятельности:
эмоциональное отношение ребенка к новому предмету или явления;
инициативные поисковые действия (практические и умственные);
способность находить «секрет» и добиваться желаемого результата.
Познавательная активность: активность ребенка, определяет
содержание и характеризует мотивацию познавательной деятельности;
качественная деятельность ребенка, свойство самой личности, состояние
ее готовности к познавательной деятельности.
Развитие познавательной активности – процесс обогащения, расширения,
углубления круга предметов и явлений окружающего мира, к которой
стремится детская активность [15]. Этапы развития познавательной
деятельности в виде рисунка 1:
Этапы развития познавательной деятельности
1. Период действия развития: «Что это?» (познавательная деятельность в
этот период имеет предметный характер). На этом этапе развитие
познавательной активности невозможно без участия взрослых
(одобрение, стимуляция). Основной метод – наблюдение. 2. Период
любознательности: «Почему?», «Для чего?», «Как?». Познавательная
деятельность направлена на получение новых знаний о предметах и
явлениях. Система занятий, как основная форма организации
познавательной деятельности, оказывается малоэффективной (это
только накопление информации об окружающем мире).
Рисунок 1. Этапы развития познавательной деятельности
На основе анализа развития познавательной деятельности, его
классификации мы считаем возможным выделить этапы развития по
определённым критериям, а именно: по уровню развития осознания
познавательных потребностей, устойчивости интереса и способности
личности к познавательной активности.
Заинтересованность – первый этап развития познавательного интереса,
ситуативный интерес. Его основными характеристиками являются
неустойчивость, произвольный характер, выборочная познавательная
активность воспитанника, которая возникает на основе
заинтересованности и быстро исчезает.
Любознательность – второй этап развития познавательного интереса –
характеризуется стремлением расширить свои знания по отдельным
темам, разделам, предметам, самостоятельно решать познавательные
проблемы. Психологические характеристики этого этапа – это эмоции
удивление, чувство радости открытия. Однако интерес касается лишь
отдельных вопросов содержания или отдельных способов
познавательной деятельности, хотя воспитанники уже способны к
длительной познавательной активности в этом направлении.
Погруженность – на третьем этапе развития познавательного интереса он
становится глубоким, устойчивым и индивидуально значимым, как
правило, интерес на этом этапе касается полной области научных знаний,
даже выходя за пределы учебного предмета.
Обеспечение процесса развития познавательной деятельности в
дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах
деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной).
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький
исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы
эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим
вариантом считается организация и проведение действий, направленных
на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной
составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе
малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт
взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает
определённые знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы,
развиваются умственные способности и формируются эмоциональные
черты личности. В дошкольной образовательной организации вся
программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на
Федеральных государственных образовательных стандартах. Поэтому
воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.
Цели и задачи познавательной деятельности
Познавательное развитие по Федеральным государственным
образовательным стандартам преследует решения следующих задач [4]:
- Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов
ребенка;
- Формирование действий, направленных на познание окружающего
мира, развитие сознательной деятельности;
- Развитие творческих задатков и воображения;
- Формирование знаний о самом себе, других детях и людях,
окружающей среде и свойствах различных предметов;
- Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер,
количество;
- Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и
следствие;
- Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие
культурные ценности;
- Даются представления о национальных праздниках, обычаях,
традициях;
- Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме
для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира
и работают с местными экземплярами.
Формы работы по развитию познавательной деятельности.
Главное условие работы с дошкольниками – ориентироваться на их
возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира
и окружающего пространства.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по
Федеральным государственным образовательным стандартам,
относятся [4]:
- личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
- применение различных дидактических заданий и игр;
- использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у
детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи,
пополнение словарного запаса,
- формирование мышления и памяти.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности.
Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности
используются своеобразные игры.
Важными моментами при этом являются:
- сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
- учёт индивидуальных особенностей ребенка;
- опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие
стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
- активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке
его личностных достижений в процессе деятельности.
Основным условием развития познавательных способностей
дошкольников является включение их в деятельность в виде рисунка 2:
Рисунок 2. Основным условием развития познавательных способностей
дошкольников является включение их в деятельность
Несмотря на это, одним из аспектов повышения уровня развития
познавательных способностей выступает интеграция разнообразных
видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. Развивающая
роль любой деятельности устанавливается в том, что она является
сформулированной формой практики, т.е. носит
практически-продуктивный характер.
Познавательная деятельность развивается в процессе поисков и находок,
которые осуществляются в повседневной практике (Ветлугина Н.А.,
Лейтес Н.С., Новлянская З.М.) [37]. Ученые подчеркивают, что развитие
ребенка невозможно без помощи взрослого. Именно отношения со
взрослым представляют ребенку общество, богатство отношений в нем и
впервые включают его в социальное взаимодействие. Общение и
сотрудничество ребёнка со взрослым. В раннем возрасте содержанием
совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение
культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для
ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не
только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих
действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой
помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие
взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним,
выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества
ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в
действиях ребёнка и, главное – новые, адекватные способы действия с
предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы,
но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. В совместной
деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:
- во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его
общественную функцию;
- во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему
технические приёмы осуществления действия;
- в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход
выполнения действий ребёнка [14].
Предметная деятельность – так или иначе, она ведущая деятельность
потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и
личности ребёнка. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в
предметной деятельности ребёнка происходит развитие восприятия, а
поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется
восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме
узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Ребёнок при
непосредственном общении с предметом устанавливает связи между
воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к
тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка
также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях [31].
Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это
действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать
и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твёрдость,
местоположение и пр. не пытается расположить их в определённом
порядке. Соотносящие действия требуют учёта величины, формы,
местоположения различных предметов. Характерно, что большинство
игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки,
простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно
соотносящие действия. Когда ребёнок пытается осуществить такое
действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в
соответствии с их формой или размером. Так, чтобы сложить пирамидку,
нужно попадать палочкой в отверстие колечек и учитывать соотношение
колец по величине. При сборке любого конструктивного материал нужно
подбирать детали и совершать действия в определённом порядке, чему
учит процесс конструирования.
Анализ НОД воспитателя
С первого дня своего существования человек всегда стремился к знаниям,
а также к передаче своих познаний следующему поколению. Это занятие
стало предпосылкой к появлению педагогических профессий.