Фрагмент для ознакомления
2
Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную коно-тацию по оппозициям “пассивность - деятельность”, “внутреннее – внеш-нее, “прошлое - будущее”. Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация голо-вы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее симво-лизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направ-ленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указан-ных позиций.
Необходимо осторожно подходить к интерпретации рисунков, зани-мающих более 2/3 площади листа бумаги. Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию), избежанию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний.
К ряду интерпретационных приемов работы с пространством отно-сится обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например, шаткость-устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.) Можно попытаться представить, куда двинется животное, если “от-крепить” его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте.
Б) Графологические аспекты интерпретации.
К первому аспекту относится анализ линии.
Колеблющаяся, прерывающаяся линия, “островки” перекрывающие друг друга линии, несоединенные узлы, “запачканные” рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, “волосаты-ми”, во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость.
Во втором аспекте анализируется направление линии и характер контура.
“Падающие линии” и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, воз-можной депрессии.
“Поднимающиеся линии”, преобладание движения снизу вверх направо – хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивности.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характе-ром острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной дета-лью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – ког-ти, клювы, зубы.
6.4 Анализ результатов исследования
6.4.1 Анализ показателей уровня тревожности
Высокий уровень тревожности по показателям теста Р.Темпл, М.Дорки, В.Амен получены у Ярослава Ч. И Юли К. 62% и 72% соответ-ственно. Уровень тревожности у Вовы В. Составляет 48%, что является границей нормы.
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека пе-реживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучно-го развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный бес-причинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?” Повышенная тревожность может дезорганизовать любую дея-тельность (особенно значимую),что,.. в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе (“Я же ничего не мог!”). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из меха-низмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустой-чивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициати-ву. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромны-ми, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплиниро-ванность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Какова же этиология тревожности? Известно, что предпосылкой воз-никновения тревожности является повышенная чувствительность (сензи-тивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной лично-сти. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка роди-телями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмер-ная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и за-претов, постоянное одергивание).
В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что – нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое мо-жет закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тре-вожность.
Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установле-нию подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуве-ренные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, та-кой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические чер-ты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она пред-ставляется как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и коле-баниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, не-редко инфантилен, повышенно внушаем.
Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: “чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боя-лись меня”. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих,. но и от самого ребенка. Тем не менее в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твер-дой опоры.
Также реакция психологической защиты выражается в отказе от об-щения и избежания лиц, от которых исходит “угроза”. Такой ребенок оди-нок, замкнут, малоактивен.
Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту “уходя в мир фантазий”. В фантазиях ребенок разрешает свои не-разрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невопло-щенные потребности.
Фантазии - Одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоян-ная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ре-бенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее проти-вопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности - и в самом содер-жании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактиче-скими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка