Фрагмент для ознакомления
2
. Составление персонализированного маршрута прохождения практики
Дата Содержание деятельности Отметка о прохождении Подпись руководителя практики Установочная конференция
2
Аналитическое обоснование замысла научного исследования Устная презентация замысла научного исследования с сопровождением мультимедийной презентацией Обоснование теоретических подходов проведения исследования и составление глоссария основных понятий исследования Подготовка и оформление библиографического списка исследования Разработка модели и методологии исследования, сбор, обработка и анализ полученных данных Подготовка исследовательского отчета в форме аналитического обзора, выступление с устным докладом итогов проведенного исследования с сопровождением мультимедийной презентацией Подготовка отчетных документов Итоговая конференция
2. Аналитическое обоснование замысла научного исследования
Тема студенческого научного исследования Исследование особенностей конфликтных отношений у школьников подросткового возраста Актуальность выбранной темы для современной науки и практики Проблема конфликтных отношений была актуальной, в разные века. С уверенностью можно сказать, что первые конфликты возникли с появлением первых людей. Но в те времена на теоретическую сторону конфликта не обращалось особого внимания. Многие поколения репродуцировали одни и те же жизненные ошибки из-за отсутствия основательного анализа явления конфликта.
3
Проблема, решаемая в процессе научного исследования Особенности определения отношения подростков к конфликтам и их трактовка причин возникновения конфликтов. Цель и задачи исследования Цель - исследовать особенности конфликтных отношений у школьников подросткового возраста. Задачи исследования: - проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования; - рассмотреть понятие конфликта в психологии; - выявить особенности конфликтных отношений у школьников подросткового возраста; - провести эмпирическое исследование особенностей конфликтных отношений у школьников подросткового возраста; - определить методы разрешения конфликтов; - разработать практические рекомендации решения конфликтов у школьников подросткового возраста. Объект и предмет исследования Объект - конфликты и их характерные особенности. Предмет - конфликтные отношения у школьников подросткового возраста. База исследования Муниципальное казенное учреждение Чулымского района "Районный молодежный центр" Аннотация первой теоретической главы исследования В первой главе рассмотрены теоретические особенности конфликтов и конфликтных отношений. Наше общество очень конфликтное. Люди нервные, усталые и раздражены нестабильностью, неуверенностью в завтрашнем дне. В их жизни постоянно происходят различные по типам конфликты, которые не только истощают, но и негативно влияют на будущее. В такой ситуации есть
4
необходимость изучения не только причин, вызывающих конфликты, но и их протекание и последствия. Особое внимание необходимо обратить на способы предотвращения, в одних случаях, и пути конструктивного разрешения конфликтов – в других. Конфликт – это столкновение противоречий, плод недоразумений, ошибок, личностных индивидуальных качеств оппонентов, несовпадение желаний и интересов отдельных людей или одной личности, а также противоречия между потребностями и возможностями. Управление конфликтом – это способность личности увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить предупредительные действия по ее решению. Аннотация второй теоретической главы исследования Вторая глава посвящена организации и проведению исследования особенностей конфликтных отношений у школьников подросткового возраста, а также разработке рекомендаций по решению конфликтов у школьников подросткового возраста.
3. Обоснование теоретических подходов проведения исследования и составление глоссария основных понятия исследования
4. Подготовка и оформление библиографического списка исследования
1. Воспитанник И.В. Основные причины межличностного конфликта в подростковом возрасте / В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Под редакцией И.В. Васютенковой. – 2015. – С. 121-127. 2. Джумажанова Г.К., Беленко О.Г., Аманова А.К. Исследование особенностей развития коммуникативной компетентности в старшем
5
подростковом возрасте / В сборнике: Итоги научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2015 – С. 201204. 3. Захаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 58-68. 4. Криводонова Ю.Е., Петрова Н.А. Роль психолого-педагогической деятельности по профилактике и разрешению конфликтов у подростков в школьной ситуации / В сборнике: психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 94-97. 5. Михарский С.Г. Особенности выбора подростками стратегий поведения в конфликтах со сверстниками / В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции // В 14 томах. – 2015. – С. 83-85. 6. Павлова А.С. Межличностные конфликты в общении подростков / В сборнике: 61-я студенческая научно-практическая конференция инженерного факультета Самарской ГСХА Материалы 61-йстуденческой научно-практической конференции // 2016. – С. 243-247. 7. Свиденская Г.Н. Теоретический анализ психологических особенностей развития компонентов самосознания личности в подростковом возрасте // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2015. – № 8 (110). – С. 69-72. 8. Смирнова М.В. Профилактика межличностных конфликтов среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы / В сборнике: материалы VII ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых // 2013. – С. 308-311.
6
9. Соснин В.А. Теоретические и практические подходы к урегулированию конфликтных ситуаций в зарубежной конфликтологии // Социальные конфликты: экспертиза прогнозирования, технология разрешения. – 2016. – №6. – С. 46-58. 10. Столярская Е.В., Жук О.Г. Взаимосвязь удовлетворенности браком и уровня самоактуализации личности супругов на разных этапах жизненного цикла семьи // Психологический журнал: ежеквартальное научно-практическое издание. – 2010. – № 1(25). – С. 41-46. 11. Чижова Ж. Г., Шестакова В. Н., Пунина М. А. Особенности семьи и брака на современном этапе развития общества // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2010. – №. 4. – С. 63-72. 12. Чукреева Л. Н. Культура семейных отношений в семье // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. – 2014. – №. 14-1. – С. 115-121. 13. Шавалеева А.Р. Культура супружеских отношений-основа стабильности современных браков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №. 4. – С. 154-170. 14. Шугаева Н. А. Особенности структуры ценностей на различных этапах семейной жизни // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – №. 7. – С. 105-117. 15. Ягнюк К.В. Составляющие счастливого супружеского союза или психологические задачи брака // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2015. – №. 3. – С. 6-11.
5. Разработка модели и методологии исследования, сбор, обработка и анализ полученных данных
В диагностике участвовали 28 подростков, занимающихся в центре. Для диагностики представлений подростков о конфликтах и о себе в коммуникации были использованы следующие методики:
7
– aнкета «Изучение причин конфликтов в подростковой среде»; – диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко; – тест коммуникативных умений Л. Михельсона. С помощью исследований мы определяем отношение подростков к конфликтам и их трактовку причин возникновения конфликтов. Анкета «Изучение причин конфликтов в подростковой среде» разработана самостоятельно. Данная анкета содержит закрытые и открытые вопросы, с помощью которых выявляются причины возникновения конфликтов. Цель каждого вопроса анкеты: Вопрос 1 – определить отношение подростков к конфликтам. Вопрос 2 – с кем чаще возникают конфликты у подростков. Вопрос 3 – с кем конфликты случаются реже всего. Вопрос 4 – с кем неприятно общаться. Вопрос 5 –с кем доверительные отношения. Вопрос 6 – где или у кого ищет поддержки. Вопрос 7 – в чем подростки видят причины конфликтов. Диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Отсутствие толерантности в межличностных отношениях часто приводит к конфликтам. Поэтому одним из важных факторов для профилактики и разрешения конфликтов является достаточный уровень толерантности. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет оценить в каких аспектах отношений респонденты более всего подвержены конфликтам. В тесте 45 вопросов, они поделены на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности поведения в определенных условиях общения. Отвечая на вопросы, необходимо поставить баллы от 0 до 3 баллов. 0 баллов – неверно; 1 балл – верно в некоторой степени; 2 балла – верно в значительной степени;
8
3 балла – верно в высшей степени. Диагностика толерантности показала, что из группы респондентов лишь 3 показывают высокую степень толерантности (10,7%), 9 человек показали среднюю степень толерантности (32%), низкий уровень толерантности показали 16 человек по результатам тестирования показали низкий уровень толерантности (57%), толерантность на уровне полного неприятия других людей не зарегистрирована. В большинстве своем подростки демонстрируют непонимание индивидуальности другого человека (78,5%), в качестве эталона себя оценивает гораздо меньшее количество подростков, сказывается различный уровень самооценки (35,7%). Особенность подросткового возраста проявляется в категоричности оценок в отношении других людей. 82% респондентов показали соответствующие результаты. Результаты исследования показали также у 39,3% отпрошенных респондентов неумение прощать другому ошибки, при этом лишь 25% продемонстрировали нетерпимость к болезни, усталости или плохому настроению одноклассника или друга. Плохо приспосабливаются к характерам, привычкам или притязаниям других людей 67,9% опрошенных.
7. Характеристика базы исследования
Культурно-досуговый центр только тогда привлекает людей, вызывают у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, равного проведения своего досуга. Примером такого учреждения культуры является Муниципальное казенное учреждение Чулымского района «Районный молодежный центр». Он был создан для более полного удовлетворения культурных и духовных запросов рабочих и служащих в сфере свободного времени, в целях формирования эстетической культуры молодежи и высокого эффективной
9
среды культурного досуга. Исходя из классификаций и разновидностей современных культурных центров, можно сказать, что «Районный молодежный центр» относится к многопрофильному культурно – досуговому центру. Муниципальное казенное учреждение Чулымского района «Районный молодежный центр» создано в соответствии с постановлением Главы района от 21. 11.2011г. № 1017 Историческая справка: Учреждение создано в соответствии с постановлением главы территориальной администрации Чулымского района № 375 от «21» июня 2002 г. Наименование Учреждения: Областное государственное Учреждение «Районный молодежный центр». В 2006 г. Учреждение переименовано в Муниципальное учреждение «Районный молодежный центр» в соответствии с постановлением Главы администрации Чулымского района от 07.06. 2006г. № 94. Наименование Учреждения: - полное – муниципальное казенное учреждение Чулымского района «Районный молодежный центр»; - сокращенное – МКУ «РМЦ». Место нахождения Учреждения: Новосибирская область, г. Чулым, ул. Чулымская, № 4. Почтовый адрес: 632551, Новосибирская область, г. Чулым, ул. Чулымская, № 4. Муниципальное казенное учреждение Чулымского района «Районный молодежный центр» является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Чулымский район. Полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация Чулымского района в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами.
10
Муниципальное казенное учреждение Чулымского района «Районный молодежный центр» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки. Организационная структура управления в муниципальном казенном учреждении Чулымского района «Районный молодежный центр» представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями и может быть представлена в виде трех уровней.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агеева Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 200 с. 2. Аллахвердова О.В. Культура разрешения конфликтов // ВестникСанкт-Петербургского университета. Серия 6 Политология. Международные отношения. 2007 № 3 С. 127-140 3. Аллямова А.А. Проблема формирования позитивного семейного сценария у современной молодежи // International Journal of Developmental and Educational Psychology. – 2013. – № 1. – С. 447-452. 4. Анцупов А.Я. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ЭКСМО, 2015. – 510 с. 5. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 218 с. 6. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2016. – 299 с. 7. Мачурина Т. Н. Причины возникновения отклоняющегосяповедения у детей и подростков // EUROPEAN RESEARCH. 2016 № 12 (23)стр. 106-109.