Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования экономической деятельности как фактора
конкурентоспособности инвестиционной фирмы определяется тем, что за
время проведенных институциональных преобразований произошли
фундаментальные структурные изменения: сформировалась многоукладная
экономическая система рыночного типа, включающая как независимых
мелких и средних производителей продукции, так и крупные
интегрированные производственные образования – многоотраслевые
производственные кооперативы, холдинги, владеющие значительными
ресурсами, производственно-техническими и технологическими
мощностями, действующими на внутреннем и международном рынках,
контролирующими производственные цепочки от производства продукции
и до ее транспортировки и реализации. Сохранение своего статуса и
продвижение в конкурентной борьбе, основывается на способности
хозяйствующего субъекта, с одной стороны, аккумулировать в интересах
продвижения бизнеса и технологий объективные условия и факторы,
сложившиеся на рынке, и, с другой стороны, сконцентрировать воедино
собственный потенциал развития. Обеспечение высокой
конкурентоспособности - является актуальной, сложной и стратегически
важной задачей в силу специфики продукции сельскохозяйственного
производства, неоднородностью территорий России, а также особенностями
существования и принципами развития каждого предприятия.
1. Экономическая деятельность как фактор конкурентоспособности
инвестиционной фирмы
Субъекты хозяйствования (предприятия, коммерческие организации)
являются основными структурными элементами экономики страны. От того
что производят, сколько производят и какими затратами зависит мощь и
эффективность всей экономики при этом основу развития субъектов
составляет конкуренция, которая способствует оптимизации затрат на
производство, поиску новых методов производства, новых технологий и
новых продуктов. А это невозможно сделать без инвестиций.
Инвестиционная деятельность предприятий становится во главу угла их
развития, и без которой само их существование становится
проблематичным.
3
Инвестиционная деятельность предприятия в общем случае есть не что
иное, как увеличение его капитала. Пути увеличения капитала
разнообразны. Формы инвестиций в капитал отражены на рисунке 1.
2.Методология оценки инвестиционной привлекательности экономической
деятельности
2.1. Методы оценки инвестиционной привлекательности экономической
деятельности
Существует не только множество трактовок понятия «оценка
инвестиционной привлекательности», но и в связи с этим и множество
методик ее оценки. В экономической литературе отсутствует единый подход
к методологии оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Ученые–экономисты предлагают описание достаточно большого количества
подходов к методологии оценки инвестиционной привлекательности
предприятия, которые базируются на использовании различных факторов и
показателей, способах анализа и интерпретации данных результатов [44, c.
98].
В современных условиях формирование системы ключевых показателей
финансовой и нефинансовой отчетности для экономической оценки
инвестиционной привлекательности компаний является важнейшим
фактором обеспечения выживания предприятия на рынке и эффективного
развития. Определение данных показателей диктуют также стандарты учета
и отчетности.
За счет выделения ключевых показателей и управления ими компания
может достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы
ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке.
Заинтересованность компаний в результатах своей деятельности требует
совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего
субъекта. В связи с этим в современной экономике главным направлением
финансово-экономической и производственно-сбытовой деятельности
каждой фирмы становится повышение закрепления и упрочение ее позиций
на рынке в целях получения максимальной прибыли.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции,
вследствие чего руководители фирм находятся в постоянном поиске новых
инструментов управления компаниями, одним из таких инструментов
4
являются системы ключевых показателей финансовой и нефинансовой
отчетности для экономической оценки. Поэтому особенно важно изучить
показатели, оказывающие влияние на результаты финансовой,
хозяйственной и других направлений деятельности, то есть ключевые
показатели успеха или ключевые показатели эффективности деятельности.
При разработке системы ключевых показателей для экономической оценки,
нужно соблюдать правило необходимости и достаточности, согласно
которому каждый ключевой показатель, включённый в систему, необходим
для достижения миссии, основных целей и задач компании, а все вместе
показатели должны быть достаточны для их достижения.
Так на основе факторов и показателей, положенных в методику оценки
инвестиционной привлекательности предприятия, можно выделить
следующие методологические подходы:
1) метод, основанный на анализе финансовых показателей (М.Н. Крейнина,
В.М. Аньшин, А.Г. Гиляровская, Л.Н. Чайникова, Л.В. Минько, Л.С.
Тишина ).
2) метод, основанный на финансово–экономическом анализе (В.М. Власова,
Э.И. Крылов, М.Г. Егорова, В.А. Москвин).
3) метод, основанный на соотношении доходности и риска (У. Шарп, С.Г.
Шматко, В.В. Бочаров). Методика оценки инвестиционной
привлекательности предприятия, основанная на соотношении доходности и
риска, строится на определении принадлежности предприятия к категории
инвестиционного риска. Величина инвестиционного риска показывает
вероятность потери инвестиций и дохода от них. А принадлежность
предприятия к определенной категории риска определяет ранг предприятия,
который характеризирует его инвестиционную привлекательность. Для
описания соотношения между риском и прибылью часто используется
модель CAPM.
4) метод, основанный на комплексной сравнительной оценке (Г.Л.
Игольников, Н. Ю. Брызгалова, В.А. Миляев, Е. В. Беляев). Данный метод
является более глубоким.
5) метод на основе стоимостного подхода (А. Г. Бабенко, С.В. Нехаенко,
Н.Н. Петухова, Н.В. Смирнова). В данном методе основным показателем
инвестиционной привлекательности является рыночная стоимость
предприятия и тенденций к ее максимизации.
5
2.2. Показатели оценки эффективности экономической деятельности фирмы
Эффективность деятельности предприятия – комплексная система
мероприятий, связанная с ростом результативности деятельности в
определенных направлениях его деятельности и возможности оценки
результатов его работы.
Таким образом, система показателей эффективности – совокупность
взаимосвязанных показателей, сформированных для каждого вида капитала
и процессов, происходящих на основе стратегии развития госкомпании, с
помощью которых оценивается эффективность деятельности.
Различают финансовые и нефинансовые показатели эффективности
деятельности предприятия, показатели ресурсов и процессов и др.
Финансовые показатели – это обобщающие показатели финансово–
экономической деятельности организации, выраженные в стоимостных
единицах измерения (например, стоимость услуги, объем финансового
обеспечения, стоимость основных средств). Тогда как нефинансовые
показатели выражаются в натуральных или трудовых единицах измерения
(площадь зданий, объем услуг, доля трудоустроившихся выпускников,
количество цитирований статей и пр.).
Посредством системы финансовых и нефинансовых показателей
устанавливается связь между различными видами капитала, причем
нефинансовые показатели «работают» на стратегические цели и в будущем
могут влиять на финансовые показатели. Например, уменьшение
финансового капитала может быть связано с инвестициями в строительство
общежития, результатом которых будет увеличение площади жилых
помещений на одного нуждающегося студента, что в будущем должно
привести к увеличению финансового капитала, за счет привлечения
контингента обучающихся.
2.3. Методика анализа безубыточности экономической деятельности фирмы
Анализ безубыточности является частью управленческого анализа. Целью
управленческого анализа является получение основных показателей,
наиболее точно и качественно отражающих экономическое, хозяйственное и
финансовое положение организации. К целям управленческого анализа
относят оценку позиции предприятия в определенном бизнес–сегменте,
организационно–технические возможности, конкурентоспособность
6
продукции производства, анализ возможного увеличения объема продаж и
производства, анализ результатов производства и реализации, а также
способов ускорения производственных процессов и продажи, разработка
политики ценообразования, определение взаимосвязи между продажами,
прибылью и затратами с целью обеспечения безубыточности производства.
Совокупность аналитических задач и их последующее исполнение
позволяет достигнуть цель управленческого анализа.
Управленческий анализ является неотъемлемой частью жизненного цикла
организации, поскольку результат анализа способствует осуществлению
процесса принятия решений, разработки стратегии, оценке положения
компании на рынке, ее инвестиционной привлекательности, а также такой
анализ позволяет оценить резервы и возможности для развития
предприятия, определить пути приспособления организации к
изменяющимся внешним условиям. [32, c. 83].
Согласно методике факторного анализа прибыли, которая чаще всего
применяется в нашей стране с целью оценки точки безубыточности, обычно
используется следующая модель [14, c.25]:
П = VРП (р – с),
где VРП – физический объем реализации;
р – стоимость единицы продукции;
с – себестоимость продукции.
Однако данной моделью не учитывается взаимосвязь объема производства
(реализации) продукции и себестоимости продукции. Обычно, рост объема
производства (реализации) сопровождается снижением себестоимости
единицы продукции, поскольку увеличивается только размер переменных
расходов, а размер постоянных расходов остается прежним. И наоборот,
уменьшение объема производства (реализации) сопровождается ростом
себестоимости единицы продукции, поскольку больше постоянных
расходов приходится на единицу продукции.
Для того, чтобы обеспечить системный подход при исследовании факторов
влияния на прибыль и прогнозирование ее величины необходимо
использовать следующую модель:
П = VРП (р – b) – A,где b – размер переменных затрат на единицу
продукции;
7
А – размер постоянных затрат на весь объем реализации данного вида
продукции за отчетный период.
Эту модель стоит применять для анализа прибыли от реализации отдельных
видов продукции. Она дает возможность определить изменения размера
прибыли за количества реализованной продукции, цены, уровня удельных
переменных и размера постоянных затрат.
Следующим этапом анализа безубыточности является определение
безубыточного объема реализации и зоны безопасности предприятия.
Под безубыточностью стоит понимать такое состояние, при котором
деятельность предприятия не является прибыльной, и не является
убыточной. Получаемая выручка покрывает только расходы, а финансовый
результат при этом равен нулю. Безубыточный объем реализации
выражается в количестве единиц продукции, реализации которых
достаточно для покрытия затрат. При этом последующие единицы
реализуемой продукции будут приносить прибыль для предприятия.
2.4. Методология инвестиционного анализа фирмы
Инвестиционный анализ – это разработанный комплекс мероприятий,
направленных на формирование эффективного бизнес-плана по дальнейшей
деятельности, с установлением степени целесообразности инвестирования
в этот бизнес-план [17, c.44]. Анализ позволяет обосновать выбранный
способ инвестирования.
Заключение
В рамках проведенного исследования были проанализированы
теоретические источники. Были получены следующие научные результаты.
Одной из существенных задач управления детальностью хозяйствующих
объектов считается задача управления показателями компании, полученные
значения данных показателей будут свидетельствовать об эффективности, а
именно задача целенаправленного влияния на соответствие результатов
детальности и издержек, для того чтобы достигнуть уровень, необходимый
и достаточный для реализации стратегических целей деятельности
хозяйствующего субъекта и удовлетворения интересов его собственников.
8
Проблема оценки эффективности инвестиционной привлекательности
предприятий до сих пор остается одной из самых сложных и
трудноразрешимых. В современной литературе выделяют множество
методов оценки эффективности предприятия: способ экспресс – оценки
эффективности, семейство показателей оценки результатов работы
предприятия, способ межфирменных сравнений и бенчмаркинг и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно–правовые акты:
1. Федеральный Закон от 25 февраля 1999 г. № 39–ФЗ «Об
инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных
вложений» // СЗ РФ. 1999. №74. Ст.2112
Научная, учебная и специальная литература:
2. Бабенко А.Г., Смирнова Н.В. Оценка бизнеса. М.: Филинъ, 2017. 86
с.
3. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и
статистика, 2015. – 475 с.
4. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия. – Киев : Эльга,
Ника–Центр, 2016. – 720 с.
5. Богомолов В. Финансовая политика России. – М.: Финансы и
статистика, 2015. – 278 с.
6. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юрист, 2015. – 200 с.
7. Бессонова Е.А., Овчаренко Ю.В. Методические подходы к
рейтинговой оценке и их роль в анализе эффективности деятельности
предприятий // Известия Юго–Западного государственного университета. –
2015. Т.1. – № 5 (62). – С. 67–73.
8. Васильева М.В. Финансовая политика. – М.: Феникс. 2015. – 275 с.
9. Вахания В. Международные финансовые институты и контрольные
механизмы. – М.: МГУ, 2016. – 269 с.
9
10. Вилькомир А.К. Принципы и методы финансовой стратегии
предприятий в условиях экономического кризиса // Аудит и финансовый
анализ. – 2015. –№3. – С. 15–20.
11. Воронова М. М., Бессонова Е. А. Оценка финансовых результатов
деятельности предприятий России // Актуальные проблемы бухгалтерского
учета, анализа и аудита, 2014. – с. 57–62
12. Гаджинский А.М. Логистика. [Электронный ресурс]: учебник для
бакалавров. / Гаджинский А.М. – Электрон. текстовые данные. – М.:
Дашков и К, 2014. – 419 с.
13. Грибов В.Д. Экономика предприятия /В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. –
М.: Инфра–М, 2015. – 448 с.
14. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия. Критерии и
методы оценки в рыночной экономике.– М.: ИНФРА–М, 2014. – 278 с.
15. Данилин В.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.:
Маршрут. 2015. – 317 с.
16. Дробозина Л.А. Финансы. – М.: ЮНИАТИ–ДАНА, 2015. – 314 с.
17. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия.
Разработка и реализация // Журнал «Стратегический менеджмент». – 2014.
– №4. – С.304–314.
18. Игонина Л.Л., Скачкова Н.Е. Сущность финансовой стратегии
корпорации и факторы, ее определяющие. – Краснодар: ЮИМ, 2014. –С. 81
–107.
19. Илышева Н. Н. Финансовая стратегия организации – понятие,
содержание и анализ // Финансы и кредит. – 2014. – №17. – С. 8–17.
20. Ковалева А. М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы. – М.:
ИНФРА – М, 2014. – 266 с.
21. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика. 2014. – 328 с.
22. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. –
М.: Феникс, 2016. – 289 с.
23. Лакшина О.А. Анализ финансовой стабильности: практика и
методология // Деньги и кредит. – 2015. – №10. – С.24–29.
10
24. Литвин М. И. Финансовый менеджмент. – М.: Издательство
«Финпресс», 2013. – 316 с.
25. Малий Н.А., Васильева М.В., Перекрестова Л.В. Финансовая
политика. – М.: Феникс, 2018. – 316 с.
26. Наточеева Н.Н. Финансовое обеспечение формирования стратегии
ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. – 2016. – №3. – С. 101–125.
27. Набиева Р.А. Финансовая политика России. – М.: Финансы и
статистика. 2016. – 266 с.
28. Наточеева Н.Н. Финансовое обеспечение формирования стратегии
ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. – 2016. – №3. – С. 101–125.
29. Нестеров В.В., Желтов Н.С. Финансовая система и экономика. – М.:
Финансы и статистика, 2014. – 311 с.
30. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 278 с.
31. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и К,
2016. – 245 с.
32. Омельченко И.Н. Финансово–экономическая стабильность как
составная часть организационно–экономической устойчивости предприятий
// Вестник машиностроения. – 2015. – №4. – С. 145–149.
33. Осипов Ю.М. Финансовая экономика: концепция, структуры,
менеджмент. – М.: МГУ, 2016. – 369 с.
34. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и К,
2016. – 245 с.
35. Овчинников И.Д. Экономика транспорта: учеб. Пособие / И.Д.
Овчинников. – Комсомольск–на–Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ». – 2013 г.
– 112 с.
36. Основы экономики / под ред. Н.Н.Кожевниковой. – М.: Академия,
2014. – 234 с.
37. Павлова Л. Н. Финансы предприятий. – М: ЮНИТИ, 2016. – 287 с.
38. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная
финансовая политика. – М.: Дело, 2015. – 214 с.
11
39. Петрикеева М. В., Грачева Н. А. Методика анализа и оценки
эффективности деятельности предприятия // Актуальные проблемы
бухгалтерского учета, анализа и аудита, 2014. – с. 199–203
40. Пешкова А.А. Современные проблемы управления финансовой
деятельностью предприятий / А.А. Пешкова // Финансовые исследования. –
2017. – № 17. – С. 63–68.
41. Суворова Л.П. Экономика транспорта. Часть 1: учеб. Пособие. Изд.
2–е, испр., перераб. и доп. / Л.П.Суворова, А.В. Селезнёва, А.Б. Красюк /
под общ.ред. проф. Л.П. Суворовой. – СПб.: Изд–во ГУМРФ им. адм. С.О.
Макарова, 2014. – 116 с.
42. Солодовник А.И., Кокош Е.В. Система показателей финансового
состояния предприятия / А.И. Солодовник, Е.В. Кокош // Экономика и
социум. – 2017. – № 2 (15). – С. 509–511.
43. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж.. Стратегический менеджмент.
Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с
англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ,
2013, – 576 с.
44. Тарасевич Л.С. и др. Экономическая теория: учебник. – М.:
ИНФРА–М, 2014. – 315 с.
45. Хансе Э. Денежная теория и финансовая политика. – М.: Дело.
2016. – 278 с.
46. Чараева М.В. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие /
Чараева М.В. – 2–е изд. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 240 с.
47. Ширяева Н.В., Ефимова Д.В. Определение точки безубыточности
организации / Н.В. Ширяева, Д.В. Ефимова // Фундаментальные и
прикладные исследования в современном мире. 2016. – № 8. – С. 123–124.
48. Шарипова Л. А. Управление рентабельностью организации / Л. А.
Шарипова // Novainfo.ru. – 2016. – № 56. – С. 153–156.
49. Яковлева Н.В. Стратегические перспективы и реалии российских
предприятий // Экономика и математические методы. – 2016. – № 4. – С. 71–
79.
12
50. Ярушина Т. Н., Гузий Е. В. Повышение прибыльности и
рентабельности предприятия / Т.Н. Ярушина, Е.В. Гузий // Экономика и
бизнес. Взгляд молодых. – 2016. – № 1. – С. 112–115.