Падение выручки 2016 годов связано с такими проблемами как падение курса российского рубля, сокращение доходов населения, ужесточение конкуренции на рынке, в том числе выход на рынок нового конкурента – ПАО «Tele2», а также с отказом операторов от безлимитных тарифов, пользовавшихся большой популярностью у пользователей.
Кроме того, важной тенденцией стало ужесточение государственного регулирования отрасли, что потребовало изменений в стратегических подходах и операционной деятельности компании.
На рисунке 2представлена динамика среднего количества услуг по передаче данных на одного абонента сети Интернет.
Рис.2 - Динамика показателя услуг по передаче данных на одного абонента сети Интернет ПАО «Ростелеком» за 2012-2019 годы
Росту данного показателя способствуют увеличение числа устройств передачи сети Интернет на 30%, обновление тарифных планов и линейки интернет-опций, дающих пользователям больший объем трафика по более доступной цене, а также развитие мобильной инфраструктуры и повышение качества связи.
В 2018 году общий объем переданного трафика увеличился, главным образом за счет трафика в сети 4G, который вырос на 56% и составил 43% от общего трафика. Как показали результаты многочисленных исследований [3], [2], [7], поведение операторов рынка мобильной связи имеет выраженные особенности олигополии. Это доказывает расчет индекса Херфиндаля – Хиршмана (HHI), который используется для оценки степени монополизации отрасли и вычисляется, как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли
где Si – доля i-го предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли (i=1, 2,…, n), при этом S1 ≥ S2 ≥ ⋯ ≥ Sn.
Соразмерно с показателем ННI рынки и степень государственного воздействия квалифицируются по степени концентрации:
− при HHI>1800 рынок считается высококонцентрированным олигополистическим («немногочисленным»);
− при 1000
Рис. 3 - Динамика голосового трафика, динамика HHI
Рис.4 - Распределение рынка между операторами по голосовому трафику в 2019 году
Из графика 4 видно, что голосовой трафик имеет тенденцию к росту, а также, что значение индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI) превышает 1800 и колеблется совершенно незначительно.
Таким образом, можно охарактеризовать российский рынок услуг мобильной связи как высококонцентрированный олигополистический.
5 Анализ конкурентного окружения
На основе годового объема голосового трафика рассчитывается доля рынка каждого из операторов рис.3.
На рисунке 4 видно, что рынок телекоммуникационных услуг в России в 2019 году разделился в процентном соотношении следующим образом: ПАО «МТС» лидирует среди других по объему голосовых услуг со значением 36%, второе место у ПАО «МегаФон» - 31%, ПАО «Ростелеком» - 24%, Tele2 – 9%.
На основе графика, изображенном на рисунке 5, можно сделать вывод о том, что интернет-трафик рос небольшими темпами с 2005 по 2019 год, с 2015 по 2016 год происходила стабилизация объема услуг, а с 2016 по 2018 – величина интернет-трафика увеличилась более чем в 2 раза.
Рис.5 - Распределение рынка между операторами по интернет-трафику в 2019 году
В 2017 году ценовая доступность устройств передачи данных, специальные акции операторов по продвижению устройств, поддерживающих передачу мобильного Интернета, а также доступность услуг мобильной передачи данных стали основными драйверами роста потребления трафика.
По данным шведской компании производителя телекоммуникационного оборудования Ericsson, около 75% интернет-пользователей в России в возрасте 15-69 лет используют онлайн-сервисы ежедневно, причем каждый третий пользуется более чем 7 онлайн-сервисами в день.
При этом наиболее популярные сервисы, мессенджеры Viber, WhatsApp начинают уступать потоковым мультимедиа, таким как YouTube, что приводит к увеличению трафика.
Доля рынка каждого из операторов также может рассчитываться на основе годового объема интернет-трафика (рис.6).
Рис.6 - Динамика объема интернет-трафика, динамика HHI
На рисунке 6 наглядно представлено процентное соотношение между операторами по интернет-трафику в 2019 году: Мегафон (31%), МТС (28%), Ростелеком (23%), Tele2 (18%).
Одним из важнейших операционных показателей, используемых сотовыми операторами, является ARPU (англ. Average Revenue per User) – средний доход в расчете на одного абонента.
Рассчитывается, как отношение регулярного дохода на общее количество абонентов.
Также ARPU можно найти через среднюю продолжительность разговора сотового абонента MOU (англ. Minutes of Use).
где p – цена минуты разговора;
q – доля дополнительных услуг в доходах сотовых операторов.
Отследим поведение данного показателя фирм-участниц телекоммуникационного рынка (рис.7).
Рис.7 - Динамика средней стоимости минуты на одного абонента (АРРМ)
Из графика видно, что динамика носит убывающий характер, то есть каждая фирма стремится получить большую долю рынка и из-за этого снижает стоимость минуты трафика.
Данный показатель, также как ARPU и MOU, перестал публиковаться с 2017 года операторами «МТС» и «МегаФон» по причине низкой релевантности метрик для инвесторов.
В ходе выполнения работы был изучен телекоммуникационный рынок, проанализированы основные бизнес-процессы на рынке, изучены основные финансовые показатели деятельности ПАО «Ростелеком», такие как выручка, себестоимость и валовая прибыль, а также операционные показатели деятельности DSU, MOU, ARPU, APPM.
Рассчитан индекс Херфиндаля-Хиршмана, подтверждающий олигополистический характер телекоммуникационного рынка.
6 PEST-анализ
На первом этапе оценки конкурентных преимуществ проведем PESTLE анализ компании ПАО "Ростелеком. PESTLE анализ – это маркетинговый инструмент, который используется для оценки внешних и внутренних факторов. Анализ представлен в приложения 2.
Проведем оценку влияния факторов, влияющих на деятельность предприятия. Степень влияния – это влияние внешних факторов на деятельность компании. Оценивается по показателям от 1 –5.
Степень влияния – это положительное или отрицательное влияние на факторы развития предприятия. Оценивается в диапозоне от -1 до +1.
Интегральная оценка определяется по формуле: «Степень влияния на ПАО "Ростелеком умножить на «Степень влияния» (Приложение 3).
Среди социальных факторов большое влияние оказывают уровень активности потребителей: потребительское поведение при выборе компании, покупательская способность. Достаточно сильное отрицательное влияние оказывает изменение потребительских предпочтений покупателей телекоммуникационных услуг ПАО "Ростелеком. Не менее важным фактором является уровень безработицы в регионе, от уровня которого напрямую зависят доходы населения, а также демографические изменения.
Среди политико-правовых факторов наибольшее влияние оказывает