Фрагмент для ознакомления
2
молодого предприятия, значительно устарела. Стартап давно не сопоставляют с малым бизнесом. По факту это программное бизнес-моделирование, позволяющее создавать новые продукты и изобретения. Основывается строительство аргументированной базы на идее. Этим стартапер отличается от молодого бизнесмена. Чувство и желание наживы стоит в стороне, доминирует вера в нововыдуманную идею, так называемый проект или платформу, на основе которой будут развиваться другие проекты. Эти предложения не всегда являются обоснованными, и, как показывает практика, более 85% из начинающих стартапов прогорают. Остальные 15% получают крупную прибыль, патентуют проекты или изобретения и смело их продают. Возможен отказ от продажи, в таком случае подключают теорию расширения задач, позволяющую конструировать новые протомодели.
Для любого проекта необходимы материальные вливания. Малый бизнес начинает функционирование с уже имеющейся конструкции, существующего предмета, поэтому организатор сам предлагает потенциальным инвесторам бизнес-проект с обоснованием и калькуляцией. В таком случае деньги на развитие своего дела можно легко получить от инвесторов, родственников или в кредит [5].
Материально обеспечить стартап нелегко, поскольку единым его аргументом является идея. Собрать средства для стартапа позволяет краудфандинг. Это новое направление финансирования группой единомышленников. Дословно – crowdfunding – финансирование толпы. Структура процесса краудфандинга сводится к тому, что стартапер собирает людей, желающих добровольно спонсировать свой проект, при этом сумма и минимальный платеж не оговариваются. По такому принципу работают благотворительные фонды, волонтерские организации. Полученные деньги уходят на развитие идеи или производство продукции.
Внедрение продуктивного стартапа проходит все необходимые этапы: от определения задач и целей, через фокусировку аудитории, масштабирование, к реализации плана-продаж. На последней стадии основателю потребуются дополнительные материальные вливания, поэтому сотрудничество с несколькими инвесторами является необходимым.
Таким образом, разработать и внедрить стартап намного сложнее, чем открыть собственный бизнес. Эта платформа является прекрасной основой для бизнес-моделирования.
В статье Галака А.К. и Ростовой А.С.[7] указана обоснованность множества определений понятия «стартап», что характеризует его как многосторонним и емким, однако, не исключает формирования определенных характеристик стартапов применительно к конкретным областям.
По мнению Коэн Д, отраженному в его статье, стартап или стартап-компания - это организация с достаточно короткой историей деятельности. Обычно эти компании созданы не так давно, и находятся на стадии исследования (захвата) рынка и развития [10].
Авторы отмечают их отличительные черты:
1. Относительная молодость компании (находится на стадии развития);
2. Ограниченность в ресурсах (временных, материальных);
3. Наличие инновационных технологий, новых идей;
4. Небольшие размеры компании (ИП или микро предприятие, 2-10 человек);
5. Отсутствие четкого разделения труда, четкой организационной структуры.
Итак, стартап – это организация, в рамках которой реализуется венчурный проект, основанный на нестандартной идее, которому для успешной раскрутки и получения прибыли необходимо четкая реализация бизнес-плана, а также продвижение посредством маркетинговых инструментов. А чтобы этот проект смог «выстрелить», необходимо грамотно подойти к постановке цели и пустить все ресурсы вокруг решения главной задачи. Количество проектов, создаваемых с нуля, сейчас растет, достаточно многие компании заявляют о поддержке инновационных проектов и готовы к венчурному финансированию, при условии грамотного бизнес-проекта.
В статьте Жилинской О и Чуйко М. [8] раскрыта сущность технико-экономического обоснования целесообразности привлечения венчурных инвестиций для реализации новаторских идей. Охарактеризованы основные элементы методики технико-экономического анализа стартап-проектов, которые базируются на концепции соединения жизненных циклов рынка, инновационной продукции и стартап-компании. Исследованы общие и отличительные черты между методикой технико-экономического обоснования и бизнес-планом стартап-проекта, показано важность аудита новаторских идей в генерировании экономической информации будущего и принятия инвестиционных решений неформальными венчурными инвесторами.
Нефедова Л.В. [13] в свое статье отмечает, что российская инновационная система характеризуется как ориентированная на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий, а также абсолютным доминированием наименее передовых типов инновационного поведения, в том числе заимствованием готовых технологий. Это определяет особенности российских стартапов.
Также автор подчеркивает, что стартапы должны решать определенные проблемы людей, при этом более привлекательно решение проблем корпоративных клиентов. Более популярными являются такие сферы, как программное обеспечение, медицинские технологии, микроэлектроника, логистические системы, справочно-рекомендательные сервисы, социальные сети, рекламные и облачные технологии. Лидерство ІТ-сегмента среди общего объема венчурных инвестиций достаточно очевидно, ибо затраты на создание и развитие проекта составляют лишь заработную плату программистов. Созданный продукт при этом может быть быстро продан и неограниченно масштабирован. Востребованное программное обеспечение можно было писать находясь в любой стране мира, а вот создавать сервисы, ориентированные на клиентов, более привлекательно в больших странах, обладающих развитым сектором услуг.
Различные аспекты деятельности стартапов отображены в работах многих зарубежных исследователей, предпринимателей. В своей работе Майкл Микаловец [11] одним важных условий выживания любого проекта является умение основателей смотреть на мир по-новому, замечать выигрышную идею, которую никто еще не развил. Он также описывает опыт создания стартапов, дают четкую методику того, как создаются новые бизнесы, шаг за шагом. Д. Коэн и Б. Фелд [10] акцентируют внимание на практических вопросах работы с идеями, создания и совершенствования продукта, ценности для потребителя, формирования команды, поиска инвестора и финансирования. Они также показывают процесс оценивания инвесторами бизнес-идей, историю становления лидеров мировой экономики, особенно в сфере высоких технологий.
Так как стартапы занимаются реализацией венчурных проектов они обладают высокой степенью новизны и повышенным уровнем риска реализации. Поэтому задача каждого стартапера максимально снизить риски еще на зародышевом этапе - продумать четкую структуру выхода на рынок, другими словами обратиться к брендингу.
Бурдуковский В.Н. [4], в своей статье характеризует известны классические модели менеджмента стартапов - американская, японская и западноевропейская. В основе американской модели менеджмента — национальные черты американцев: способность бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Американцы
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты:
1. Алло, ищем российские стартапы [Электронный источник] – Режим доступа - // https://www.eprussia.ru/epr/369-370/1466562.htm (Дата обращения: 10.10.2020)
2. Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // Вестник евразийской науки. 2015. №5 (30). [Электронный источник] – Режим доступа - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/startapy-v-rossii-aktualnye-voprosy-razvitiya (дата обращения: 14.11.2019).
3. Бошян Б.А., Тарасян В.А Стартап-проекты: площадки, проблемы, методологии управления // Материалы конференции «Управление проектами: карьера и бизнес». 2019. С.55-58
4. Бурдуковский В.Н. Стартап как объект исследования: понятие, сущность, виды и отличительные особенности // СКИФ. Вопросы студенческой науки. – 2019. - №10. – С.306-309
5. Вешняковская Е. Стартап: умные начинают — и выигрывают // Наука и жизнь (Электронный журнал) https://www.nkj.ru/archive/articles/21082/ (Дата обращения: 08.10.2020)
6. Вострикова А.С. Основные проблемы стартап-индустрии в России // Аллея науки. – 2019 - №12. – С.825 – 828
7. Галака А.А., Ростова А.С. Исследование особенностей инновационных стартап-проектов // Неделя науки СПБПУ – 2017. – С.17-21
8. Жилинская О., Чуйко М. Аудит новаторских идей как предшествующий этап бизнес-плана стартап проектов // Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Экономика. – 2014 - №161 – С.16-21
9. Иванов К.И., Кисилевич Ю.В. Стартап в современной России: становление и перспективы развития // Современные проблемы права и управления. – 2019 - С. 29-44
10. Коэн Д. Стартап в Сети: мастер-классы успешных предпринимателей / Д. Коэн, Б Фелд ; пер. с англ. М. Иутина. - 2-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2017. – С. 47
11. Майк Микаловиц. Стартап без бюджета. пер. с англ. Сергея Филина. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – с. 288
12. Кузнецова А.С., Просолов В.И. Специфика управления рисками в стартап-проектах // Евразийский юридический журнал. – 2018. - №2. – С.335-337
13. Нефедова Л.В. Стартап-проекты в России: особенности становления и финансирования / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Сборник научных трудов по итогам проведения круглого стола. Под редакцией Радько С.Г.. 2019
Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)" (Москва). 2019. С.95-101
14. Новичкова И.В., Суслов В.А. Основные вопросы финансового обеспечения стартап-проектов // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2019. - №3. – С.71-73
15. Рассказова В.В. Инновационные стартап-проекты: проблемы командообразования и управления // Инноватика-2019. – 2019. – С.515-520