Фрагмент для ознакомления
2
предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе и найти грамотные пути их преодоления» .
2.1. Образовательное событие беседа «Я здоровье берегу — сам себе я помогу»
Таблица 1 – Этапы технологии проектирования образовательных событий
(по Н.В. Волковой)
Название
этапа Описание этапа
Прогнозируемый
результат
Предпроектный 1. Диагностика ситуации
2. Проблематизация (ценностное самоопределение в проблемном поле проекта):
‒ выстраивание проблемного поля;
‒ выбор проблемы для проектной деятельности
3. Концептуализация:
‒ формулирование идеи и замысла проекта;
‒ выдвижение цели проектной деятельности;
‒ определение задач проектной деятельности Определен объект проектирования
Обозначены идеи,
цель, задачи
Установлен формат
проекта
Разработка
проекта
Оформление текста проекта в форме технологической карты (взаимодействие будущего педагога и его воспитанника) Представлен сценарий
проекта
Реализация проекта Совместная деятельность педагогов (студентов) и школьников
В зависимости от формата проекта: КТД, праздник, «квест-игра», образовательное путешествие, волонтерская акция, учебно-исследовательский проект и т. п.
Рефлексия Рефлексия на выходе из проекта – обращение участников к себе и друг другу в новом качестве, с позиции приобретенного опыта совместной деятельности
(студенты пишут эссе «Мое понимание событийного проектирования» (личностная рефлексия)).
«+» получилось «–» не получилось
+
Анализ личной включенности студента
в проектирование, самооценка участия
студентов в событийном проекте;
Анализ детей (эссе/ сочинения/рассуждения школьников о личном участии в событийном проекте)
После проектная деятельность Выстраивание перспектив дальнейшей совместной деятельности педагогов и школьников Педагогический прогноз
Таблица 2 – Технологическая карта образовательного события
Сроки проведения: 14.10.2020 г.
Участники события: Учащиеся 1 б класса, родители
Место проведения: Школьный класс
Планируемые образовательные результаты:
1) предметные
2) метапредметные
3) личностные Воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам.
Пропаганда здорового образа жизни.
Воспитание сознательного отношения к собственному здоровью.
Оборудование, материалы: Дидактический материал о здоровом образе жизни, чудесный мешочек с предметами личной гигиены, картинки с изображением зубов, мяч, лист бумаги с нарисованным деревом.
Роли участников события: Педагоги — ведущие; дети — готовят стихи, участвуют в играх; родители помогают детям
Этапы события, сроки Деятельность
педагога Деятельность
обучающихся Прогнозируемый результат
Подготовительный этап Подготовка сценария, дидактического материала Подготовка стихов Предметные (знакомство с темой)
личностные (повышение самооценки)
метапредметные (развитие внимание, памяти)
Организация
события Сообщает необходимую информацию Учат стихи
Проведение
события Играет ведущую роль Принимают активное участие
Рефлексия Дети показывают знак и высказывают свое мнение:
«+» – уже знал,
«–» – это для меня ново,
«!» – интересная информация,
«?» – это мне не понятно. Воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам.
Пропаганда здорового образа жизни.
Воспитание сознательного отношения к собственному здоровью.
2.2. Эссе «Мое понимание событийного проектирования»
Изменения в российском образовании побуждают учителей искать новые подходы к решению задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только учебных документов, но и, прежде всего, деятельности учителей с детьми.
В связи с этим основной задачей воспитателей является выбор методов и форм организации работы с детьми, педагогических технологий, оптимально соответствующих поставленной цели развития личности.
Принципиальным аспектом педагогической технологии является позиция ребенка в учебно-воспитательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Взрослый, общаясь с детьми, придерживается позиции: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Его цель — способствовать развитию ребенка как личности. И этому способствуют новые педагогические технологии.
Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача сделать приоритетом индивидуальность ребенка. В переходный период определены новые ориентиры, направленные на:
способствовать развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
желание сделать жизнь детей интереснее;
обучение инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
изменить содержание образования, установив цели для каждой области образования.
В настоящее время наблюдается интерес к понятию «образовательное мероприятие» в образовательной среде, что связано, прежде всего, с его эффективностью в развитии личности ребенка.
Педагоги, изучающие событийный подход, предлагают сделать акцент на детской инициативе, самостоятельности и комплексной организации занятий для создания условий.
Научные основы событийного подхода:
Было продемонстрировано, что ребенок лучше всего усваивает то, что он делает, по собственной воле.
Было показано, что для того, чтобы быть активным, ребенок должен усвоить общие методы действия.
Оказалось, что ребенку небезразлично, что и зачем он делает.
Возможности для детей:
У детей развиваются навыки, активизируется стремление к независимости, развивается творческое отношение к собственной деятельности и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить дело до конца.
Все дети самостоятельно ищут способы решения собственных целей, выбирают средства и проверяют правильность решения.
Постановка цели ребенка и планирование занятий для детей могут помочь вам сосредоточиться на следующих шагах.
Возможности для учителей:
Единообразие способствует повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию. Ведь иногда детские вопросы такие, что обращаешься к разным источникам — энциклопедиям, методической литературе.
Учитель участвует в занятиях наравне с детьми.
Единицей дизайна в событийном подходе является образовательное мероприятие.
В чем суть понятия «образовательное мероприятие»?
Суть образовательного мероприятия заключается в том, что для деятельности детей создаются особые условия, приобретенный опыт осмысленно и осознанно становится средством достижения новой, уже более высокой цели.
Другими словами, Образовательное мероприятие — это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже шокировало.
Цель образовательных мероприятий:
Присвоение детям социального опыта через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности детей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Этапы организации образовательных мероприятий:
Этап 1:
– определение темы образовательных мероприятий. Мероприятия фиксируются в комплексно-тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах учебной работы,
2 этап:
– определение целей и задач предстоящего образовательного мероприятия, планирование этапов подготовки.
В идеале здесь должна быть организована совместная деятельность учителя и учеников, но на практике это не всегда получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи учебного мероприятия. Если в мероприятии участвуют несколько учителей, то они организуют это мероприятие вместе.
Дается определение целей организованной образовательной деятельности, разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Учитель определяет дополнительные ресурсы, необходимые ему для проведения образовательного мероприятия (совместная деятельность с другими учителями, родителями и т. д.), также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения цели, средства, необходимые для ее достижения, мероприятие детализируется на каждом этапе с учетом индивидуальных особенностей личности, взаимоотношений в группе и подготовки к мероприятию.
Шаг 3:
– подготовка образовательного мероприятия.
В процессе подготовки к образовательному мероприятию дети приобретают знания и навыки, которые потребуются во время образовательного мероприятия. Здесь проводятся творческие мастерские, даются специальные задания, ученики готовят творческие работы и сверяются