Фрагмент для ознакомления
2
применен опросник Т.П.Зинченко. В качестве экспертов выступали воспитатели, а также методисты двух дошкольных образовательных организаций. Эксперты выделили 9 качеств, которые могут быть отнесены к профессионально важным в деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций (табл. 4.1).
Таблица 4.1 - Профессионально важные качества воспитателей ДОО
№
п/п №
в
опроснике Профессионально важные качества Среднее
значение Ранг
1. 001 Эмоциональная устойчивость 2,2 6
2. 021 Способность действовать в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях 2,5 9
3. 054 Способность разрешать конфликты, т.е. находить выход из конфликтных ситуаций 2 2,5
4. 072 Способность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей 2 2,5
5. 086 Уравновешенность, самообладание 2,3 7
6. 089 Умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе 2 2,5
7. 141 Соблюдение моральных норм поведения 2,4 8
8. 143 Соблюдение общепринятых норм поведения 2,1 5
9. 152 Стремление находить компромиссное решение с партнером в группе 2 2,5
При этом эксперты указали, что неуравновешенность, чрезмерная жестокость (Mx = - 2,5) являются недопустимыми качествами для воспитателей ДОО.
Способность воспитателей разрешать конфликтные ситуации, то есть находить выход из конфликтной ситуации, и, в частности, стремление находить компромиссное решение с партнером в группе, изучались через анализ склонности воспитателей ДОО к различным формам поведения в конфликтных ситуациях. С этой целью использовалась диагностическая методика К.Томаса.
Было выявлено, что наиболее часто в конфликтных ситуациях воспитатели предпочитают такие типы поведения как: компромисс, сотрудничество и избегание (рис. 4.1). То есть при разрешении конфликтов они прибегают либо к компромиссным решениям и стараются уступать друг другу; либо приходят к какому-то альтернативному решению, которое полностью удовлетворяет решение двух сторон; либо вовсе не стремятся к кооперации, тем самым показывая свое безразличие к достижению собственных целей.
Наименее склонны воспитатели к соперничеству, они не стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим.
Рис. 4.1. – Результаты опроса воспитателей по методике К.Томаса
Значимая корреляционная связь значений показателей типов поведения в конфликте с возрастом и стажем профессиональной деятельности воспитателей отсутствует. Следовательно, предпочитаемый способ разрешения конфликта не зависит от возраста и педагогического стажа воспитателей ДОО.
Существенные различия значений показателей поведения в конфликте у воспитателей ДОО с высшим и средним специальным педагогическим образованием отсутствует. Значит, на выбранные воспитателями стратегии поведения в конфликте уровень образования не влияет.
Более половины обследованных воспитателей ДОО (57%) характеризуется средним уровнем нервно-психической устойчивости. Следовательно, у данных работников вероятны нервно-психические срывы в проблемных ситуациях.
Для воспитателей с высоким уровнем НПУ (33%) нервно-психические срывы маловероятны. Значит, они способны себя контролировать в стрессовых ситуациях (рис. 4.2).
При этом 10% обследованных воспитателей характеризуются низким уровнем нервно-психической устойчивости. Это может привести к несдержанности и даже агрессии по отношению к воспитанникам, что вызовет отрицательную реакцию детей и тем самым приведет к срыву воспитательно-образовательного процесса, а в более критической ситуации, может повлечь угрозу здоровью и жизни детей.
Рис. 4.2 – Количество лиц с разным уровнем нервно-психической устойчивости среди воспитателей ДОО
Более половины опрошенных воспитателей (57%) характеризуются средним уровнем моральной нормативности (рис. 4.3). У 16% испытуемых был выявлен высокий уровень моральной нормативности. Это может свидетельствовать о том, что они стараются адекватно оценивать свою роль и место в коллективе и в основном соблюдают общепринятые нормы. То есть, в рабочих ситуациях, большинство воспитателей стараются поддерживать благоприятную атмосферу.
Рис. 4.3 – Количество воспитателей ДОО
с разным уровнем моральной нормативности
Однако, 27% воспитателей обладают низким уровнем моральной нормативности, то есть характеризуются низким уровнем социализации, не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе.
В основном воспитатели ДОО обладают средним уровнем развития коммуникативных способностей (80%). У 4% испытуемых выявлен высокий уровень коммуникативных способностей. Значит, воспитатели умеют легко устанавливать контакты с партнерами в общении: коллегами, родителями, воспитанниками (рис. 4.4). Умение правильно общаться является необходимым компонентом в деятельности воспитателя. Ведь от уровня коммуникативной компетентности и коммуникативных способностей педагога напрямую зависит эффективность взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности.
При этом 16% опрошенных характеризуются низким уровнем развития коммуникативных способностей.
Рис. 4.4. – Количество воспитателей ДОО с разным уровнем коммуникативных способностей
Отсутствует значимая корреляционная связь значений показателя «коммуникативные способности» с возрастом и стажем профессиональной деятельности воспитателей ДОО. Это свидетельствует о том, что по мере взросления и с увеличением стажа профессиональной деятельности умение общаться у воспитателей ДОО не изменяется.
Также отсутствуют и существенные различия значений показателя «коммуникативные способности» воспитателей ДОО с высшим и средним специальным педагогическим образованием. Следовательно, способность устанавливать контакты в общении не зависит от уровня образования воспитателей ДОО.
У 57% воспитателей выявлены высокие значения по шкале «аффектация», что свидетельствует о повышенной эмоциональности, развитии чувства эмпатии. При этом у 36% испытуемых низкий уровень эмпатии, что может свидетельствовать о присутствии эмоциональной черствости, отсутствии желания поддерживать эмоциональный контакт.
Кроме того, у 57% испытуемых высокие значения по категории «активные безличные ответы» свидетельствуют о снижении значения социума для воспитателей (табл. 4.2. Следовательно, в основном воспитатели эмоциональны, но ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуацию и эмоциональные контакты устанавливают не со всеми, а только с тем, кто нравится.
У 54% обследованных высокие значения по показателю «Агрессия» (табл. 4.2). То есть тенденция к действию в данной категории отражает готовность к открытому агрессивному поведению как вербальному, так и физическому.
Существует значимая положительная корреляционная взаимосвязь показателя категории «аффектация» с возрастом воспитателей ДОО (4.3). Следовательно, чем старше возраст воспитателей, тем более свойственно проявление эмпатии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Альбуханова К.А. Личность как субъект деятельности/ К.А.Альбуханова// Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия. М.: Perse, 2007.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.6 МГУ, 1976.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – Спб.: Питер, 1997.
4. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика; уч-к для вузов. – Спб.: изд-во «Питер», 2000, - с.170-208.
5. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – Спб: 2005.
7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях//Психология здоровья/Под.ред. Г.С.Никифорова.- СПб, 2000.
8. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособие. –М.: Проспект, 2009.
9. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в д/с. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец 2110 « Педагогика и психология»/ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288с.
10. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ф.Исаев. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 207 с.
11. Изард, К. Э. Психология эмоции/ пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 464с.
12. Ильин И.А.Путь к очевидности /И.А.Ильин.- М.: Республика, 1993.,с.189.
13. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы.- Спб.: Изд-во «Питер», 2000.- 512с.
14. Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – 144с.
15. Карпов, А. В. К проблеме психических стрессов// Психологический журнал. – 1986. – №6. – С.21-23.
16. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога.- Спб.: Питер, 2006. -272 с.
17. Корчак Я. Как любить детей / Пер. с польского.- М.,1990.
18. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследований личности «HAND-тест».- Спб.: ИМАТОН., 2001- 64с.
19. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2001. – 544, с.408
20. Климов Е.А. Введение в психологию труда/Е.А.Климов. – М., - Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, с. 67.
21. Макаренко А.С. – О воспитании/ Сост. и авт. вступит. статьи В.С.Хелендрик. – М.: Политиздат, 1998.- 256с.
22. Педагогическое наследие/ Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А.; Сост. А.Ф.Смирнов.- М.: Педагогика, 1988. – 496с.
23. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1997, - 440с.
24. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А.Сухомлинского. – М.: Педагогика, 1991. – 112с.
25. Разумов, С. А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс. – В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – М.: Медицина, 1976.
26. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб.пособие.- Самара. Издательский дом «Бахрах-М», 2011.- 672с.
27. Рогинская Т. Синдром выгорания в социальных профессиях//Мир психологии. – 2002.- №1. – с.57-60.
28. Российская педагогическая энциклопедия/ Под ред. Давыдова В. В. В 3 т. Т.2. – М.: Научное изд-во «Большая рос. энциклопедия», 1999. – 543с.
29. Руденский, Е. В. Социально-психологические деформации личности учителя// Мир психологии. – 2008. – №2. – С.171-173.
30. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. –М.,1981, т.1, стр.94.
31. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: Социально-психологический центр, 1996.
32. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: Медицина, 1960. – 254с.
33. Селье Г. Стресс без дистресса – М.:. Прогресс, 1979. – 125с.
34. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. «Профессиональное обучение» под ред. В.Д.Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского гос. Университета, 2003, кн.1. – 174с.
35. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/д: " Феникс",2000.
36. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т., Киев,1979, т.3, стр.15.
37. Торчинская, Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу// Психологический журнал – 2001. – №2. – С. 34-35
38. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, М. – Л.,1948, т.2, с.293.
39. Фонтана, Д. Как справиться со стрессом: пер. с англ. – М.: Педагогика – Пресс, 2005. – 352с.
40. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя//Вопросы психологии.- 1994.- №6.- с.12-16.
41. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной образовательной деятельности. Спб.: Речь, 2004.
42. Черепанова Е. М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей, учителей. – М.: Издательский центр «Академия». –1996. – 96с.
43. Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. – М.,1985. – Т.12, с.54-55.
44. Чувашев И.В. Очерки об истории дошкольного воспитания в России. М.: Учпедгиз. 1955.
45. Шабаева М.Ф. Педагогические идеи В.Г.Белинского. Вводная статья к избранным педагогическим сочинениям. М., 1982, с.10.
46. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. –М.: Университетская книга, 2010. – 320с.,с.86-87.
47. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых.- Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2009.- 704с.
48. Юдчиц Ю. К проблеме профессиональной деформации Ю.Юдчиц//Журнал практического психолога.- 1998.- №7.- с.18-23.
49. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М.,1994.
50. Якунин В.А. педагогическая психология. Спб., 1998.