Фрагмент для ознакомления
2
1 типовое индивидуализированное задание: Аннотирование научных источников: монографии, периодические издания.
1. Беринская И.В., Цэрэндорж Жаргалтогтох. Здоровьесбережение в школах Монголии: опыт эмпирического исследования / И.В. Беринская, Жаргалтогтох Цэрэндорж // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. - №1 (14). – Том 5. – С.17 – 20.
В данной статье раскрывается важность формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. Проблема воспитания культуры здоровья детей школьного возраста приобретает особую актуальность и наиболее эффективно развивается, если школа проектирует систему деятельности, общения и познания, способствует самообразованию учащихся. Посредством такого подхода мы видим интеграцию совместной деятельности таких специалистов, как социальные педагоги, педагогические психологи, учителя-предметники и медицинские работники. В статье определены критерии формирования основ здорового образа жизни у младших школьников: когнитивные (знание правил гигиены; осознание правил питания; осознание правил гигиены; осознание правил оказания первой медицинской помощи); эмоционально-ценностные (личностная ценность здоровья; оценка учащимися личностного значения событий в школе для формирования здорового образа жизни); деятельностно-практические (оценка роли поведенческих факторов в охране и укреплении здоровья).; соответствие режима дня школьника требованиям здорового образа жизни). Кросс-культурные исследования показали, что личностные установки в области здоровьесберегающего поведения присутствуют лишь у меньшинства обучающихся. Содержание статьи также раскрывает актуальные направления и формы здоровьесберегающей деятельности со школьниками.
2. Гордин А.И. Информационная социализация: социально-педагогический аспект / А.И. Гордин // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2016. - №2 (22).
Феномен информационной социализации в сознании современного научного сообщества прочно связан с развитием информационного общества, в частности с развитием различных новых информационных технологий. Однако изначально социализация базируется на коммуникации, то есть непосредственном обмене информацией между людьми, который только в последние десятилетия стал более опосредованным различными техническими средствами. Вторжение виртуальных форм общения в жизнь человека не устраняет необходимости живого обмена информацией между людьми. Более того, новые формы опосредованного общения базируются на опыте непосредственного общения человека, а это значит, что все социально-психологические реакции и вытекающие из них социально-педагогические эффекты экстраполируются на все процессы, происходящие в информационной социализации. Эвристическая ценность изучения данной проблемы заключается в том, что делается попытка обратиться к богатому опыту изучения социальных эффектов коммуникации человечеством с целью более четкого понимания того, как информационная социализация влияет на социальное самочувствие, самоидентификацию и социальный интеллект человека.
3. Кибальник А.В. Волонтерская деятельность и ее роль в личностно-профессиональном развитии будущих социальных педагогов / А.В. Кибальник // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2016. – Т.8. - № 1. – С. 74–79. DOI: 10.14529/ped160110.
В статье обосновываются возможности волонтерской деятельности обучающихся-будущих социальных педагогов на этапе их профессионального образования, раскрывается сущность волонтерской деятельности, описывается современное состояние волонтерства в России. Основным предметом исследования является роль волонтерской деятельности в личностном и профессиональном развитии будущих социальных педагогов. На основе изученной литературы выявлены признаки волонтерской деятельности как социально-педагогического феномена, благотворно влияющего на социально-профессиональное развитие личности студента. Представлены направления деятельности и профессионально значимые результаты взаимодействия Центра молодежных социальных инициатив "добровольный выбор!" с основными социальными партнерами по подготовке будущих социальных педагогов. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических основ, основанных на основных положениях и достижениях ряда научных направлений (педагогики, психологии, философии, социологии); целостным подходом к изучению проблемы. Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью их широкого использования в деятельности педагогов профессиональных образовательных учреждений и в работе общественных организаций и объединений.
4. Бубнова И.С., Рерке В.И. Особенности проявления тревожности у подростков-сирот с несформированным типом гендерной идентичности / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Казанский педагогический журнал.- 2016.- № 2 (часть 1). - С.176-179.
Гендерную идентичность можно рассматривать как базовую структуру социальной идентичности, характеризующую человека (индивида) с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе, так и как самосознание по отношению к культурным определениям маскулинности и фемининности. В статье представлены результаты эмпирического исследования гендерной идентичности подростков-сирот. В статье показано, что подростки-сироты с информированным типом гендерной идентичности имеют высокий уровень ситуативной и межличностной тревожности.
5. Бубнова И.С., Рерке В.И. Медиативные технологии в профилактике экстремизма и конфликтов в условиях полиэтнической среды школы / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Казанский педагогический журнал.- 2016.- № 3 (116).- С.52-57.
Статья посвящена роли медиативных технологий в профилактике экстремизма и конфликтов в образовательной среде школы. Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению споров и конфликтов на всех уровнях российской системы образования. В статье показаны возможности школьной медиативной службы в профилактике конфликтов и экстремизма. Данная статья будет интересна специалистам в различных областях психологии и социальной педагогики.
6. Рерке В.И., Бубнова И.С. Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз / В.И. Рерке, И.С. Бубнова // Казанский педагогический журнал.- 2016.- № 3 (116). - С.150-156.
Статья посвящена исследованию психологической безопасности образовательной среды школы. Установлено, что в целом отношение к образовательной среде школы позитивно для всех субъектов-учащихся, учителей, родителей. Нейтральный тип отношения к образовательной среде школы выявлен у школьников 12-14 лет. Негативное отношение к образовательной среде составило 7-8% для каждой группы респондентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что есть учителя, ученики и родители, которые не признают референтную ценность школы, а это, в свою очередь, представляет угрозу психологической безопасности личности.
7. Бубнова И.С. Гендерный дисплей подростка-сироты/ И.С. Бубнова // Казанский педагогический журнал.- 2016. - №2 (117). - Т.2. - С.389-392.
В данной статье автор рассматривает гендерную идентичность как базовую структуру социальной идентичности, характеризующую человека (индивида) с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе, так и как самосознание в связи с культурными определениями маскулинности и фемининности. В статье представлены результаты эмпирического исследования гендерных проявлений у подростков-сирот. Данная статья будет интересна специалистам в различных областях психологии и социальной педагогики.
8.Инновационные технологии в образовании и воспитании одаренных детей: коллективная монография / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2017.– С.94.
В коллективной монографии рассматриваются инновационные технологии в образовании и воспитании одаренных детей. В статье рассматриваются теоретико-методологические основы процессов образования и воспитания одаренных детей. Особое внимание уделяется изучению технологических основ развития детской одаренности. Монография предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, социальных специалистов и обучающихся гуманитарных специальностей.
9. Теория и практика социально-педагогического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: коллективная монография/ Отв. ред. О.А.Лапина. – Иркутск: Иркут, 2017.– С.36-55.
В монографии представлен систематизированный и обобщенный опыт научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры социальной педагогики и психологии педагогического института Иркутского государственного университета, разрабатывающих теорию и практику социально-педагогического сопровождения личности в трудной жизненной ситуации. В подготовке материалов приняли участие магистранты, социальные педагоги и практические психологи-выпускники кафедры разных лет.
Материалы монографии будут интересны педагогам профессиональных образовательных учреждений; социальным педагогам, психологам, педагогам; специалистам, осуществляющим воспитательную работу с детьми и молодежью в различных сферах жизнедеятельности.
10. Федосова И. В., Буртонова И.Б. Формирование готовности к социально-педагогической деятельности бакалавров социальной работы: монография / И.В. Федосова, И.Б. Буртонова. Иркутск: Изд-во «Иркут», 2018. 144 c.
В статье рассматриваются вопросы формирования готовности к социально-педагогической деятельности будущих бакалавров социальной работы и выявляются проблемы этого процесса. В статье анализируются педагогические условия формирования готовности в системе высшего образования.
Анализ общих подходов к развитию профессиональной компетентности педагогов проводится в работах И. С. Даниловой, И. А. Зимней, Н. в. Кузьминой, Г. А. Лупановой, А. К. Марковой, В. А. Ситарова, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова.
11. Федосова И.В., Шахматова Д.П. Условия профилактики негативного влияния современного телевидения на психологическое здоровье младших школьников/ Социально-педагогическое сопровождение личности в фундаментальных и прикладных исследованиях: коллективная монография / Научн. ред. О.А. Лапина. Иркутск: Изд-во «Иркут», 2018. С. 47-64.
В статье рассматривается проблема влияния современного телевидения на психологическое здоровье младших школьников и основные методы и приемы профилактической работы в решении этой проблемы.
Раскрываются вопросы профилактики девиантного влияния медиапродукции на социализацию школьников. В статье описана программа, направленная на обеспечение безопасного пребывания подростков в медиасреде. Программа состоит из трех этапов: диагностического, формирующего, оценки результатов и рефлексии. Представлены данные о содержании и результатах констатирующего и формирующего экспериментов. На основе анализа и интерпретации экспериментальных данных описаны результаты исследования, а также обобщены трудности, возникшие в ходе эксперимента.
12. Федосова И.В. «Социокультурные контексты современного детства»: роль и место авторского курса в личностно-профессиональной подготовке будущего педагога// Педагогический имидж. 2018. №1 (38). С.69-82.
В статье обосновывается необходимость включения в процесс личностно-профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях вуза специальной целенаправленной работы по формированию готовности к работе с различными студентами на основе определения ведущей роли социокультурного контекста развития детства и его влияния на процессы формирования образа мира, стиля, поведения и деятельности современного ребенка. Представлен авторский опыт в данной области, в том числе разработка и внедрение спецкурса для обучающихся педагогического вуза в образовательный процесс.
13. Федосова И.В. Имидж педагогического вуза в социокультурном пространстве региона//Педагогический ИМИДЖ.. 2018. № 2 (39). С. 128-137.
В последние годы все больше внимания уделяется теме имиджа, о чем свидетельствует количество публикаций и диссертационных исследований. Однако проблема создания имиджа образовательных учреждений остается недостаточно изученной. Небольшая накопленная эмпирическая база, отсутствие многолетних исследований в этой области, а также недостаточная разработанность системы мониторинга и поддержки образовательных организаций в области создания корпоративного имиджа еще более усугубляют проблему. В данной статье представлен авторский опыт изучения комплекса факторов, формирующих имидж образовательной организации, на примере педагогического института Иркутского государственного университета. Показано, что для поддержания положительного имиджа учебного заведения необходимо разработать психолого-педагогические и организационно-методические основы.
14. Федосова И.В., Кибальник А.В. Лидерские качества обучающихся: опыт эмпирического исследования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2018. № 1. С. 250-260.
Существует относительный дефицит в разработке специальных программ по развитию лидерских качеств обучающихся в вузе. При этом именно в студенческие годы наиболее полно раскрываются организаторские задатки, формируются и