Фрагмент для ознакомления
2
КАСКО. ОСАГО и КАСКО это стандартный набор страхового агента, все их продают. Мы советуем агентам сконцентрировать свое внимание на спец программах, т.к. клиенты в текущих реалиях не готовы платить за все риски, но за крупные платят с радостью.
Ипотечное страхование. Не смотря на то что страховые компании некоторым банкам отдает вознаграждение по полису, у ипотечного страхования большие перспективы в ближайшей будущем. Все больше и больше квартир покупается с использованием ипотечного кредита.
Инвестиционное страхование жизни. Этот вид страхования для большинства агентов мало знаком, хотя он прирастает до 50% в год. Люди в России начали думать о пенсии, начали думать о накоплениях, начали рассматривать страховые компании как инвестиционный инструмент. Почти у каждой страховой компании есть дочерняя компания, которая занимается только страхованием жизни. Страховые компании платят за этот вид очень хорошее вознаграждение.
Страховое агентство и страховые агенты это в первую очередь продавцы услуг страховых компаний, поэтому важно понимать как изменяется спрос, чего хотят клиенты, почему они этого хотят. Мы подготовили ТОП 5 изменений поведения клиентов на рынке страхования:
Клиенты хотят персональных предложений (все чаще и чаще мы слышим в офисах фразы: «Почему я должен столько платить если я езжу 30 лет без аварий, а сосед каждый год бьет машину») .
Клиенты знают, что хотят. Продажи ОСАГО давно уже относятся к трансакционным продажам, к ним же относятся, например, зубная паста. Клиент знает, что ему нужно и чаще всего выбор делает по цене. Поэтому выстраивая продажи ОСАГО обращайте внимание на дополнительный сервис.
Клиент стремится к безопасности. В нестабильное время, особенно в России, когда за 2 года доллар может подорожать в 2,5 раза. Клиент смотрит в сторону безопасных покупок. Покупать в одном и том же месте, покупать одни и те же продукты, защитить себя и близких.
Мгновенная обратная связь. Клиенты открыто выражают недовольство той или иной компанией, тем или иным агентом на различных сервисах в интернете. Нужно учитывать это в своей работе.
Клиент старается потреблять умно. Всеобщее увлечение достижением целей, привели к тому, что покупки это средство достижения цели. Поэтому потребитель при выборе старается экономить время, деньги и т.д.
За рассматриваемый период коэффициент концентрации страхового рынка показывает тенденцию к росту. Рыночная доля ста наиболее крупных страховых организаций имеет почти абсолютное значение: 98,8% в 2020 г., незначительно отличаясь от рыночной доли (93,5%) пятидесяти самых крупных страховых организаций.
С увеличением числа крупнейших страховых организаций изменение коэффициента уменьшается, так почти 15% составляет изменение коэффициента между десятью и двадцатью крупными страховщиками и только 5% – между пятьюдесятью и ста крупными страховщиками соответственно. В целом такие значения не завышены в сравнении со страховым рынками других стран, например, в США десять наиболее крупных страховых организаций контролировали примерно 55% рынка по виду страхования жизни и 46% в ином страховании в 2015 г., в Германии соответственно 68 и 63% в 2014 г., в Польше 81 и 83% соответственно в 2015 г. В то же время сравнение таких показателей между странами не является корректным, так как имеются значительные различия в абсолютных значениях числа страховых организаций, условиях их деятельности и регулирования: федерального и территориального.
Так как коэффициент концентрации учитывает только крупные страховые организации, более расширенным показателем выступает коэффициент Херфиндаля-Хиршмана, рассчитываемый с учетом всех действующих на рынке страховых организаций. Данный индекс имеет тенденцию к снижению, при этом его наблюдаемые значения пока находятся ниже порогов концентрации рынка, которые начинаются с 1000.
Российский страховой рынок в настоящее время относится к конкурентному типу, характеризуется низким значением концентрации. В то же время в составляющих страховой рынок видах страхования присутствуют собственные тенденции, которые вносят неравнозначный вклад в общую концентрацию страхового рынка.
Оценка концентрации отдельных видов страхования на страховом рынке России. Основные, имеющие наибольшее распространение и доли на отечественном страховом рынке, виды страхования показывают большей частью повышенные значения коэффициента Херфиндаля-Хиршмана и относятся к четырем группам: от конкурентного до высококонцентрированного рынка.
Обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных средств показывает резкое уменьшение концентрации в период с 2018 по 2020 г., вызванное продолжающимися проблемами в этом виде страхования: повышенной убыточностью в связи с отсутствием скоординированного подхода к урегулированию страховых выплат и убытков и, таким образом, целенаправленным снижением участия в этом страховании самими страховыми организациями. Основной участник данного вида страхования – страховая группа «Росгосстрах» – снизила за рассматриваемый период долю своего участия с 82% в 2016 г. до 50% в 2020 г., что соответственно вызвало снижение коэффициента концентрации рынка в этом виде страхования. Страхование средств наземного транспорта (авто) характеризуется также неравномерным изменением показателя концентрации с 725 в 2016 г. до 961 в 2020 г. Очевидно, что такая тенденция продолжится, прежде всего за счет сокращения числа страховых организаций, так как этот вид относится к конкурентному типу рынка, где имеется значительное число страхователей, стремящихся минимизировать свои расходы на страхование, и где отсутствуют крупные корпоративные страховые контракты (тендеры). Уменьшение концентрации рынка в страховании имущества физических лиц связано со снижением покупательной способности страхователей на фоне падения реальных доходов населения. Другим фактором выступает уменьшение доли самого крупного участника этого рынка – страховой группы «Росгосстрах», составлявшей 86% в 2016 г. и снизившейся до 55% в 2020 г. Кроме того, в данном виде страхования постепенно увеличивается доля банковских групп: «Сбербанк Страхование», «ВТБ Страхование» и др.
В умеренно и высококонцентрированных сегментах страхового рынка наблюдается повышение (неснижение) концентрации во всех рассматриваемых видах страхования за период 2016-2020 гг. Наибольший вклад в рост страхового рынка России в целом в последние годы внесло страхование жизни, прежде всего, в рамках инвестиционных страховых продуктов: темп его роста за рассматриваемый период составляет в среднем почти 40% в год. В то же время концентрация страхового рынка в страховании жизни демонстрирует относительную стабильность, так как данным видом страхования активно занимается ограниченное количество страховых организаций: примерно 35, их круг сформирован за счет устойчивых банковско-страховых групп. В настоящее время в страховании жизни прослеживается не страховая, а региональная концентрация, так как эти инвестиционно-страховые продукты востребованы в крупных городах с более обеспеченными группами населения. Такие же причины влияют и на страхование от несчастных случаев и болезней с дополнением: расширяющимся участием банковских каналов продаж в предложении услуг по этому виду. Например, доля группы «ВТБ Страхование» увеличилась с 17% в 2016 г. до 36% в 2020 г. в этом виде страхования. Достаточно высока концентрация страхового рынка в добровольном медицинском страховании (HHI=1717 в 2020 г.), что обусловлено высокой рыночной долей страховой организации «Согаз», которая составляет примерно 55% общей суммы страховых взносов в целом по этому направлению рынка. Такая же ситуация наблюдается в страховании имущества юридических лиц с показателем HHI=3034 в 2020 г. и долей организации «Согаз» в 54%, т.е. монополия в этих двух видах страхования обусловлена значительной рыночной долей одного корпоративного страховщика. Таким образом, разные виды страхования имеют значительно дифференцированные показатели концентрации и монополии, на размер и изменение которых оказывают влияние такие причины, как текущее экономическое положение страхователей: юридических и физических лиц, присутствие значительных корпоративных контрактов (тендеров), убыточность самих страховых организаций и их уход из отдельных сегментов рынка, сокращение числа страховых организаций (приложение).
Другими важными аспектами концентрации страхового рынка России выступают региональные рынки, связанные со значительной территориальной распространенностью и различиями в региональном развитии.
Региональное страхование находится в русле общей тенденции распределения финансовых потоков между центром и регионами страны. Среднее значение доли регионального страхования в общем объеме страховых взносов (поступлений, премий) за период 2016-2020 гг., а также предыдущее десятилетие составило 50-52%, незначительно изменяясь на протяжении всего периода, что говорит о востребованности регионального страхования и устойчивости спроса на страховую защиту в регионах.
В то же время, если рассматривать страховую концентрацию по количеству страховых организаций: федеральных и региональных, то наиболее ощутимыми становятся тенденции олигополии и монополии в регионах, где снижается не только конкуренция, но и доступность, возможность получения страховой защиты организациями и населением (табл. 2).
Региональная концентрация по числу страховых организаций в каждом регионе, территории почти совпадает с концентрацией по страховым взносам, что характеризует тесную зависимость между экономическим развитием и спросом на страхование в каждом регионе.
Таблица 2
Концентрация страховых организаций по регионам России, 2020 г.
Федеральный округ Число региональных страховых
организаций Доля региональных страховых
организаций, %
Москва 119 58,3
Приволжский 19 9,3
Уральский 17 8,3
Северо-Западный 13 6,4
Центральный 11 5,4
Дальневосточный 11 5,4
Сибирский 10 4,9
Южный 4 2,0
Северо-Кавказский 0 0,0
Итого 204 100,0
В ряде федеральных округов (Северо-Кавказском, Южном) региональные страховые организации либо отсутствуют, либо находятся в малом количестве, не сопоставимом с территориальными рисками таких значительных по территории округов. В число регионов-лидеров по числу и деятельности региональных страховых организаций входят: Республика Татарстан – 8 страховых организаций, Екатеринбург – 5, Кемеровская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО – по 4-е. Значительные диспропорции в числе федеральных и региональных страховщиков имеют следующие негативные последствия.
Региональные страховые организации ближе к потребностям регионов, их страховые услуги более адаптированы к условиям, срокам, суммам страхования для местного населения и бизнес-сообществ. Такие виды страхования, как страхование урожая сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных, жилья, от природных рисков во многом не являются универсальными, требуя учета региональных особенностей, дополнительной региональной инфраструктуры для оценки рисков (андеррайтинга) и урегулирования убытков (осуществления страховых выплат). Наиболее крупные страховые организации имеют достаточно распространенную филиальную сеть и присутствуют во всех регионах страны, тем не менее, наиболее востребованные для населения и корпораций в регионах виды страхования предложены недостаточно полно.
Ситуация может осложняться для обязательных видов страхования, невозможность заключения договора и получения полиса по которым влечет за собой санкции к страхователям. Например, в настоящее время в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств федеральные страховые организации, имеющие лицензии на этот вид страхования, искусственно ограничивают возможность страхования путем сохранения административных или территориальных препятствий. Для преодоления ограничений на доступность такого страхования на государственном уровне были введены система «единого агента» для распределения договоров страхования между всеми страховыми организациями с лицензиями по данному виду и электронные полисы, реализуемые через сайты страховщиков. В первом случае это временная мера, которая введена на ограниченное время, во втором – пока присутствует незначительный объем электронных полисов, порядка одного-трех процентов общего объема всех заключенных договоров страхования.
Одним из факторов сокращения числа региональных страховых организаций выступают равные, наряду с крупными федеральными страховщиками, требования к финансовому обеспечению: уставному капиталу и активам. Обсуждение этого вопроса в экспертном сообществе и на государственном уровне параллельно с дискуссией о деятельности региональных банков привело к предложениям Центрального Банка России по планируемому введению пропорционального или риск-ориентированного финансового регулирования для региональных страховых и банковских структур.
Таким образом, значительные различия в региональной концентрации страхования имеют в своей основе, с одной стороны, территориально обусловленные причины – различия в уровне развития территорий: ВРП, объемах промышленного и сельскохозяйственного производства, доходах населения и, соответственно, востребованности страхования. С другой – присутствуют проблемы региональной дифференциации страховых услуг, решаемые путем регулирования ситуации финансовым регулятором. Рассмотрим далее зависимость концентрации страхового рынка России от числа страховых организаций.
В настоящее время в едином государственном реестре субъектов страхового дела, по данным Центрального Банка России, зарегистрировано 204 страховые организации, при этом происходит их последовательное
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. – 2002. – № 127.
3. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. – 2014. - № 159.
4. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13.07.2015 N 223-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
5. Алабян С. С. Страхование / С. С. Алабян, Л. С. Алабян // Страхование. - 2018. - № 7. - С. 47-52.
6. Алексеева А. И. Страхование / А. И. Алексеева. – М.: КноРус, 2018. - 688 с.
7. Алиев Б. Х. Страхование / Б. Х. Алиев, Ю. М. Махдиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 415 с.
8. Арутюнов Ю. А. Страхование / Ю. А. Арутюнов. – М.: КноРус, 2018. - 309 с.
9. Ахвледиани Ю. Т. Имущественное страхование / Ю. Т. Ахвледиани. – М.: КноРус, 2017. - 151 с.
10. Беляева Н. А. Обязательное и добровольное страхование принятого в залог имущества / Н. А. Беляева // Налоги. - 2017. - № 30. - С. 18-19.
11. Вахрушина М. А. Страхование / М. А. Вахрушина. – М.: Вузовский учебник, 2018. - 462 с.
12. Воскресенский В. Ю. Страхование / В. Ю. Воскресенский // Закон и право. - 2017. - № 2. - С. 106-108.
13. Гаврилова С. С. Страхование / С. С. Гаврилова. – М.: Эксмо, 2018. - 304 с.
14. Годин А. М. Страхование / А. М. Годин, С. В. Фрумина. – М.: Дашков и К, 2018. - 477 с.
15. Голодова Ж. Г. Финансы и кредит / Ж. Г. Голодова. – М.: Инфра-М, 2016. – 448 с.
16. Губенко Н. Страхование / Н. Губенко, Е. Писаревский // Закон. - 2018. - №4. - С. 3-10.
17. Ивасенко А. Г. Финансы: 100 экзаменационных ответов / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, В. Д. Михалев. – М.: Флинта, 2018. – 280 с.
18. Кабанцева Н. Г. Финансы / Н. Г. Кабанцева. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2016. – 402 с.
19. Кириченко Т. В. Страхование / Т. В. Кириченко. – М.: Дашков и К, 2018. - 625 с.
20. Ковалева Т. М. Финансы и кредит / Т. М. Ковалева. – М.: КноРус, 2018. – 360 с.
21. Лаврушина О. И. Финансы и кредит / О. И. Лаврушина. – М.: КноРус, 2018. – 320 с.
22. Ламбен Ж. Ж. Страхование / Ж. Ж. Ламбен, Р. Чумпитас. – СПб.: Питер, 2016. - 718 с.
23. Нешитой А. С. Финансы и кредит / А. С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2018. – 544 с.
24. Никулина Н. Н. Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховых организаций в РФ на современном этапе / Н. Н. Никулина // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. - № 4. – С. 80-88.
25. Романова М. В. Страховые организации и общества взаимного страхования: сравнительный анализ деятельности / М. В. Романова // Аудиторские ведомости. – 2016. - № 12. – С. 90-99.