Фрагмент для ознакомления
2
Исследование развития налоговой системы РФ следует начать с выделения основных этапов в развитии налоговой системы России в постсоветский период (с 1991 г. по настоящее время). В развитии системы налогообложения России можно выделить три этапа. Первый этап (с 1992 по 1999 г.) можно обозначить как «период совладания с кризисом». Его характеризуют неблагоприятный макроэкономический климат и глубокие институциональные преобразования. Система налогообложения адаптируется под дефицитный бюджет. Основная функция налоговой системы — фискальная.
Второй этап (с 2000 по 2007 г.) назовем «периодом снижения налогового бремени». Здесь структурные налоговые реформы протекали в условиях макроэкономической стабилизации: снижения уровня инфляции и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Система налогообложения адаптируется к устойчиво профицитному бюджету, усиливается ее стимулирующая функция.
Третий этап (с 2008 г. по настоящее время) характеризуется как «период увеличения налоговой нагрузки». Здесь наблюдаются постепенный переход к дефицитному бюджету и усиление фискальной функции налоговой системы. Посмотрим на выделенные этапы чуть более подробно.
Первый этап (1992–1999 гг.). Совладание с кризисом Экономическая ситуация в стране. Экономика новой России унаследовала ряд структурных проблем со времен Советского Союза. И для данного этапа в развитии страны был характерен значительный дисбаланс бюджетной системы. На фоне общего падения цен на мировом рынке нефтегазового сырья исправить ситуацию оказалось еще сложнее. Поэтому постепенное введение элементов рынка и экономические реформы того времени проходили на фоне стабильного снижения уровня ВВП. Выделяют «три кита» российского кризиса того периода:
— инфляционный кризис (ускоряющаяся открытая инфляция и внушительное сокращение товарных запасов в розничной торговле);
— платежный кризис (нехватка золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны, вызвавшие сокращение импорта);
— системный кризис (дискредитация фискальной функции государственной власти, затруднившая на всех уровнях способность регулировать ресурсные потоки).
Нельзя не отметить, что существенное воздействие на экономическое развитие России в 1990-е годы оказала и политическая нестабильность. Бессистемный характер частых изменений законодательного регулирования экономики не позволил сформировать фиксированную систему условий и принципов ведения хозяйственной деятельности. Иными словами, субъективный фактор неуверенности экономических агентов в функционировании институциональной сферы и общего недоверия регулятору сыграли важную роль в усилении бюджетного кризиса и общеэкономического спада. И, чтобы восстановить недостаток доходов, образующийся из-за низкой собираемости налогов, правительство наращивало государственный долг. Таким образом, сложное экономическое положение страны усугублялось затянувшимся бюджетным кризисом, малоуспешными попытками компенсировать расходы бюджета за счет усиления фискальной нагрузки, сталкивающимися с сопротивлением хозяйствующих субъектов (как населения, так и предпринимателей). Общее состояние налоговой системы и ее главная ловушка.
Остов налоговой системы, действовавшей в этот период, был сформирован сразу после распада Советского Союза. Налоговое законодательство, заложенное при переходе страны к рыночной экономике в 1992 г., фактически действовало на протяжении всего следующего десятилетия. Конечно, нельзя утверждать, что все налоговые инициативы того времени сохранили свои первоначальные формулировку и содержание. Правительством предпринимались попытки трансформировать частные элементы в действующей системе налогообложения, однако эти преобразования носили, скорее, точечный характер. Лишь с 1999 г. в силу вступила первая часть Налогового кодекса РФ, систематизирующая основные принципы налогообложения.
Иными словами, только к концу десятилетия был сформирован свод законов, регламентирующий «правила игры»: взаимодействие с налоговыми органами, правила администрирования налогов и др. До этого момента налоговая система менялась относительно хаотично и непредсказуемо, что усиливало недоверие налогоплательщиков и, следовательно, усугубляло фискальный кризис.
Причинами тому было чрезмерно высокое налоговое бремя, мало соотносившееся с реальными располагаемыми доходами населения и бизнеса, не могло выплачиваться в полном объеме. Поэтому перед Правительством России из года в год вставала проблема недоимки налоговых доходов. Так, по оценкам Минфина РФ, при условии полных выплат, предусмотренных налоговой системой, бюджет должен был пополняться доходами в размере 42–45% ВВП. На практике же выходил куда более скромный показатель — около 28–30% ВВП. Недополученные бюджетом средства были лишь «верхушкой айсберга», истинная проблема таилась в самой системе — в самовоспроизводившемся механизме уклонения от уплаты налогов. Если бы предприниматели следовали букве закона и добросовестно выплачивали необходимые налоги, то многие из них в считаный срок оказались бы неконкурентоспособными и вынуждены были уйти с рынка.
Выстраивать эффективный бизнес могли лишь те, кто не соблюдал в полной мере налоговое законодательство. Таким образом, система консервировалась, перерастая в устойчивую практику: государство не стимулировало создание цивилизованного рынка, вынуждая участников действовать по своим правилам. Тем самым поддерживались неэффективная система налогообложения и дефицит бюджета.
Второй этап (2000–2007 гг.). Снижение налогового бремени Экономическая ситуация в стране. Первая половина 2000-х годов стала периодом впечатляющего улучшения макроэкономических показателей российской экономики. Инфляция снизилась с уровня 30–35% до 10–12% в год, стабилизировался валютный курс, бюджет стал устойчиво профицитным. Все это создало благоприятные условия для роста экономики и дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации. Стимулирующую роль для отечественной экономики сыграл стремительный рост цен на основные товары российского экспорта. По общему признанию, Россия весьма успешно преодолевала негативные последствия структурных трансформаций 1990-х годов.
Экономическому росту способствовали приток внешних заемных средств, расширение внутреннего рынка и рост платежеспособности населения. Общее состояние налоговой системы: основные стимулы для реформирования. Наиболее радикальные изменения в налоговой системе были предприняты в 2001–2002 гг. В этот период вступает в силу вторая часть Налогового кодекса РФ. В качестве основной задачи нового налогового регулирования декларировалось повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы.
Противоречивый опыт прошлых реформ показал несостоятельность стратегии увеличения налогового бремени при крайне малой возможности его администрирования. Низкая собираемость большинства налогов наглядно продемонстрировала неэффективность существовавших фискальных инструментов. Кратко остановимся на наиболее уязвимых точках в системе налогообложения до масштабных реформ.
Во-первых, подоходный налог с его прогрессивной шкалой в России обладал низкой бюджетной отдачей. Сложность и осознаваемая многими несправедливость его взимания привела к массовому уходу в тень основного зарплатного фонда. Плательщиками этого налога были в основном граждане, получавшие «белую» заработную плату, имеющие низкие и средние доходы. Слабое администрирование сбора и слишком высокая ставка вызывали массовое уклонение от налога среди людей с более высокими доходами.
Во-вторых, серьезным недостатком отечественной экономики явилась зависимость от мировой конъюнктуры. Поэтому одной из ключевых задач, поставленных перед налоговой системой, стало сокращение доли поступлений, чутко реагирующих на внешнеэкономическую ситуацию. В связи с этим, несмотря на формальное понижение ставки НДС, доля косвенного налогообложения была увеличена (во многом за счет расширения налоговой базы).
Акцент на косвенных налогах объясняется их относительной стабильностью в долгосрочной перспективе. НДС в отличие от других налогов (ЕСН, НДПИ, налог на прибыль) в меньшей степени подвержен конъюнктурным колебаниям мировых цен на нефтегазовое сырье и энергоносители. В числе приоритетных направлений реформ можно выделить следующие:
— более равномерное распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками;
— снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
— снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.
Третий этап: с 2008 г. по настоящее время. Увеличение налоговой нагрузки Экономическая ситуация в стране. Наступивший финансовый кризис и стремительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры во второй половине 2008 г. наглядно показали, что ранее выбранный курс бюджетной политики способствовал «перегреву» экономики. По мнению экспертов, экономический рост 2000-х годов не обладал высокой устойчивостью и вел к накоплению диспропорций в экономике. Помимо этого, кризис актуализировал необходимость поиска путей компенсации сокращающихся нефтегазовых доходов бюджета. По итогам 2008 г. уменьшение поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет составило около 1% ВВП.
Бюджетным козырем страны, позволившим избежать усугубления экономического спада в 2008 г., стали высокие цены на энергоносители на мировых рынках. Более подробная характеристика текущего экономического положения страны будет представлена в следующем разделе. Основные реформы. С 1 января 2010 г. ЕСН заменяется тремя страховыми взносами на обязательное социальное страхование. При этом в 2010 г. общая ставка страховых взносов сохраняется на прежнем уровне — 26% от фонда оплаты труда, а с 1 января 2011 г. страховые взносы повышаются до 34% от ФОТ и составляют: в Пенсионный фонд Российской Федерации — 26%, в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации — 5,1%, в Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9%. При этом обязанность по выплате социальных взносов распространяется на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих единый налог на вмененный доход. Происходит уменьшение ставки налога на прибыль с 24 до 20% (увеличение региональной ставки с 17,5 до 18% при снижении федеральной ставки с 6,5 до 2%); при этом нижняя граница для региональной ставки налога на прибыль осталась без изменений — 13,5%. В части налоговых льгот было решено признать отчисления на формирование Российского фонда технологического развития как расходы на НИОКР.
В этот период прошел ряд административных изменений. Так, от выплат налога на добавленную стоимость было освобождено выполнение организациями научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ, которые относятся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий .
Статья 8 НК РФ содержит определения понятий «налог» и «сбор».
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О создании федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г. Москва): распоряжение Правительства РФ от 21.12.2011 № 2293-р.
4. Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство объектов капитального строительства — центров обработки данных, подведомственных Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 995 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50, ст. 7384.
5. Об утверждении Устава федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г. Москва): приказ ФНС России от 13.01.2012 № ММВ-7-1/5@.
6. Агузарова Ф.С., Хохоева З.В. Значение налогов в повышении инвестиционной активности в Северо-Кавказском федеральном округе//Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–4. – С. 836–839.
7. Алексеева М, Синельников С. Проблемы налоговой системы России: Теория, опыт, реформа//Научные труды Инс. экономики переходного периода (РАН). 2012. N19. С. 12-13.
8. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.- 682 с.
9. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право // Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2012. — 307 с.
10. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012. — 105 с.
11. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учеб- ник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 541 с. .
12. Крохина Ю.А. Налоговое право: Уч-к – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 463 с.
13. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2010. – 384 с.
14. Муссова С.А. Влияние налогового маневра на социально-экономическое развитие России // Young Scientist. - № 1 (16). - january, 2015. – С. 27-30.
15. Петров Ю. Эволюция налоговой системы России и возможности задействования фискальных инструментов для стимулирования экономического развития / Ю. Петров // Российский экономический журнал. – 2011. – № 6. – С. 46–55. 10.
16. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение : учебник для бакалавров / под ред. Г. Б. Поляка. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 463 с.
17. Радаев В.В. Экономико-социологический анализ влияния изменений в системе налогообложения на поведение компаний на то- варных рынках России [Текст] : научный доклад / В. В. Радаев, З. В. Котельникова, М. Е. Маркин, Р. И. Решетеева ; отв. ред. сер. В. В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Лаб. экон.-социол. исслед. — М. : Изд. дом Выс- шей школы экономики, 2014. — 121 с.
18. Шишкин, Р. Н. Оптимизация налоговой базы по НДС. Премии (бонусы) за присутствие товара поставщика в магазине // Юрист. -2011.-№7.
19. Филимошин Р.В. Сервисных функций много — исполнитель один // Налоговая политика и практика. 2012. № 11 (119). Ноябрь.