Фрагмент для ознакомления
2
оценка уровня производственной квалификации;
• заключение аттестационной комиссии .
Расстановка персонала обеспечивает эффективное замещение рабочих мест исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебной карьеры, условий и оплаты труда персонала. Расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.
Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.
Принцип перспективности основывается на учете следующих условий:
• установление возрастного ценза для различных категорий должностей;
• определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы;
• возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации;
• состояние здоровья.
Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации.
Типовая модель карьеры, используемая в организации: «трамплин», при которой жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию.
Условия и оплата труда в организации являются мощным принципом расстановки персонала. Составляющие: организация труда (комплекс вопросов, связанных с рабочим местом работника и его техническим оснащением); оплата труда (формирует доходы работников и является главным средством воспроизводства рабочей силы); социальные гарантии включают в себя обязательства предприятия выплачивать работникам компенсации и пособия по истечении каждого года).
Организация движения кадров (ротация) в СЧ СУ УМВД России по ХМАО-Югре города Нижневартовска включает процедуры повышения, перемещения, понижения и увольнения.
Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений работника современному уровню производства и управления. Обучение персонала в СЧ СУ УМВД России по ХМАО-Югре города Нижневартовска включает три вида:
• Профессиональная подготовка
• Повышение квалификации
• Переподготовка кадров
Важность обучения персонала подтверждают следующие основные факторы:
• внедрение новой техники, технологии, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
• непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала; для организации более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.
Мотивацией для обучения персонала в организации является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.
Потребность в обучении персонала в СЧ СУ УМВД России по ХМАО-Югре города Нижневартовска определяется с помощью:
• использования результатов оценки труда и персонала, выявляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники;
• диагностики среднего уровня подготовленности новых сотрудников.
Для Отдела по кадровому обеспечению СЧ СУ УМВД России по ХМАО-Югре города Нижневартовска присуще авторитарное управление, т.е. построенной на традиционных отношениях «начальник - подчиненный», когда власть лидера поддерживается всеми нормативными документами административной системы.
Лидерство не заменяет управление и не существует вне его, а дополняет управление в тех случаях, когда традиционные методы управления не дают высоких результатов и не позволяют эффективно достигать поставленной цели.
В рассматриваемой организации действуют три формы стимулов:
• Материальное поощрение (заработная плата, тарифные ставки, премии, вознаграждения за результаты);
• Моральное поощрение (благодарности, почетные грамоты);
• Самоутверждение
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Способы административного воздействия, применяющиеся в СЧ СУ УМВД России по ХМАО-Югре города Нижневартовска:
• Организационные воздействия (штатное расписание, Устав организации, должностные инструкции, организация рабочего места, правила трудового распорядка);
• Распорядительные воздействия (приказы, распоряжения, контроль исполнения, нормирование труда, указания);
• Материальная ответственность и взыскания (ответственность за задержку трудовой книжки, депремирование);
• Дисциплинарная ответственность и взыскания (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение, понижение в должности);
• Административная ответственность (предупреждение).
Экономические методы управления являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов. Элементы, регулируемые экономическими методами управления, применяющиеся в СЧ СУ УМВД России по ХМАО-Югре города Нижневартовска :
• Оплата труда (должностной оклад, премия, материальная помощь);
• Налоговая система (НДС, подоходный налог);
• Форма собственности (муниципальная).
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом,они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Основные элементы регулируемые социологическими методами управления применяющиеся в рассматриваемом учреждении:
• Социальное планирование (цели, критерии, методы, нормативы, результаты);
• Социологические методы исследования (наблюдение, собеседование);
• Личностные качества (деловые качества, моральные качества);
• Мораль (государственная, личная);
• Партнерство (деловое);
• Соревнование (методы, формы организация, критерии, принципы);
• Общение (вербальное, невербальное, личностное, межличностное);
• Переговоры (структура, техника, методика, приемы, результаты);
• Конфликты (деловые, межличностные)
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Элементы, регулируемые психологическими методами управления, применяющиеся в СЧ СУ УМВД России по ХМАО-Югре города Нижневартовска:
• Психологическое планирование (цели, критерии, методы, нормативы, результаты);
• Отрасли психологии (психология труда, психология управления);
• Тип личности (организаторский, аналитический);
• Темперамент (сангвинический);
• Характер человека (экстраверт);