Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Посещение, наблюдение, проведение и анализ уроков.
Перед началом педагогической практики мной совместно с заместителем директора по УВР было составлено расписание уроков, которые мне предстояло провести в 1-4 классах. Оно было составлено таким образом, чтобы в течение недели перед весенними каникулами с 15 по 19 марта провести все 15 уроков.
№ п/п Понедельник
15 марта Вторник
16 марта Среда
17 марта Четверг
18 марта Пятница
19 марта
1 Русский язык (3 класс) Математика (4 класс) Математика (2 класс) Математика (1 класс) Литературное чтение
(4 класс)
2 ИЗО
(1 класс) Русский язык (2 класс) Русский язык (4 класс) Литературное чтение
(2 класс) Окружающий мир
(2 класс)
3 Окружающий мир
(1 класс) Окружающий мир
(3 класс) Литературное чтение
(3 класс) Технология
(3 класс) Физкультура (1 класс)
За время практики мной были поведены 15 уроков, из них 10 – зачетных: 2 - по русскому языку, 2 – по математике, 2 – по литературному чтению, 1 – по окружающему миру, по 1 уроку технологии, изобразительного искусства и физической культуры.
2) Представление конспектов двух проведенных уроков.
Урок математики во 2 классе
«Сложение двухзначных чисел с переходом в другой разряд»
Цели и задачи:
- совершенствовать умение вычитать двузначные числа с переходом через разряд;
- совершенствовать умение решать задачи;
- учить анализировать схемы, составленные по условию задачи;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать самостоятельность.
Оборудование:
- иллюстрации животных, грибов;
- карточки для самостоятельной работы;
- иллюстрация торта, бочки;
- плакат с выражениями;
- схема задачи.
1 ряд – 6, 9, 4, 8, 5, 7.
2 ряд – 12, 56, 81, 73, 94, 33.
- А теперь сравните верхний ряд грибов и нижний. Чем отличаются числа 6, 9, 4, 8, 5, 7 от чисел 12, 56, 81, 73, 94, 33?
- Правильно, ребята, в 1 ряду числа однозначные, а во 2 ряду – двузначные. Сколько знаков требуется для записи этих чисел?
- А сколько десятков и единиц содержится в числах 2 ряда?
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, умеете различать числа однозначные и двузначные.
- А теперь давайте зайчонку поможем решить задачу:
Мама – зайчиха собрала с одной грядки 16 морковок, а со второй на 5 меньше. Сколько морковок собрала мама – зайчиха со второй грядки?
- Молодцы, справились и с этим заданием.
Ребята, белка решила отпраздновать свой день рождения и назначить время праздника с помощью игры. Она засекретила его, записав на цветке числа, и предложила самим догадаться о времени и записать его в середину цветка. Вы должны проследить за изменением чисел, записанных на лепестках. Начиная с числа 5 по часовой стрелке, найти число, с помощью которого изменяются все числа.
- Так во сколько же начнется праздник? (в 11ч.)
- Как вы узнали? (16-5, 27-16, 38-27)
- Молодцы! Белка пригласила на день рождение зайчонка и медвежонка. Зайчонок взял подарок и пошел в гости. Но на его пути встретилось болото. Все болото в кочках, а на каждой кочке задание. Выполнишь их верно – пройдешь через болото, а нет – оступишься и утонешь. Запечалился зайчонок. Давайте его выручать.
- Вставьте знаки >, < или =.
( на доске иллюстрация болота с выражениями)
65 + 8 … 73 19 + 6 … 27 73 – 5 … 65
94 – 7 … 87 47 + 7 … 51 26 – 9 …17
- Медвежонок тоже получил приглашение на праздник. К дому белки через лес вели 3 тропинки. Белка узнала, что одна из тропинок затоплена после дождя водой. Чтобы предупредить об этом медвежонка, она послала ему игру. Нужно догадаться, по какой тропинке идти нельзя. Она зашифровала каждую тропинку. Вам нужно решить примеры и соединить их стрелками с ответами. К какой цифре приведут стрелки, та тропинка затоплена.
Урок литературного чтения в 4 классе по теме
«С.Т. Аксаков«Аленький цветочек» (второй урок)
Цели и задачи:
1. продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;
2. развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3. воспитывать любовь и уважение к родителям.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Задание 2. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия
По плану мне необходимо было организовать и провести внеклассное воспитательное мероприятие. Обратившись за помощью к заместителю директора по учебно-воспитательной работе, мне предложили несколько вариантов таких мероприятий. Но я остановилась на воспитательном мероприятии «День Земли». Этот всемирный праздник проводится 20 марта. Поэтому мой выбор пал на него.
Провести мероприятие было решено в третьем классе.
Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса
«День Земли»
Цели и задачи:
1. напомнить обучающимся о существовании Дня Земли и ее происхождении;
2. расширить представление о жизни фауны и флоры Земли;
3. формировать стремление к сохранению живой природы.
Оформление и оборудование.
Класс нарядно украшен. На центральном месте – земной шар: разделенный на 4 части (4 времени года). Рядом фигурки девочки и мальчика, над ними солнце. Вокруг весенние цветы, под земным шаром комнатные растения и мягкие игрушки – животные, компьютер.
Ход мероприятия.
Почему люди стали отмечать День Земли? В 1969 году возле американского города Санта-Барбара произошла страшная катастрофа. Миллионы тонн нефти вылилось из скважин, погибло множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли тысячи гектаров растительности, была отравлена вода. С 1970 года каждое 22 апреля в США отмечается День Земли. Ныне он вошел во все календари мира.
Солнце светит, пахнет хлебом…
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой мирной тишиной.
Есть прекрасная планета,
А зовут ее – Земля.
И живет на той планете
Удивительный народ.
Любит Землю он и весело поет.
Вот немощный желтый круг
Это солнце вышло вдруг,
Ты мне друг, и я твой друг.
Здравствуй, солнышко, наш друг,
Ты свети нам круглый год.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад, и стар
Что она огромный шар.
(Земля).
Правильно. Наша планета Земля – это огромный, преогромный шар, такой большой, что нужно много, много дней, месяцев, чтобы объехать ее вокруг. На земле живут очень много людей, кроме людей, живут еще звери и птицы и бабочки. Здесь всем хватает места.
А сегодня мы собрались отмечать день рождение Земли.
Есть одна планета сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц кликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыш в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету.
Ведь другую на свете нет.
Исполняется песня « Край родной »
Любимый край, моя Земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
Солнце сияет над нашей Землей,
Синее море играет волной.
Птицы веселые в рощах поют.
Любим мы землю родную свою.
Анализ воспитательного мероприятия в 3 классе «День Земли».
Тема мероприятие было предложено заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Конспект был разработан мной с использованием методической литературы.
Выбрана была данная тема в связи с тем, что 20 марта отмечается День земли по всему миру. Актуальной она стала, так как ребята 3 класса заинтересованы в экологическом состоянии планеты. Часто участвуют в проектах о защите природы.
Мероприятие построено таким образом, чтобы ребята самостоятельно определяли проблемы, поставленные перед ними с помощью рисунков на доске, делились знакомой им информацией, получали новую информацию с помощью одноклассников и учителя, отобразили всё ранее описанное в творческих проектах – листовках.
Выбранные мной содержание, методы и приёмы, а также средства и формы проведения мероприятия считаю эффективными и целесообразными, поскольку, ознакомившись ранее с ребятами, узнала о приоритетных формах работы, умениях и навыках выполнения заданий.
Задание 3. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
В 4 классе обучается 19 учеников, из них 12 мальчиков и 7 девочек. Большинство из них 2010 года рождения. Процесс обучения строится на основе программы «Перспектива». При этом особое значение придается единству и равнозначности в интеллектуальном, волевом, нравственном и эмоциональном развитии.
С первых дней обучения в классе сформировалась группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень развития и проявляющих ярко выраженные лидерские качества: Акимов Глеб, Сергеева Марина, Таран Яна, Червонный Антон, Карюгин Андрей. Селезнёв Иван, Фролов Александр. Ученики этой группы внимательны и активны на уроках, стараются показать наилучший результат. Между собой они общительны, но не упускают возможности показать свое превосходство перед другими в тот или иной момент.
Остальные учащиеся не проявляют на уроках высокую активность, но справляются с домашними заданиями, за исключением 2 человек (Иванова Анастасия и Лазарева Ариадна), которым адаптация к школе дается с трудом.
Все учащиеся 4 класса с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям. С большим удовольствием и высокой активностью принимают участие в театральном и танцевальном кружках, конкурсах, олимпиадах различного уровня. Часто выезжают на районные конкурсы.
Задание 4. Психолого-педагогическая характеристика
одного из учеников класса
Нестратик Анастасия родилась 10 февраля 2010 года. В МБОУ «Пустомержская СОШ» обучается с 1.09.2017 г. В настоящее время девочке полных 11 лет. Анастасия воспитывается в полной многодетной семье, где есть мать, отец, младшие сестра и брат. Семья характеризуется положительно, большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей, вредных привычек не имеется.
Общий запас знаний и представлений ребёнка соответствует возрасту 9-10 лет, учебную программу Анастасия усваивает, имея затруднения по русскому языку и математике, связанные с нарушениями письма и не достаточно развитым логическим мышлением. Ученица имеет представления о самой себе, о своей семье, окружающем мире, лучше работает при индивидуальном контакте с педагогом, в контроле которого постоянно нуждается.
Девочка понимает и воспринимает обращённую к ней речь, сама активна только тогда, когда хорошо подготовится (включая домашнюю работу) или имеет опору на тетрадь, карточку, текст. Словарный запас ребёнка соответствует возрасту 9-10 лет. Слова и звуки произносит правильно. Умеет задавать вопросы, отвечает на них по мере возможности. Строит свои высказывания, последовательно передавая содержание учебного текста при пересказе, хотя часто упускает детали или передаёт их сжато. Техника чтения ниже нормы, соответствующей для учащихся 4 класса (менее 80 слов в минуту), читает по слогам и целыми словами, понимает прочитанные тексты с несложным содержанием.
При письме под диктовку допускает ряд ошибок, связанных со слабо сформированным умением применять на письме изученные правила правописания. Осуществляет зрительный контроль при письме, но испытывает трудности при воспроизведении графического образа букв и цифр (нарушения формы, наклона, размеров графических элементов).
Задание 5. Общее впечатление о практике
В период с 24 февраля по 24 марта 2021 года я проходила педагогическую практику в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Колтушская СОШ им.ак. И.П. Павлова. Обучение в школе ведётся по УМК «Перспектива».
Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учителя начальных классов и заместитель директора по учебно-воспитательной работе старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, а также внеклассного мероприятия, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.
Особую важность для меня представляла беседа с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Колбасовой Татьяной Владимировной , в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков в начальной школе. Продуктивным было и посещение уроков учителей начальных классов во время учебной практики.
План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 15 учебных занятий (по 3 урока математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира, по 1 уроку изобразительного искусства, технологии и физической культуры), внеклассное мероприятие, а также осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся 4 класса. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей начальных классов по определенной теме; составляла сценарий внеклассного мероприятия и готовилась к его проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. 100 главных понятий о школе и государственно-общественном управлении. Краткий словарь-справочник для общественных управляющих/ А.М. Моисеев, Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий, А.А. Седельников. –М.: 2015. – 151 с.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1985. - 120 с.
3. Безруких, М. М. Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей / М. М. Безруких. - М.: Ювента, 2007. - 80 с.
4. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении / А. А. Бударный // Начальная школа. - 2005. № 7 - С. 11 - 14.
5. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
6. Егоров, Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению [Текст] / Т. Г. Егоров; М. : Изд-во АПН РСФСР, 1991. - 107 с.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова.- М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.
8. Коробова, Н. Н. Речевое развитие младшего школьника / Н.Н. Коробова // Начальная школа. - 2008. - № 10. - С. 44 - 46.
9. Кочеткова, А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова // Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 64 - 68.
10. Курлыгина, О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте / О. Е. Курлыгин // Начальная школа. - 2010. - № 8. - С. 15 - 17.
11. Леонтьева, М.Р. Об учебно-методическом комплекте «Школа России» / М.Р. Леонтьева // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 6 - 7.
12. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя / М.Р. Львов. - М. : Просвещение, 1985. - С. 72 - 140.
13. Нижегородцева, Н. В. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] : пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева. - М. : Владос, 2001. - 256 с.
14. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004.- 224с.
15. Николаева, А. А. Дифференциация и индивидуализация учебного процесса в начальной школе: Из опыта работы А.А. Николаевой, учителя начальных классов МОУ СОШ №11 с. Волочаевка. - Биробиджан: ОблИПКПР, 2010. - 36 с.
16. Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И. М. Осмоловская. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 160 с. обучение грамота начальный школа
17. Педагогика: учеб. пособие/ Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 608с.
18. Редозубов, С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе [Текст] / С. П. Редозубов. - М. : Изд-во АПН. - 1961. - 428 с.
19. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М. : Академия, 1998. - 384 с.
20. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / В.А. Синицын // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С. 71 - 75.
21. Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В.И. Смирнов.- М.: Логос, 2003.- 304с.
22. Сунагатуллина, И.Н. Особенности речевой деятельности младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / И.Н. Сунагатуллина // Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 78 - 81.
23. Федерягина, О.Н. Групповая работа на уроках обучения грамоте / О. Н. Федерягина // Начальная школа. - 2011. - № 3. - С. 14 - 17.
24. Фомичева, Г.А. О формировании синтактического строя речи младших школьников: Методика работы по синтаксису в начальных классах школы / Г.А. Фомичева // Начальная школа. - 2001. - № 1. - С. 15 - 29.
25. Анкеты и правила их составления [электронный ресурс]. – http://mass-pr.ru/2009/10/17/анкеты-и-правила-их-составления
26. Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся [электронный ресурс]. – Оформление исследовательской работы http://obuchonok.ru
27. Теория обучения: конспект лекций [электронный ресурс]. – http://www.libma.ru/nauchnaja_literatura_prochee/teorija_obuchenija_konspekt_lekcii