Фрагмент для ознакомления
2
Экспериментальные исследования проблемного изучения блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» у младших школьников были организованы нами поэтапно, что позволило своевременно вносить определённые коррективы, с тем чтобы в конце экспериментальной работы получить более объективные данные.
В эксперименте приняло участие 8 учащихся четвертого класса.
Первый этап – констатирующий эксперимент. В процессе констатирующего эксперимента были рассмотрены умения младших школьников целенаправленно использовать определённые предметы, анализировать, сравнивать однородные предметы, обобщать, выполнять те или иные задания. На первом этапе изучалась природа умений и вырабатывались основные теоретические положения, связанные с процессом их формирования. Основными методами исследования на этом этапе были теоретический анализ, наблюдения и беседы.
Констатирующий эксперимент показал, что все учащиеся, с которыми мы начали эксперимент, частично владели умениями анализировать те или иные природные процессы, правильного использования терминов и названий, а также умение работать с материалами, которые необходимы для выполнения заданий. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Второй этап – формирующий эксперимент. В процессе формирующего эксперимента на уроках в процессе изучения блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» у младших школьников был использован комплекс проблемных заданий, направленных на формирование знаний, умений и навыков, а также самостоятельность мышления, умение ориентироваться в потоке информации и умение работать в группах.
Комплекс проблемных заданий включал в себя следующие задания:
- в процессе экскурсии в местный парк наблюдать за поведением людей, которые отдыхают в парке и за работой людей, которые занимаются уборкой территории (написать сообщение на 5-6 предложений о правилах поведения в природе);
- изготовление гербария с разделами: цветы, листья деревьев, листья кустов;
- конструирование объёмной аппликации с использованием природных материалов;
- творческая работа «Человек и природа» (на основании изученного материала в классе, а также на основании самостоятельных наблюдений).
Учащиеся класса постепенно, систематически, на каждом уроке выполнили предложенные им задания. Следовательно, участники эксперимента обладали в основном одинаковыми умениями и имели приблизительно одинаковые знания, связанные с тематикой блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир».
Стоит обратить вниманием на то, что на первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников знания, умения и навыки, а также ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования той или иной проблемы, особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.